МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 
SUBRAMANIAM


Subramaniam. Страна: Индия

Стиль: прогрессивный Jazz-Fusion: Indian Raga & Classical Music meet European Art- & Jazz Rock.


Основной состав: Lakshminarajana Subramaniam (cello, various Indian folk string and wind instruments), Sekar (percussion, Indian folk instruments), Raman (Indian folk instruments), Mark Massy (keyboards), George Sperance (guitars, bass), Ronald Wagner (drums), Stu Goldberg (keyboards, of Mahavishnu). В программах и концертах Субраманиама также принимали участие другие известные музыканты - George Harrison (of The Beatles), Ravi Shankar, Larry Coryell, Herbie Hancock, George Duke, John "Mahavishnu" McLaughlin и др.
 

Пожалуй, самый популярный в мире индийский музыкант, превосходящий по числу изданных по всему миру альбомов даже таких соотечественников как братья Ravi & Lakshminarajana Shankar (кстати, младший Шанкар, тезка Субраманиама, работал с Маклафлином в составе Shakti). Субраманиама любят и признают практически все сторонники Прогрессива (особенно ценят его в США и, кстати, в России, где во второй половине 80-х было издано три его диска, один из которых был записан и сыгран при помощи музыкантов бывшего СССР). Его музыка наиболее удачно представляет собой собственно Фьюжн - сплав - в его прямом значении. Уникальный неповторимый синтез евросимфонизма, джаз-рока, индийской раги и индийской классической музыки вызывает необыкновенные ощущения. Причем, в отличие от, к примеру, тех же Shakti, структуры пьес Субраманиама намного более понятны любому европейцу или любителю классического прогрессива. В его произведениях стихийным импровизациям нет места, аранжировки продуманы и гармоничны, даже если они джаз-рокового характера.

Из солидной дискографии Субраманиама довольно трудно выделить лучший от начала творчества вплоть до середины 90-х годов. Причем, изданные в СССР программы, несомненно, можно отнести к лидерам прогрессивной продукции 80-х. Особенно прекрасны совместная работа со старейшиной "классической скрипки" Стефаном Грапелли и созданная с советскими музыкантами "Все должно изменяться" 1988 года. К сожалению, сегодня Субраманиам отошел от творческой концепции Фьюжна, принесшей ему славу и уважение. Сейчас он больше посвящает себя индийской народной музыке, и его поздние сочинения, издаваемые известной индийской фирмой "Waterlily Acoustic", в большей степени содержат в себе очень своеобразный, но уже не столь оригинальный акустический фолк.

 

Дискография:

"Garland"-1978,
"Fantasy without limits"-1979,
"Blossom"-1981, "Spanish wave"-1983,
"Conversations"-1984 (with S.Grapelli),
"Indian express"-1985,
"Magic fingers"-1986,
"The classics of South India"-1986,
"Mani & Co"-1987,
"Time must be changed"-1988,
"Raga Hamavati"-1990,
"In praise of Ganesh"-1992,
"South India strings"-1993,
"Baraka"-1994,
"Beyond"-1995,
"Kalyani"-1995,
"Pasific rendezvous"-1996,
"Sarasvati"-1997,
"Global Fusion"-1999,
"Karnatic Violin"-2001.


МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА