1967: Mike Ratledge (keyboards), Kevin Ayers (bass, lead guitars), Robert Wyatt (vocals, drums),
Daevid Allen (ac. guitars, of Gong), Andy Summers (guitars, solo, collaborations with R.Fripp).
1968: Ratlrdge, Ayers, Wyatt.
1969: Ratledge, Ayers(guitars), Wyatt, Hugh Hopper (bass).
1970: Ratledge, Wyatt, Hopper, Elton Dean (winds), Rab Spall (cello), Jimmy Hastings (winds).
1971: Ratledge, Wyatt (drums), Hopper, Dean, Spall, Hastings, Roy Babbington (bass).
1972: Ratledge, Hopper, Dean, Babbington, John Marshall (drums).
1973: Ratledge, Babbington, Marshall, Karl Jenkins (winds).
1975: Ratledge, Babbington, Marshall, Jenkins, Allan Holdsworth (guitars).
1976: Ratledge, Babbington, Marshall, Jenkins, John Etheridge (guitars).
1977, 1981: Etheridge, Marshall, Steve Cook (bass), Rick Sanders (cello).
2005-'06: Etheridge, Marshall, Hopper, Dean.
2007-'14: Etheridge, Marshall, Roy Babbington, Theo Travis (sax, flute).
Как ни странно, эту авангардную экспериментальную джаз-роковую группу (до 1973
года) также относят к стилистическому древу "Кэнтербери", тогда как практически
все коллективы этого поджанра исполняют исключительно "пограничный" Фьюжн - реальный
синтез Арт- и Джаз-рока. Все пять первых альбомов группы расположены далеко от
знакомых дорог и троп Прогрессива, хотя имеют к нему безусловное отношение. Даже не
все консервативно настроенные приверженцы джаз-рока признают своим долгий
авангардный период творчества этой, по-своему, уникальной команды. Применение к
ранне-средней стилистике Soft Machine термина Фри-джаз ("свободный", абсолютно
стихийно импровизационный) также не точно отражает истинный смысл их странной,
запутанной, но интригующей музыки. Только личное прослушивание их материала дает
более или менее конкретную информацию. По общему мнению, творческий пик ансамбля
приходится на альбомы с третьего по пятый. Но четвертый мне лично нравится меньше тех.
С приходом Холдсворта в 1975 году стиль резко накренился в сторону тяжелого
джаз-фьюжна: этот гитарист всегда
"тянет одеяло" на себя, а его оригинальная манера игры нивелирует любую стилистику.
(Уже в 1976 году Gong с Холдсвортом "заиграл" почти так же, как годом раньше
звучали Soft Machine.) Вот здесь уже можно проводить параллели с "Кэнтербери", т.к.
Холдсворт был и остается "пограничником": джаз-роковые импровизации на натуральной
Хард-роковой основе диска "Bundles" не столь заумны, как раннее творчество группы,
и могут быть смело рекомендованы всем категориям любителям Прогрессива, вплоть до
любопытных "металлистов". "Softs" похож на своего предшественника, хотя он не такой
тяжелый. "The Land of cockayne" имеет довольно коммерческое звучание. Поздние альбомы
- классически джаз-роковые, мне они нравятся меньше, чем пятый и третий, но, так или
иначе, они тоже очень хороши, за редким исключением.
Дискография:
"Soft Machine" (1968),
"II" (1969),
"III" (2LP, 1970),
"IV" (2LP, 1971),
"V" (2LP, 1972),
"VI" (2LP, 1972),
"VII" (1973),
"Bundles" (1975),
"Softs" (1976),
"The land of cockayne" (1981),
"Zaandam" (2005),
"Legacy" (2006),
"Steam" (2007),
"Burden of proof" (2013).