Ленинградская группа Сезон Дождей, в отличие от многих других советских и пост-советских ансамблей, исполнявших прогрессивную музыку, мало известна даже на территории собственно России. Я имею некоторые основания утверждать это, так как из семи россиян, приславших мне письма в течение двух последних лет по поводу Сезона Дождей, пятеро просто спрашивали, что это, мол, за штука вообще, причем трое назвали ее литовской группой! Видимо, тираж единственного, одноименного с данным изданием, винилового диска группы, выпущенного Питерским "Антроп-ом" (а не "Мелодией"), был совсем небольшим. Также есть сведения, что Сезон Дождей имеет еще 2 студийных (магнит?)-альбома, но я лично понятия не имею, почему тогда лишь "Возвращение" (называемый, впрочем, их лучшим диском) получил виниловый, а позже уже и цифровой "статус". Ведь музыка, которую сочиняли и исполняли парни из "Города Частых Дождей", способна заворожить любого, даже самого искушенного меломана. Как и подавляющее большинство (назовем их всех условно) советских групп Прогрессивного Рока, Сезон Дождей несли в своей музыке исключительно оригинальные идеи, свободные от каких-либо прямых влияний. Здесь невозможно отыскать следов влияния Титанов Жанра (встречавшихся весьма часто и во второй, и в третьей "волне" Прогрессива) – King Crimson, Yes, Genesis, Van Der Graaf, Pink Floyd... Поэтому знайте, что даже при упоминании мной одного из классиков жанра, сравнения будут иметь исключительно стилистический или даже "атмосферный" характер. Три длинные инструментальные композиции, представленные на альбоме, подчинены единому композиционному замыслу, но такая целенаправленность в развитии музыкального действа "Возвращения" становится очевидной лишь после нескольких прослушиваний. Так или иначе, этот факт позволяет отнести работу к разряду концептуальных инструментальных альбомов, а это значение является привлекательным для большинства прогрессивных слушателей. На первый взгляд почти прозрачная, атмосферная музыка на альбоме, при полном отсутствии каких-либо "мощностей" в аранжировках, с привычными в таких случаях стремительными, перекрестными пассажами солирующих инструментов, поддерживаемых беспрерывными каскадами ударных при частых изменениях темпа и т п, тем не менее, сложна по строению – структурально. При внимательном обращении, очень скоро становится ясно, что уж атмосферу, пронизывающую музыку "Возвращения", прозрачной едва ли можно назвать. С оттенками затаенной грусти, полная как бы невысказанных вопросов при глубоко философских размышлениях, она, на мой взгляд, наиболее близко соответствует весьма распространенному понятию " русской печали", глубокой, и, увы, в целом, едва ли истово жизнерадостной "загадочной русской души”. За звонами колокольчиков и общей плавности музыкальной палитры "Возвращения" (при пассивном слушании напоминающих журчание легкого ручейка), таятся глубокие омуты равнинной, но очень полноводной реки. Не проводя никаких "структуральных" и тп параллелей, которым здесь не место, могу лишь сказать, что эмоции, ощущения, вызываемые музыкой Сезона Дождей, можно было бы сравнить со смешанным воздействием от "Animals" и "Wish You Were Here" Pink Floyd вместе взятых. Сюда же можно добавить, что уникальная и ни с чем в действительности не сравнимая музыка этой группы, способна, как и Pink Floyd, привлечь к себе внимание самых широких масс любителей классического Арт Рока.