Состав исходный: Rick Davis (keyboards, vocals), Roger Hodgson (bass, keyboards,
guitars, vocals), Richard Palmer (guitars), Robert Millar (drums).
Год спустя покинул группу лид-гитарист Палмер, основным гитаристом стал Ходжсон,
вместо ударника Милляра был принят Kevin Currie, бас-гитару принял Frank Farrell,
а с появлением духовика Dave Winthrop группа стала квинтетом. Стабилизировался состав
в 1973 году: Дэвис (клавишные, вокал), Ходжсон (гитара, клавишные, вокал),
Dougie Thomson (bass), Bob C. Benberg (drums), John Helliwell (winds).
В 1983 году соло-карьеру начал Ходжсон, на последних альбомах его заменяли "гости"
David Gilmour (Pink Floyd), Scott Gorham (ex-Thin Lizzy) и другие.
Дебютный альбом этой группы, выпущенный на рассвете арт-рока, поразил самых
взыскательных меломанов глубиной композиций, эпическим размахом и классическими
арт-роковыми аранжировками. Оба вокалиста пели практически неотличимо, гитарист
Ричард Палмер плел вокруг великолепных клавишных тем причудливые кружева
"менестрельской" школы, в результате чего программа получила в звучании мощный
концептуальный заряд. Несомненная классика арт-рока, альбом "Supertramp" не только
стал самым искрении проектом коллектива, но и одним из самых ценных произведений
прогрессивного рока. К сожалению, эта работа, наряду с рок-оперой
"Jesus Christ Superstar", альбомами Van Der Graaf Generator, King Crimson ("Lizard"),
Genesis и Gentle Giant, ставшая одним из серьезнейших шагов развивающегося арт-рока,
оказалась первым и последним столь важным достижением ансамбля.
Начиная со второго альбома 1971 года, лидеры группы Дэвис и Ходжсон мало того,
что пишут песни независимо друг от друга, они еще и работают над голосами, чтобы
выглядеть как можно более непохоже между собой. Так и вышло, что на каждом
последующем (до 1985 года) альбоме Supertramp словно представлены две разные команды.
Совместная работа над каждой композицией уравновешивала общее звучание, теперь же
разнополюсными получались как песни друзей-соперников, так и их голоса. И самое
главное, песни Дэвис и Ходжсон для программ сочиняли исключительно поровну и
размещали их по очереди: вещь Дэвиса с более низким, несколько гнусавым, вокалом, затем вещь Ходжсона с
высоким вокалом, Дэвиса, Ходжсона, и так далее. Группа никогда не отказывалась от
доминанты арт-рока, но такой стилистический разнобой в рамках одной пластинки лишил
музыку группы эпического смака, концепции. Добротное помпезное звучание с богатой
мелодикой и элементами как арт-рока, так и (в меньшей степени) джаз-фьюжна - характеристика всего дальнейшего творчества Supertramp.
Но, конечно, подобная критика не призвана уменьшить значение группы в
прогрессивном роке. Ансамбль, по большому счету, замечательный, и даже таким
известным арт-составам, как Caravan, Kayak, Man и другим до Supertramp далеко, что
касается умелой пропаганды классического наследия. Группа не самых высоких степеней
глубины арт-рока, но это ближайшая туда дорога, так сказать. Такие альбомы ансамбля как
"Crime of the century", "Crisis? What crisis?", несут в себе очень сильный
эмоциональный заряд: это открытые двери к постижению творчества наиболее глубоких
единиц жанра.
Коммерчески самым успешным оказался альбом 1979 года, но в музыкальном отношении
он просто более ярок, чем окружающие его. Стилистика же почти не выходит за рамки
хорошо аранжированного помп-рока с обильными клавишными. Несколько удивил и порадовал
возвращением к единой концепции звучания диск "Brother where you bound": Ходжсон
ушел, и весь материал смастерил и озвучил Дэвис. Отсутствие вокального диссонанса
плюс тщательно подобранный и прекрасно аранжированный музыкальный материал
способствовали "попаданию" пластинки в число 5 лучших арт-проектов года в Британии.
Но после своего самого примитивного, откровенно провального, альбома 1987 года
Supertramp самоликвидировались.
Лишь 10-ю и, соответственно, 15-ю годами позже Дэвис смастерил и выпустил еще два альбома
под вывеской Supertramp. Первый из них получил необычный крен в сторону джаз-фьюжна,
второй - попроще, но оба они не добавили ничего существенного в наследие группы, равно
как не получили ни "золотого", ни "платинового" статусв, в отличие от всех (!) своих
предшественников.
Дискография: "Supertramp"-©197a, "Indelibly stamped"-©1971,
"Crime of the century"-©1974, "Crisis? What crisis?"-©1975,
"Even in the quietest moments"-©1977, "Breakfast in America"-©1979,
"Famous last words"-© 1982, "Brother where you bound"-©1985, "Free as a btrd"-©1987,
1997-"Some Things Never Change", 2002-"Slow Motion".
Roger Hodgson-solo: "In the eye of the storm"-©1984, "Hai hai"-©1987,
"Open the Door"-©2000.