МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 
RUSH


Rush. Страна: Канада.

Состав исходный: Geddy Lee (vocals, bass, keyboards), Alex Lifeson (guitars), John Rutsey (drums). Начиная со второго альбома, ударником становится Neil Peart - он же автор всех текстов. С тех пор состав неизменен.
 

Для того, чтобы отыскать корни прогрессив-метала, пионерами которого, почему-то, называют Fates Warning, необходимо обратиться к творческому наследию лучшей канадской команды Rush. По большому счету, весь металло-прогрессив "чистой воды" был сыгран ребятами из Торонто уже на втором альбоме (1975), следуя примеру Black Sabbath, которые открыли жанр двумя годами раньше. Последователи ускорили ранне-Рашевские структуры и пропустили их через исказители типа "Metaltronix". Равно как и корни тяжелого прогрессива на классической основе проще всего отыскать в ранних Kansas.

Итак, Rush стали второй группой, которая взялась плести кружева из традиционного хард-рока, хотя первый их альбом это, все же, традиционный хард с заметным влиянием Led Zeppelin. Стилистика двух последующих альбомов это сложный и виртуозный, до предела насыщенный, аранжировками "тяжеляк", собственно, продолжение начатого в 1973 году группой Black Sabbath одухотворения металла, только канадцы использовали для этого не арт-роковые структуры. Базис хард-рока остался неизменным, но вместо энергетической ценности с повторяющимися риффовыми рефренами и традиционными соло-проходами, впервые появилась ценность интеллектуальная. Усложнение структуры, отказ от монотонности, частая смена тем н ритмических рисунков, активное использование акустики типичны для двух Дисков 1975 года.

Группу сразу заметили критики, но подлинный триумф и признание за океаном пришли с выходом альбома "2112" с одноименной эпической философско-футуристической пьесой протяженностью в пол-альбома. Стремление к концепции, длинным развернутым полотнам без пауз, которые практиковали в первой половине 70-х монстры арт-рока, стало характерным для Rush среднего периода. Диск "Прощение Королям" (1977) стал тоже одним из шедевров - как в дискографии группы, так и всего прогрессивного движения в рок-музыке. Все возрастающее значение клавишных в построении композиций, удивительное богатство аранжировок, непрерывное развитие тем способствовали вторжению канадцев в высшие эшелоны интеллектуального рока, критики неизменно ставили группу в один ряд с гигантами арт-рока Yes, Genesis, Pink Floyd... Это было справедливо, по крайней мере в отношении глубины композиций и техники исполнения. Стилистически же это была одна из самых тяжелых интеллектуальных групп 70-х, их музыке того периода более подходил термин хард-н-арт (кстати, начиная с 1989 года так называемый прогрессив-метал Fates Warning как две капли воды похож на звучание Rush среднего периода, только канадцы играли разнообразнее и виртуознее).

Альбом 1978 года продолжает успешную'линию диска "2112"; как и оба предыдущих проекта, одну сторону пластинки занимает развернутая концептуальная пьеса, а на другой размещены три композиции с традиционной уже арт-балладой. Программа по всем характеристикам также относится к шедеврам прогрессива.

Некоторое изменение построения альбомов наметилось в 1980 году. Пьесы длиной в 20 минут получили отставку, программы отныне стали вмещать в себя по 6-7 достаточно продолжительных композиций с еще более усилившимся влиянием клавишных. Музыка стала чуть более доступной, но не менее выразительной и виртуозной. Собственно арт-роковые структуры стали превалировать над металлическими. Ныне (в середине 80-х) - на фоне определенного кризиса монстров арт-рока - прогрессивное движение возглавили Rush, причем благосклонно к группе в равной степени относилась и публика, и критики.

Первая песня с альбома "Permanent waves" даже оказалась среди лидеров хит-парада "Billboard", а начиная со следующего и вплоть до творческого пика в 1985 году, каждый проект канадцев занимал самые высокие места в ведущих изданиях ("New Musical express", "Rolling Stone" и другие). Издающийся с 1982 года "Metal Hammer" отводил Rush вообще только первые места. И действительно, одновременно глубокие и мелодичные программы группы первой половины 80-х демонстрировали дальнейший рост, тогда как их ровесники Kansas, не говоря уже о более ранних гигантах прогрессивного рока, пребывали в глубоком кризисе. В те годы лишь 3 группы разрабатывали "серьезную жилу" - это герои данного материала, проявившие удивительную стабильность, одни из пионеров Рока-в-Оппозиции бельгийцы Univers Zero, и заново родившиеся семь лет спустя после первого распада King Crimson.

Восходящая линия творческого роста Rush привела их к альбому 1984 года, воплотившему в себе все лучшее, к чему стремились музыканты с момента образования. Но подлинным подарком меломанам оказался очередной диск "Power windows", на котором канадцы просто превзошли самих себя. Это был не только самый лучший альбом года, но ярчайшая жемчужина в короне рок-музыки. Самый глубокомысленный, самый яркий, наиболее приверженный классическому арт-року - далеко не все эпитеты, которых заслуживает программа 1985 года. Подобного звучания Rush не достигали никогда; при всех прошлых заслугах они умудрились еще раз произвести революцию в застоявшемся болоте прогрессива. Определенно, столь уникальному и неповторимому саунду в какой-то мере Rush обязаны продюсеру Peter Collins и звукорежиссеру James Barton. Право, отныне Флойдовский "Dark side" уже не монополист по качеству звука...

Для воплощения в жизнь очередного проекта было рещено прибегнуть к помощи тех же Коллинза и Бэртона, равно как и студии ("The Manor", Оксфордшир, Англия). Это было ошибкой. Дорога повторения прошлого, пусть даже и замечательного, редко давала стоящие плоды.

Только движение вперед, пусть рискованное. Но "Hold your fire" иначе, как пародией на предыдущий диск не назовешь. И снова ошибка - наспех поменяли продюсера и техперсонал. Новым руководителем звука стал Rupert Hine. В итоге мы имеем три весьма слабых программы ансамбля (1987, 1989, 1991). Да, с поп-музыкой Rush, в отличие от многих, и не думали заигрывать. Действительно, на фоне упадка тех же последователей группы, Fates Warning, все эти Рашевские продукты можно смело считать добротными, но... Это было топтанием на месте, выжиманием последних соков из некогда сочнейшего фрукта.

И что же? Конечно, поиск новых путей развития своего музыкального фундамента, очередное изменение курса при обязательном сохранении Цели: исполнять прогрессивную музыку в своем оригинальном стиле. Альбом "Counterparts" занял второе место в итоговом (годовом!) чарте рок-альбомов журнала "Billboard". Манера не изменилась, но вместо бледных тем на дисках-предшественниках слушателю был предложен просто сногсшибательный материал. Группа вновь двинулась в направлении тяжелого саундд, но уже с использованием конкретной энергетики Power-metal. При полном сохранении фирменной структуры, на передний план были выдвинуты мощные гитарные риффы в манере поздних Black Sabbath. Аналогии, впрочем, отдаленные - это все-таки старый, но вечно молодой Rush. Альбом 1996 года, однако, оказался намного проще. Это скорее помп-хард- рок с повторящимися риффами нежели металлический прогрессив.

А затем в семье барабанщика произошла трагедия, и группа надолго замолчала. Вышедший-же в 2002-м альбом оказался даже слабее предшественника - на нем Rush в первый и в последний раз заигрывали с модной "Альтернативой". К счастью, музыканты нашли в себе силы исправить положение. Программа группы 2007 года на три четверти состоит их первоклассных композиций. А последний на сегодня диск Rush оказался и того лучше, сложнее (в результате - впервые в истории группы - ее выдворили с мажорного лэйбла). Примечание: На концертах ансамбля клавишные ведет Andy Richards.

 
Дискография:
"Rush"-©t974, "Fly by night"-©1975, "Caress of steel"-©1975, "2112"-©1976, "A farewell to kings"-©1977, "Hemispheres"-©1978, "Permanent waves"-©1980, "Moving pictures"-©1981, "Signals"-©1982, "Grace under pressure"-©1984, "Power windows"-©1985, "Hold your fire"-©1987, "Presto"-©1989, "Roll the bones"-©1991, "Counterparts"-©1993, "Test for echo"-© 1996, 2002-"Vapor Trails", 2007-"Snakes & Arrows", 2012-"Clockwork Angels".

Geddy Lee (solo): "My Favorite Headache"— 2000.


МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА