Уверен, многие из вас знакомы с творчеством замечательного мастера иcтинно прогрессивного Jazz-Fusion Лакшминараяны Субраманиама, ибо аж целых 3 его диска было выпущено "Мелодией" во второй половине 80-х. Сам я слышал и несколько других работ этого гиганта жанра. Одно время (в первой половине 90-х) на Горбуху небольшими партиями забрасывали самый разнокалиберный "музон" (что ж, и попсы, хоть и доброй, там тоже было немало), который всегда тут же раскупался "своими", завсегдатаями тогда еще просто огромного Клуба Филофонистов, а не общесоюзного культурно-бытового центра, как стало позднее. Так что, приходилось перекупать. И если в оригинале фирменный винил стоил от 10 до 20 тогдашних рублей, на руках те же
наименования шли по цене как минимум в 2 - 2,5 раза дороже (Патрисия Каас, которая даром мне была не нужна, помню, вообще продавалась по дикой цене, в 60 рублей). Субраманиама я покупал от 30 до 40 рублей, и был счастлив (празднество с относительно дешевой "фирмой" продолжалось, наверное, года полтора). Впрочем, после распада СССР и "свободного наплыва" в страну (хм, СНГ) огромного количества дерьма от основных массовых Искусств (музыка, кино, литература), заполонением кино- и телеэфира, а значит и богатых от природы русских мозгов, сомнительной музыкальной, литературной и кино-продукцией, в основном, Американского производства, более доступной стала и Рок-Музыка. Но, блин, я не устану повторять, что в Советском Министерстве Культуры были весьма и весьма умные и действительно культурные люди, т.к. сейчас ясно, что пропускали они к нашему массовому зрителю на 90 проц. действительно достойные вещи (в первую очередь, это касается, конечно, кинематографа). Я долго мог бы продолжать эту тему далеко не в пользу нынешних "деятелей от культуры" вообще, в чьи задачи входит отнюдь не воспитание нации на достойных примерах мировой культуры, а набивание собственных карманов и растление нашего уникального по-своему народа самым примитивным барахлом, но надо возвращаться к "баранам", - вернее, бежать от наших баранов к настоящему искусству. Так вот, наслушался я Субраманиама вдоволь, включая ранние его работы конца 70-х, начала 80-х (где просто хороший, но не более, "Blossom" является, вероятно, лучшим альбомом раннего периода творчества этого Супер-Индуса, а его возвращение в лоно традиционной Индийской музыки в 90-х в контакте с лэйблом "Narada" меня вообще мало волнует). Так вот, и здесь я могу сказать, что из работ Субраманиама, выпущенных на "Мелодии", 2 являются лучшими, несомненно. Во-первых, это конечно его "Беседы" ("Conversations") с европейским гением скрипки Stephan Grapelli и, во-вторых, "Time Must Be Changed", который, возможно, чуть-чуть не дотягивает до абсолютного шедевра ввиду меньшего "накала стратей", характерных для "Conversations". Тем не менее, записанный в Москве с участием наших "звездных" музыкантов (и в международном отношении - стал бы иначе Гигант из фамилии Лакшминараяна вообще тут затевать что-то: а ведь он, при его безусловном к тому времени супер-звездным международным статусом был в последние советские годы весьма частым и желанным у нас гостем) "Time Must Be Changed" (о, само собой, весь
индо-англо-американский состав Субраманиама также работает на альбоме) - это железно альбом "номер два" в дискографии скрипача. Хотя, если оценивать его просто в рамках жанра - а это отнюдь не Jazz Fusion, а истинный Fusion Джаз-Рока, Индийской классической музыки (Раги) и Симфонического Арт-Рока, причем с выраженным преобладанием последнего - в частности ввиду того, что индийская Рага согласуется
с мелодически-гармоническим законами европейской классической музыки. Собственно, на этом альбоме я не нахожу особого давления со стороны г-жи Импровизации нигде, кроме как в паре речитативных эпизодах-"приколах" с соответствующим повторением этих тем перкуссионистом (но взгляните на последние концерты Deep Purple, где Лорд и Morse занимаются практически подобными "дуэлями" сольных импровизаций!). Композиция Мисс Мелодия, само собой, наиболее спокойная, на альбоме, в полном соответствии со столь обязывающим, очень женственным названием. Все прочие пьесы исполнены, как наш брат-рецензент порой любит говорить, всех необходимых прогрессивных ингредиентов, - необходимых, чтобы полностью овладеть вниманием слушателя, который любит пышность прогрессивной музыки, с ее "колдовскими" аранжировками, частыми сменами темпов, настроения и прочих деталей. При всей умеренной сложности альбома, музыка просто чарующа. Действительно, редкая работа прогрессивного рока, замешанного на джазе, может похвастать таким обилием самых разнообразных, но всегда "вкусных" и в целом понятных мелодий, включая, прежде всего, конечно, исконно восточные, "пряные" мелодии. Таким образом, если "Time Must Be Changed" безусловно признается шедевром Прогрессива (и не столь важно, какого именно жанра либо какого смешения жанров) опытными любителями, я не был бы несказанно удивлен, если бы большинство сторонников Нео-форм тоже возлюбило этот диск, после 3-4 прослушиваний.