Состав исходный: Chick Corea (настоящее имя Anthony Armando, keyboards), Stanley
Clark (bass), Lenny White (drums), Joe Farrell (winds) плюс супруги Flora Purim (vocals) и Airto Moreira
(percussion).
Изменения состава:
С 1973 года в ансамбле введена должность гитариста: Bill Connors. А вокал упразднен.
1974 - 1976 гг: Al DiMeola вместо Коннорса.
1977-'78: Corea, Clark, DiMeola, Gerry Brown (drums), Gayle Moran (vocals).
Наряду с John-ом McLaughlin-ом (Mahavishnu), Чик Кориа - один из основателей так
называемого "Contemporary Jazz" - джаза, исполняемого полноценной рок-группой, с
характерными, присущими Року структурами, на фоне которых и разворачиваются
импровизации. И чем импровизации отличаются от аранжировок, тем Джаз-рок отличается
от Арт-рока, где все солирующие полотна продуманы заранее. Джазмен же душой
чувствует ведущую тему, и основная задача солирующего музыканта здесь - знать
гармонию, т.е. гармонический ряд. К примеру, если тема ведет "ля-минор", импровизатор
твердо знает, что "ре" или "соль-минор" в его распоряжении, тогда как
"фа-мажор-диез" железно "даст петуха" и офальшивит всю пьесу. Главное достоинство
мастеров Джаз-роковой школы - их высочайшая техника исполнения, но такие Величины
как герои этого материала, Mahavishnu Orchestra, Brand X и др. поражают воображение
не только виртуозностью музыкантов. В творчестве лучших Джаз-роковых коллективов, все
же, доминирует Композиция, сближая тем самым этот жанр с Классическим Прогрессивом.
Частое использование джазменами классических мотивов, и наоборот, группами
европейской школы приемов из области фьюжн, сближает эти в целом различные
направления. "Пограничные" группы, сочетающие в творчестве примерно в равных
пропорциях материал и того, и другого жанра, как раз и являются тем мостиком,
посредством которого консервативный арт-рокер может открыть для себя новые территории
(в основном, это коллективы псевдо-стиля Canterbury - см. National Health, Gong и др.).
Безусловно, нелегкая задача выбрать лучший альбом из дискографии Return To Forever.
Два первых диска с великолепным голосом Флоры Пурим и жизнеутверждающими текстами
более пространственные и теплые (особенно дебютный), чем серия жестких джаз-роковых
программ, начатая с "Гимна 7-й Галактики". Западные критики считают раннее творчество
группы более джазовым, нежели период с электрогитарой и мощными синтезаторами
("Гимн..." практически все называют лучшим). Право, не уверен. Лично мне сказочная
искренность, красота и душевность первого диска ближе, чем более поздние работы,
которые вполне очевидно были сориентированы в направлении сногсшибательного дебюта
Mahavishnu. Словом, группа резко изменила стилистику. Мягкие, близкие к Арт-роковым,
структуры были заменены на аггрессивный атакующий Jazz'n'Hard, причем, великолепных
аранжировок-импровизаций стало заметно больше.
Итак, в равной степени мощны и интересны все альбомы периода 1973-1976, и для
каждого отдельного "классического" Прог-рокера наиболее прогрессивным может
показаться любой из них, равно как и дебютный, и последний 1977 года, где музыка
снова напоминает ностальгический дебют с чайкой на обложке...
Из творчества Чика Кориа-соло наиболее арт-роковым, несомненно,
является альбом "Leprechaun" 1975 года, записанный в период расцвета основной
группы с участием других ее музыкантов (по сути, очередной диск RTF).
Ранние произведения клавишника (до 1971 года) в основном представляют абсолютный
джаз, сплошные импровизации при довольно скудной инструментарной базой : Corea
(fortepiano), Dave Holland (bass), Barry Altschull (percussions). В течение 80-х и
90-х интересы Кориа колебались от стилистики его "звездной" группы, через авангардный
Free-Jazz, до коммерческого фьюжна. Последнего, к счастью, немного. А наибольший
интерес у любителей Арт-рока вызовет его совместная работа с бас-гитаристом,
воспитанником Кориа, John Patitucci - "Heart of the bass" (1992), созданную
на базе классической музыки. Прочая продукция - только для истинных джаз-рокеров.
Дискография Return To Forever:
1972 - "Return to Forever"
1972 - "Light as a feather"
1973 - "Hymn of the Seventh Galaxy"
1974 - "Where have I known you before"
1975 - "No mystery"
1976 - "Romantic warrior"
1977 - "Music magic"
Chick Corea-solo (includes "Acoustic Band" & "Electric Band"):
"Tones for Joan's bones"-1966,
"Inner space"-1966,
"La fiesta"-1967,
"Jazz for a Sunday afternoon"-1967,
"Chick Corea"-1968,
"Now he sings now he sobs"-1968,
"Is"-1969,
"Sundance"-1969,
"Circling in"-1970,
"Circulus"-1970,
"Early Circle"-1971,
"Works"-1971,
"Crystal silence"-1972,
"Piano improvisations"-1972(2LP=2CD),
"The Leprechaun"-1975,
"My Spanish heart"-1976(2LP=1CD),
"Homecoming"-1977,
"The Mad Hatter"-1978,
"Secret agent"-1978,
"Three quartets"-1980,
"Trio music"-1981,
"Lyric suite for sextet"-1982,
"Touchstone"-1982,
"The meeteing"-1983,
"Children's song"-1983,
"Septet"-1984,
"Voyage"-1984,
"Sea journey"-1985,
"Electric Band"-1986,
"Light years"-1987,
"Eye of the beholder"-1988,
"Acoustic Band"-1989,
"Inside out"-1990,
"Beneath the mask"-1991,
"Paint the world"-1992,
"Expressions"-1993,
"Time warp"-1995,
"Native sense"-1997,
"Change"-1999,
"To the Stars"-2004,
"The Ultimate Adventure"-2006,
"The Enchantment"-2007,
"The New Crystal Silence"-2008,
"Five Peace Band" (with John McLaughlin)-2009.