Состав исходный: Markus Steffen (guitars), Oliver Holzwarth (bass), Alex Holzwarth
(drums), Franz Herde (vocals). В альбоме 1990 года также принимают участие: Thomas Hellhake (cello) и Norman
Beyerlein (keyboards).
В 1991 году Франца Херде сменяет вокалист Jogi Kayser, место за клавишными занимает
продюсер группы Charlie Bauerfeind. Остальные те же, в том числе скрипач Хеллхэйк.
1995-'97: - Kayser, Steffen, Bauerfeind, Hellhake; + Greg Keller – vocals, Bork Keller - keyboards, Wolfgang Zenk – guitars.
2004-'08: - братья Keller-ы, Zenk; + Steffen, Arno Menses – vocals.
Гордость не просто компании Steamhammer/SPV - одного из основных приютов
прогрессивных команд со всего мира, не просто Германии, которая и сейчас является
одним из главных экспортеров интеллектуальной рок-музыки... Даже среди самых
значительных открытий прогрессивного металла пост-70-х (земляки Mekong Delta, датчане King
Diamond, англичане Skyclad, шведы Therion и Tiamat, американцы Psychotic Waltz и
Dream Theater, канадцы Voivod, итальянцы Garden Wall, англичане Porcupine Tree)
едва ли не самыми глубокомысленными выглядят Sieges Even. Но вот с известностью
дело обстояло как раз наоборот. Все вышеуказанные коллеги быстро перешагнули
культовый статус и стали величинами международного уровня, тогда как наши герои в
силу непонятных обстоятельств более или менее известны лишь в Европе, в том числе в
Британии, но почти незнакомы меломанам СНГ и Нового Света. Возможно, дело в том, что
группа постоянно находилась в поиске, так и не закрепившись в каком-то одном из
исследованных ими направлений (меломану-интеллектуалу это покажется находкой, но
большинство покупателей-фанов, увы, больше заняты "борьбой за чистоту стилей"). Или в
текстах, насквозь пропитанных философскими аллегориями, гротеском, где проблемы
современной молодежи (в том числе наркомания) причудливо проецируются в эпоху
средневековья (автор - гитарист Штеффен).
Дебютный альбом 1988 года словно был предназначен в качестве учебного пособия
для дальнейшего развития группы Watchtower (см). До предела насыщенный аранжировками
скоростной, строго металлический прогрессив, но с регулярными классическими
акустическими вставками и, тем более неожиданными, псевдо-импровизациями типа джаз-рокового
характера. Музыка чрезвычайно виртуозная, но такая "кривая", ломаная и необычная, что
отсутствие серьезного резонанса со стороны любителей прогрессивного рока и металла выглядело вполие естественно.
Каждый музыкант в группе выступает самостоятельной личностью, отвечает за
аранжировки своего инструмента, и поэтому никаких повтороений, наслоений или, тем
более, игры в унисон лид- и бас-гитары, как это наблюдается у большинства хард-роковых
и традиционно металлических групп. Круче занявшего первое место в "Хаммере"
диска "No exit" Fates Warning!
Здесь стоит несколько слов сказать о самом журнале "Metal Hammer". Журнал
немецкий, его "рождение" состоялось в 1982 году. Вскоре он приобрел такую
популярность во всем мире, что издание его на английском языке стало просто
необходимым (впрочем, сегодня он выходит во многих странах, в том числе в Польше -
на польском; московский изврат - "Metal Hammer" с материалами о... Мадонне (!) и
отечественных попсарях, как известнр, с треском провалился). Сегодня самыми
распространенными являются германское и британское издания, причем, они фактически
независимы друг от друга. Английский филиал располагает большим штатом собственных
корреспондентов, взгляды которых на развитие рок-музыки далеко не всегда совпадают с
немецкими. Так вот, шансов попасть новой прогроковой группе на страницы германского
издания много больше, нежели в английское. Немецкие критики,6олее тщательно исследуют
необычные появления в современной музыке и уделяют им заслуженное внимание, тогда
как англичанам (это касается только прессы!) всегда мешал их снобизм. Они легко
игнорировали все новое и необычное. И если Вы слушали радиопередачи "ВВС" Севы
Новгородцева, то знаете, что британская критика "проглядела" не только Deep Purple,
Led Zeppelin, Black Sabbath, но даже самих Beatles: все они реализовали себя в
Америке или Германии.
Возвратимся же к Sieges Even. На альбоме 1990 года протяженностью в 55 минут
перед слушателями предстала совершенно иная группа. От металла немного чего
осталось, жесткие исказители были заменены на компрессоры, темп снизился в три раза.
Композиционное разнообразие, казалось, представляет всю имеющуюся в арсенале
рок-музыки палитру красок: это полноценный эпический арт-рок с богатой акустикой,
клавишными, виолончелью, с элементами прогрессив-метала и джаз-рока. На стороне "А" -
концептуальная философская пьеса длиной в 28 минут, полная самых неожиданных
инструментальных решений, удивительной красоты классикоподобных эпизодов с
акустической гитарой, пианино и скрипкой. Вокал Херде - напряженный и драматический;
его единственным слабым местом был не слишком большой диапазон. (То, что он пел с немецким
акцентом, меня лично не смущало ничуть.) На другой стороне представлены пьесы
по 7-8 минут звучанием - аналогичной творческой консистенции. Эти временные рамки
были взяты за основу при сочинении очередного проекта.
Смикшированный на исходе 1991 года и появившийся в продаже на Рождество 25 декабря
"A sense of changes" показал дальнейший творческий рост музыкантов и
продолжение поиска форм выражения. Это уже арт-рок "чистой воды", но - традиционно для группы - сложный.
Тем не менее, в программе нет напряженности, присущей предшествующему альбому. Словно помудрел тот
мятущийся юноша - герой "Шагов", сбросил с себя все нервное напряжение и занялся в
спокойной домашней обстановке классической живописью. Жаль, Йоги Кайзер не продолжил работу с ансамблем, ибо этот
во всех отношениях великолепный певец просто идеально подходил ему.
Альбом 1995 года это уже классический (не на базе техно-трэша), но очень сложный,
виртуозный и, главное, оригинальный прог-метал. "Uneven" 1997-года и две программы,
изданные в 2000-х после возрождения группы, продолжают развивать этот жанр, хотя уже не так неожиданно, как
раньше. Не слишком мне нравится вокалист периода 2004-'08 Arno Menses, хотя и фронтмен он бесподобный, и поет без акцента, причем соответственно музыке как таковой. Вот только
собственно вокал его какой-то чересчур мягкий, что ли, для подобной музыки. В 2008-м Sieges Even издали концертник и... снова распались, на сей раз, похоже, окончательно, оставив в наследие меломанам 4 шедевра
(4 первых диска) и три отличных альбома. Кому нравится King Crimson с Адрианом Белью в составе (т.е. период 1981-'03), ни в коем случае не проходите мимо Sieges Even -
хотя музыка разная, подход к ее созданию и исполнению в обоих случаях практически одинаков.
Дискография: "Life cycle"-©1988, "Steps"-©1990, "A sense of changes"-©1991, "Sophisticated"-©1995 (STEAMHAMMER-SPV Records), "Uneven"-©1997 ('Under Siege'),
"The Art of Navigation by the Stars"-©1995, "Paramount"-@2007 (INSIDEOUT Music).