Состав исходный; Johan Edlund (vocals, guitar), Thomas Petersson (lead guitar),
Niklas Ekstrand (drums), Jorgen Thulberg (bass). Co второго альбома группа стала
квинтетом - появился штатный клавишник J. Malmsten.
Год спустя новым басистом стал Johnny Hagel, сменился и клавишник - Kenneth Roos.
В 1994 году в группе официально остается двое участников: Эдлунд и Хагель. Все
партии клавишных исполнил постоянный продюсер ансамбля Waldemar Sorychta (на ранних
альбомах он участвовал - эпизодически - в качестве соло-гитариста). В студии им
помогли: лид-гитарист Magnus Sahlgren и ударник Lars Skjold. В дальнейшем лидер
группы Johan Edlund постоянно тасовал состав, оставаясь единственным
оригинальным участником группы.
Пришла пора поговорить о группе Tiamat, которая в годы расцвета (1991-97)
представляла собой не только самое заметное явление на шведской рок-сцене, но и одну
из самых революционных единиц в истории рок-музыки, В творчестве ансамбля балом правила
Непредсказуемость: все 5 первых программных альбома столь же похожи между собой, как
представители негроидной, монголоидной и европеоидной рас. Да, два глаза, два уха,
нос... Гитара, бас, клавишные, вокал... На этом сходство и заканчивается. В остальном
же группа сродни сказочному младенцу, который "растет не по дням, а по часам": это
касается абсолютно всех аспектов раннего и среднего периода творчества Tiamat -
профессионализма, композиции, вокала. Единственное объединяющее начало - минорность
всех композиций.
Спутать Tiamat тех лет с кем-либо невозможно. Нечто кровное, неистребимое,
принадлежащее только им, незримо присутствует в каждом альбоме. Ни один самый смелый
музыковед не смог бы предсказать фантастический рост команды после выхода их дебютного
альбома. Типичный скандинавский дэт-метал с элементами Black в вокале и doom в музыке,
и только это самое "неистребимое нечто" невольно задерживало внимание на, казалось
бы, заведомо провальном проекте.
Вместе с группой, похоже, столь же быстро рос и их оригинальный продюсер
Вальдемар Сорихта. На втором альбоме он уже выступает также в качестве звукорежиссера,
да еще в одной из песен отыграл отменное гитарное соло. Как и на предыдущем альбоме,
лирическая концепция "Астрального сна" (1991) также навеяна шумерскими легендами и
языческой мифологией, но подобной метаморфозы с музыкой не ожидал никто из
успевших познакомиться с "Шумерским плачем". Более того, возможно, прослушав однажды
новый альбом, многие могли утвердиться в отрицательном мнении. Но ведь золото как
раз и не блестит...
Первое впечатление - какая-то хаотическая надуманная бессмыслица - заставило одних
сразу же отвернуться, а искушенных меломанов - почесать затылок: уж больно знакомым
было ощущение. Подобное подсознательное предчувствие глубины при сознательном
неприятии вызывали наиболее сложные ранние арт-проекты типа ELP, Yes, Gentle Giant,
Van Der Graaf Generator, King Crimson - более необычные для восприятия, чем
фундаментально классические Genesis или Jethro Tull. И вот сквозь эту "бессмыслицу",
при каждом новом к ней обращении, начинают проступать сложные, но тщательно
продуманаые, строго симметричные в отношении друг друга структуры. В итоге приходит
вывод, что состоялось знакомство с самой композиционно "навороченной" программой 90-х.
Даже Mekong Delta с их потрясающей скоростью и техникой не смогли бы вместить в 45
минут такого количества бесконечно сменяющих друг друга тем и аранжировок.
В "Астральном сне" представлена невообразимая смесь Techno-thrash, Doom и почти
классического Art-rock-а. Вокал разнообразный, суровый, местами "блэковый", но лишь
изредка соприкасающийся с Death. Максимальные скорости на альбоме - чуть быстрее
Candlemass, но в данном случае для темпа как такового здесь вообще не оставалось
места - в калейдоскопе резких перепадов от трэша до клавишно-акустического астрала.
Крутейший прогрессив-метал.
Надо думать, и музыканты, и продюсер понимали, что с такой музыкой они едва ли
сумеют достичь культового статуса - даже искушенный меломан наверняка окажется
неподготовленным к такому звучанию. Очередной альбом "Тучи" - одно из лучших
произведений классического дум-метал после Black Sabbath времен их расцвета. Отказ от
чрезмерно закрученных композиций в данном случае оправдал себя полностью: группа
выпустила очередной шедевр, только в иной стилистике, и обрела сотни тысяч
сторонников по всему миру. В вокале - полный отказ от дэтовых и блэковых обертонов и
сосредоточение на мрачно-философских, размеренных и спокойных, свойственных музыке
такого сорта.
Когда в начале 1993 года пролетел слух о распаде Tiamat, расстроились многие. Ведь
это была группа, занявшая в "Metal Hammer" 1990 года последнее место в чартах месяца,
и этим же изданием в 1992 году признанная как "лучшая новая" ! Было о чем пожалеть: с
таким постоянством слушателя не удивлял еще никто. То-то все испытали транс, когда
услышали альбомы "Дикий мед", а потом, три года спустя, "Более глубокая фаза сна"!
Не правда ли, замечательное развитие: Death-Metal - Prog-Metal - Progressive Doom -
Doom'n'Art - Art-Rock с восточными мотивами? А разве можно найти более подходящий из
имеющихся у нас в арсенале терминов для краткой классификации альбома, где арт-рок
является доминирующим аспектом?
Вообще, революционность Tiamat и состоит в том, что однозначно классифицировать
невозможно ни один из их первых пяти альбомов. И если В первом и третьем проекте еще
можно довольно быстро "ухватить" основу, то с прочими много труднее. В "Диком меде"
гитара риффует в общей сложности не более 3-4 минут - только в виде кратких вставок
на двух первых частях монолитной (с паузой для LP) сюиты удивительной красоты, а на
альбоме 1997 года тяжелых риффов нет вообще - невероятной красоты восточная
"арт-роковая сказка". Нет подходящих слов, чтобы передать потрясающую атмосферу этих
бриллиантов с прекрасной работой каждого инструмента, высокого и чистого голоса
Эдлунда, хрустальных клавишных Сорихты. Можно обозначить только отдаленные
стилистические ориентиры - самые "арт-роковые" композиции Black Sabbath 1973, 1975 и
1976 годов и астральная психоделия Pink Floyd 1975 и 1977-го. Впрочем, это все тот же
Tiamat, и ничего более оригинального, чем "WiWhoney" и "A Deeper Kind of Slumber", вы
сегодня в рок-музыке скандинавских стран не найдете.
К сожалению, все последующие альбомы показывают, что Эдлунд либо творчески иссяк,
либо "повелся" на коммерцию. Все они стилистически похожи между собой - традиционный
Готик-рок/метал без претензий на амбиционность или особую оригинальность.
Под занавес еще несколько слов о первом продюсере группы, Сорихте. Кто знает,
возможно, без него (а все партии клавишных на альбоме 1994 года сочинены и сыграны им
лично) Tiamat не смогли бы стать теми, кем стали - одной из самых лучших новых групп
90-х. Мало кто догадывается, насколько важна может быть роль человека, всегда обычно
находящегося в тени. Талант Сорихты заметили другие составы - уже после второго
диска Tiamat. Сегодня на его счету также отличная звукорежиссура и продюсирование
восходящих звезд дум-метала Samael и Voodoocult. Но самое интересное, что за
прошедшие годы продюсер сам стал высокопрофессиональным музыкантом. В 1995 году
вместе с бывшим ударником Slayer - Dave Lombardo - он организовал проект Grip Inc.
В результате первое место в "Metal Hammer" и "звание" лучшего гитариста года.
Дискография: "Sumerian сгу"-©1990, "The astral sleep"-©1991,
"Clouds"-©1992, "Wildhoney"-©1994, "A Deeper Kind of Slumber"-©1997,
"Skeleton Skeletron"- 1999, "Judas Christ"- 2002, "Prey"- 2003, "Amanethes"-2008,
"The Scarred People"-2012.