МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 
SUPERTRAMP


Supertramp. Страна: Великобритания.

Состав исходный: Rick Davis (keyboards, vocals), Roger Hodgson (bass, keyboards, guitars, vocals), Richard Palmer (guitars), Robert Millar (drums).
Год спустя покинул группу лид-гитарист Палмер, основным гитаристом стал Ходжсон, вместо ударника Милляра был принят Kevin Currie, бас-гитару принял Frank Farrell, а с появлением духовика Dave Winthrop группа стала квинтетом. Стабилизировался состав в 1973 году: Дэвис (клавишные, вокал), Ходжсон (гитара, клавишные, вокал), Dougie Thomson (bass), Bob C. Benberg (drums), John Helliwell (winds).
В 1983 году соло-карьеру начал Ходжсон, на последних альбомах его заменяли "гости" David Gilmour (Pink Floyd), Scott Gorham (ex-Thin Lizzy) и другие.
 

Дебютный альбом этой группы, выпущенный на рассвете арт-рока, поразил самых взыскательных меломанов глубиной композиций, эпическим размахом и классическими арт-роковыми аранжировками. Оба вокалиста пели практически неотличимо, гитарист Ричард Палмер плел вокруг великолепных клавишных тем причудливые кружева "менестрельской" школы, в результате чего программа получила в звучании мощный концептуальный заряд. Несомненная классика арт-рока, альбом "Supertramp" не только стал самым искрении проектом коллектива, но и одним из самых ценных произведений прогрессивного рока. К сожалению, эта работа, наряду с рок-оперой "Jesus Christ Superstar", альбомами Van Der Graaf Generator, King Crimson ("Lizard"), Genesis и Gentle Giant, ставшая одним из серьезнейших шагов развивающегося арт-рока, оказалась первым и последним столь важным достижением ансамбля.

Начиная со второго альбома 1971 года, лидеры группы Дэвис и Ходжсон мало того, что пишут песни независимо друг от друга, они еще и работают над голосами, чтобы выглядеть как можно более непохоже между собой. Так и вышло, что на каждом последующем (до 1985 года) альбоме Supertramp словно представлены две разные команды. Совместная работа над каждой композицией уравновешивала общее звучание, теперь же разнополюсными получались как песни друзей-соперников, так и их голоса. И самое главное, песни Дэвис и Ходжсон для программ сочиняли исключительно поровну и размещали их по очереди: вещь Дэвиса с более низким, несколько гнусавым, вокалом, затем вещь Ходжсона с высоким вокалом, Дэвиса, Ходжсона, и так далее. Группа никогда не отказывалась от доминанты арт-рока, но такой стилистический разнобой в рамках одной пластинки лишил музыку группы эпического смака, концепции. Добротное помпезное звучание с богатой мелодикой и элементами как арт-рока, так и (в меньшей степени) джаз-фьюжна - характеристика всего дальнейшего творчества Supertramp.

Но, конечно, подобная критика не призвана уменьшить значение группы в прогрессивном роке. Ансамбль, по большому счету, замечательный, и даже таким известным арт-составам, как Caravan, Kayak, Man и другим до Supertramp далеко, что касается умелой пропаганды классического наследия. Группа не самых высоких степеней глубины арт-рока, но это ближайшая туда дорога, так сказать. Такие альбомы ансамбля как "Crime of the century", "Crisis? What crisis?", несут в себе очень сильный эмоциональный заряд: это открытые двери к постижению творчества наиболее глубоких единиц жанра.

Коммерчески самым успешным оказался альбом 1979 года, но в музыкальном отношении он просто более ярок, чем окружающие его. Стилистика же почти не выходит за рамки хорошо аранжированного помп-рока с обильными клавишными. Несколько удивил и порадовал возвращением к единой концепции звучания диск "Brother where you bound": Ходжсон ушел, и весь материал смастерил и озвучил Дэвис. Отсутствие вокального диссонанса плюс тщательно подобранный и прекрасно аранжированный музыкальный материал способствовали "попаданию" пластинки в число 5 лучших арт-проектов года в Британии. Но после своего самого примитивного, откровенно провального, альбома 1987 года Supertramp самоликвидировались.
Лишь 10-ю и, соответственно, 15-ю годами позже Дэвис смастерил и выпустил еще два альбома под вывеской Supertramp. Первый из них получил необычный крен в сторону джаз-фьюжна, второй - попроще, но оба они не добавили ничего существенного в наследие группы, равно как не получили ни "золотого", ни "платинового" статусв, в отличие от всех (!) своих предшественников.

 
Дискография:
"Supertramp"-©197a, "Indelibly stamped"-©1971, "Crime of the century"-©1974, "Crisis? What crisis?"-©1975, "Even in the quietest moments"-©1977, "Breakfast in America"-©1979, "Famous last words"-© 1982, "Brother where you bound"-©1985, "Free as a btrd"-©1987, 1997-"Some Things Never Change", 2002-"Slow Motion".
Roger Hodgson-solo: "In the eye of the storm"-©1984, "Hai hai"-©1987, "Open the Door"-©2000.

МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА