Из истории. Группа всегда называлась Citizen Cain ("Гражданин Каин"),
а басиста-вокалиста зовут Cyrus, но ввиду того, что критики часто
самостоятельно ссылаются на то, что название позаимствовано у известного
одноименного кинофильма Орсона Уэллса (1941 г выпуска), музыканты изменили
его. В интервью по поводу "заимствования" они заявили, что первым
гражданином Земли, согласно Библии, был Каин, убивший брата своего Абеля, и
фильм тут ни при чем. Альбом. Каждая из вещей содержит в себе по нескольку "частей",
озаглавленных соответственно, в т.ч. и абсолютно инструментальные.
Аналогии с Genesis, характерные для предыдущего шедевра, нанесшего
серьезный удар по нынешнему престижу этой некогда великой группы, здесь
сохранились, в основном, лишь в отношении вокала, да и то не всегда.
Показав ранее, что умеют, нимало не клонируя, играть на уровне Титанов, на
сей раз Xitizen Cain справедливо решили, что пришло время доказать и
собственные, оригинальные авторские амбиции. Состоящая из четырех частей дебютная Last days of Cain длится более 13
минут. Невзирая на темброво-стилистические аналогии (великолепного!) вокала
Сайруса с Peter Gabriel, музыка сразу приводит к мысли, что группа хотя и
продолжает идти путем классического Арт-рока, разработанного Genesis, но
уже в совершенно иной, оригинальной плоскости. Более частая, чем раньше,
смена "настроений" - от тихих, задумчивых тем до скоростных виртуозных
инструментальных пассажей, характерна как для данной, так и для всех
"длинных" композиций программы. Вокал вступает после довольно
продолжительного "таинственного" интро клавишных как бы издалека и
великолепного развития темы при поддержке акустической гитары, и создает
просто волшебное настроение. Середина композиции содержит виртуозные
клавишные, поддержанные доступным, но очень красивым и драматическим
гитарным соло. За второй вокальной частью последних минуты три наполнены
совершенно неожиданным, новаторским инструментальным содержанием,
окончательно подводящим к умозаключению о значительном расширении
музыкантами стилистических горизонтов. Вторая пьеса - 8-минутная Bad Karma, пожалуй, наиболее
"экспериментальная" и необычная в творчестве коллектива. Очень
продолжительное инструментальное вступление характеризуется "перекрестными"
скоростными проходами клавишных, баса и электрогитары, отдаленно вызывающее
ассоциации даже с Прог-металлическими структурами. Конечно, здесь нет
никакого, даже стилистического сходства с Genesis: группа расширила границы
жанра, открыв, пожалуй, новое направление в его развитии. До сих пор
вызывает удивление (к тому же, помня о дебюте группы), для чего Сайрусу
нужны были другие бас-гитаристы. Это было бы оправдано на концертах для
большей концентрации на вокале, но в студии... Аранжировки баса, техника
исполнения высочайшего уровня, сродни Chris Squire of Yes, не меньше: бас
"живой", его "паутина" кружевами окутывает темы. В совокупности с
гениальными данными Стюарта Белла с "его" инструментарием (а он, по
крайней мере сегодня, является одним из наиболее техничных, и главное,
изобретательных клавишников), получилась удивительно глубокая картина
аранжировок, которые требуют к себе длительного внимания даже со стороны
"продвинутых" любителей Прогрессива для их реальной оценки. Это касается
всего альбома в целом. Тем понятнее становятся весьма невысокие баллы,
выставляемые западными критиками этой программе, в отличие от более
доступных. Из торопливости, либо просто из любви к более понятным формам
Арт-рока, они часто вводят читателя в заблуждение. 4-х-минутная третья Ghost of Jericho-2 - наиболее "мягкая", балладная
пьеса альбома, хотя и здесь, при наличии солидной порции вокала, музыканты
ухитрились воспроизвести общую направленность программы - регулярное
развитие аранжировок. Следующая композиция Corcyra (6.30) лежит в русле
стилистики дебютной, равно как и пятая 12-минутная Dreaming makes the
World: драматические вокальные темы (всегда на фоне аранжировок основной
"базы", но не просто под аккорды) перемежаются с богатыми "игровыми"
эпизодами разной временной продолжительности и разных настроений - от
меланхолически-задумчивых до скоростных, "ломаных"... Появились
"синтетические" скрипки. Отсутствие столь модного сегодня меллотрона
(клавишный инструмент, ориентированный на "оркестровое" звучание, был
создан на заре Прогрессива), в отличие от многих групп, часто использующих
его сегодня снова и воссоздающих звучание 70-х, напротив, делает саунд
Xitizen Cain реально современным, саундом 90-х, при всей глубине и
сложности, характерных для расцвета жанра. Короткая (2,5 мин) Ylixilea's dream, 6-я по счету, наполнена
клавишно-оркестровым звучанием, сильно ориентированном на Классику. Вокал
во второй части, пьеса без ударных. Аранжировки трех заключительных
композиций на порядок сложнее первой части альбома. Уже в Ghost of
Jericho-1 (5,5 мин) "закрученность" инструментальных тем выходит на новый
уровень, достигая своего пика в предпоследней пьесе Black rain (6,30), где,
в прологе, похоже, звучит "живая" скрипка. Группа работает в русле
привычного классического Арт-рока, но глубина и продуманность композиций
ставят их в один ряд с наиболее "заумными" произведениями Титанов первой
половины 70-х. Апогей напряженности музыкального сюжета сохраняется и в
14-минутном эпилоге Silently seeking Euridice, однако здесь Сайрус и Белл
снова внедряют в темы новые экспериментальные находки, очень неожиданные,
при посредстве которых и завершают программу инструментально, тем самым как
бы расставляя точки над "и": мы опираемся на наследие прошлого, но дальше
идем своим путем. Резюме. Безусловно, клавишно-ориентированный классический Арт-рок.
Однако малое количество электрогитары компенсируется великолепной игрой
бас-гитары, которая не "держит фон", но солирует всюду, и параллельно с
клавишными. Впрочем, более весомое присутствие гитары акустической также
идет на пользу разнообразия саунда. Чрезвычайно активно использовался
богатый арсенал клавишных, создавая тем самым различную атмосферу
настроений в разных эпизодах программы. Композиции тщательно продуманы,
глубоки, аранжировки сложны и виртуозны. Несомненно, один из лучших
Прог-альбомов 90-х (и не только), требует многоразового прослушивания для
осмысления и вынесения справедливого "вердикта". Большое удовольствие для
любителей сложного Арт-рока. Тексты очень сложные, гротескно-философские,
перекликающиеся с Библейской тематикой, будет трудно разобрать даже сносно
владеющему английским. Этот шедевр имеет 6 баллов на всей обширной
территории Прогрессива.