Состав исходный: Steve Howe (guitars, vocals), Patrick Moraz (keyboards),
Alan White (drums) - вce из Yes, Chris Lowrence (bass, Steve Hackett Band).
1979 год: диск записан Хоу (guitars, bass, keyboards, vocals) с YES-oвцем Уайтом,
фактически, вдвоем.
В более позднем творчестве гитаристу также помогают его старые друзья из Yes,
тем более, что он сам на несколько лет уходил и вновь возвращался в состав.
Поздние альбомы записаны следующим составом: Хоу (guitars, bass), Paul Sutin
(keyboards), Chariie Bettini (drums).
Состав независимого проекта GTR, в котором сначала со-лидерами были оба Стива -
Хэккетт и Хоу, а в итоге остался один - Хоу, изменялся.
Альбом 1986 года: Steve Howe (giutars, keyboards, из Yes), Steve Hackett (guitars,
keyboards, из Genesis), Max Bacon (vocals, из арт-группы Nightwing, которую
продюсировал Хэккетт, выпустившей в 1984 году единственный одноименный диск), Phil
Spalding (bass, также ex-Nightwing), Jonathan Mover (знаменитый сессионный ударник).
Продюсировал диск нынешний (2010-е) Йес-овский клавишник, по своместительству лидер
Asia - Geoff Downes.
Состав 1987 года, которому второй альбом GTR удалось выпустить много позже (весьма
ограниченным тиражом): Хоу, Бэкон, Спэлдинг, а также Robert Berry (guitars, позже в
"The Three" с Emerson и Palmer: см. ELP), Nigel Glockler (drums, позже Saxon).
На программном альбоме Хоу 1991 года ему вместе с коллегами из Yes помогает ударник
Глоклер и клавишник Billy Currie.
В отличие от карьеры своего друга и коллеги Стива Хэккетта, творчество Хоу ровным
не назовешь. По сути, сольная дискография создавалась в перерывах между активным
участием в различных проектах: Yes, Asia, ABWH, снова Yes, снова Asia... Поэтому за
30 лет он сумел издать не так уж много полноценных альбомов. 75-минутный
unplugged-album (акустическая обработка ранних произведений на концерте) 1994 года
это, конечно, новая работа и новое толкование, но старых вещей, - в дискографию не вносим.
Так или иначе, два первых соло-альбома Хоу сродни раннему творчеству его тезок и
соседей в данной книге - Стивам Хэккетту и Хилледжу. Хоу также в 1975 году выдал
подлинный шедевр арт-рока, развернутое эпическое произведение, где классические
мотивы превалируют над авангардными. Стилистически три Стива будто сговорились - так
похоже музыкальное построение композиций их первенцев. И не подкачали все трое, так
как сегодня, благодаря им, мы имеем в коллекции первые суперальбомы не коллективного,
а личного авторства, что в истории рок-музыки встречается чрезвычайно редко. Впрочем,
Хэккетт обошел всех. Альбомы же Хоу и Хилледжа примерно равноценны, но это те же 10
баллов из 10!
На втором соло-проекте Стив использует свой голос всего в двух композициях, хотя и
достаточно обширных. Стилистически - это продолжение линии 1975 года, по качеству
композиций и аранжировок альбом уступает предшественнику самую малость, что не
мешает ему стать одним из самых значительных арт-проектов 1979 года. Вышедший в 1986
году проект GTR, в соавторстве со Стивом Хэккеттом, хотя и не без веяний времени
(не слишком сложный, песенный), тоже классический арт-рок по стилю, стал одним из
лучших альбомом года. Скудные были времена...
Третья программа под вывеской Steve Howe выходит в 1991 году после альбома группы
Yes "Union", когда гитарист снова решает вернуться к самостоятельной деятельности.
Это уже чисто инструментальный арт-рок, виртуозный и богато оснащенный
аранжировками, с пронзительными и часто скоростными проходами соло-гитары "хозяина".
Хорошая, заслуживающая внимания работа, которая звучит несколько однообразно именно
ввиду отсутствия вокала. К счастью, очередной диск Хоу (1993, поет сам) оказался наиболее приближенным
по звучанию и содержанию к Yes образца 1991 года, но интереснее последнего
благодаря аранжировкам, в т.ч. «живых» инструментов.
Во второй половине 1994 года после серии успешных сольных концертов с полными
залами Стив неожиданно объединяет творческие усилия с клавишником Paul Satin,
который работает в стиле New Age. Стиль представляет собой наиболее упрощенную форму
инструментального арт-рока: это медленная, спокойная музыка, как правило с
преобладанием клавишных, создающая атмосферу отдыха (меня лично располагающая ко сну).
В новых программах Хоу есть что-то слегка медитативное; этакая расслабляющая
колыбельная для взрослых. Но, по-большому счету, это, похоже, означает конец
настоящего творчества, истощение и закат. Творчество его тезки Хэккетта - намного
более ровное, без заигрываний с такими примитивными формами музыки как new age или
ambient. Любителям арт-рока рекомендую первые четыре альбома Хоу, особенно первый и
четвертый.
Дискография: "Begmnings"-©1975, "The album"-©1979, "Turbulence"-©1991,
"The grand scheme of things"-©1993, "Homebrew"-@1996, "Quantum guitar"-@1998,
"Natural Timbre"-2001, "Skyline" - 2002, "Elements" - 2003, "Spectrum" - 2005,
"Motif" - 2008, "Time" - 2011.
GTR: "Guitar"-©1986, "GTR II"-@1987/2003.