Я всегда с уважением относился к этому Белорусскому ансамблю за его добрую, умную,
а главное, очень оригинальную музыку. Я понимал, что Песняры - это, по-своему, великая группа еще будучи пацаном, но этого диска я до сих пор не слышал, т.к. тогда "все только еще начиналось", и музыкальная ориентация была откровенно "прозападная". А ведь шедевры Прогрессивного Рока выходили в нашей, тогда еще целой, стране весьма часто.
Программа целиком состоит из единой, концептуальной, эпической, одноименной композиции (кстати, этот альбом вполне укладывается в категорию "Рок-Оперы"), созданной известным композитором Игорем Лученком на основе поэмы "Курган" замечательного Белорусского писателя Янки Купалы, и аранжированной под структуры рок-музыки лидером Песняров Владимиром Мулявиным. От первой и до последней ноты "Гусляр" истинное "дитя" Прогрессивного Рока, так как и инструментальная, и вокальная тематические палитры на протяжении традиционных для лонг-плэев того времени 37 минут поражают богатством своих красок и, что особенно важно, их разнообразием. Как я уже говорил (впрочем, на это же сразу указывает факт создания альбома на текстовой основе), "Гусляр" определенно наводит меня на мысль о его принадлежности к жанру Рок-Оперы, но в первую очередь это касается именно вокальных тем и аранжировок в альбоме. Инструментальные же полотна здесь настолько порой интенсивны, что при прослушивании их я отчетливо слышу произведение классического симфонического Арт-Рока, причем с весьма серьезными, а порой, просто непредсказуемыми аранжировками. Помимо типично прог-роковых структур в "Гусляре" отчетливо слышны мотивы классической музыки, равно как и "почерпнутые" из Белорусского фольклора. Аранжировки сделаны В.Мулявиным просто блестяще. Инструментальные эпизоды,
как правило, пролонгированы соответственно законам жанра, и большинство из них выдержано в весьма стремительном темпе с каскадами удивительно виртуозных перекрестных соло всех "игроков" (к сожалению, состав музыкантов, работавший над этим альбомом, не представлен, видимо, и в оригинальном ЛП "Мелодии"). Вокальные темы также великолепны: в целом, выдержанные в драматической манере, они здесь, тем не менее, практически никогда не повторяют себя, тщательно отражая каждую эмоцию соответствующего текстового эпизода, то есть действу, которое находится в постоянном развитии. Однако, при достаточно высоком уровне сложности этой композиции-поэмы, я думаю, она придется по вкусу далеко не только опытным и искушенным любителям Прогрессива.
Исключительно оригинальное, действительно самобытное произведение, т.к.
заимствований в "Гусляре" нет. Когда вы услышите (или переслушаете) его сами, вы согласитесь, что здесь, похоже, невозможно отыскать даже то, что называется влиянием, хотя программа в целом выдержана в лучших традициях классического симфонического Арт-Рока второй половины '70-х. А в действительности, "Гусляр" - это уже сама по себе настоящая Классика, а значит, скорее всего, и Классика Будущего. Это восхитительное чувство заново (и в новом видении) открывать для себя наследие «советского» Прогрессива, великолепного в своей оригинальности и мощи, даже в сравнении со многими титанами жанра, а заодно открывать эту классику и для западного читателя,
который всегда с нетерпением ожидает новых открытий.
PS: Англоязычная рецензия на этот альбом находится
здесь.