МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 
Категории Прогрессива - Часть 8
Symphonic Prog

Это и есть та базовая категория Прогрессивного рока, которую мы с вами привыкли очень справедливо именовать как Art-Rock, исходя из того, что "Арт" по-английски есть "Искусство". Как я уже упоминал, на протяжении 70-х этот термин и на Западе означал то же, но позже почему-то эту категорию отвели протопрогрессивным глэмовым коллективам.

В Симфоническом Прогрессиве на Западе весьма жестко соблюдается некоторая иерархия. Главная ее особенность это собственно деление Симфонического Арт рока на две подкатегории: классический и нео. Первая из них, как вы сами понимаете, справедливо включает в себя исполнителей серьезного уровня, чья музыка, как правило, требует многократных прослушиваний для проникновения в ее сущность. И действительно, коллективы, до музыки которых надо "доходить", которая с первого раза многим кажется набором звуков, настройкой инструментов и т.п., уже давно стали как современной Классикой Рока. Практически все ведущие западные рецензенты, музыкальные критики, в один голос выдвигают в тройку лидеров классического Симфо Прога Yes, Genesis и King Crimson (хотя последние далеко перешагнули рамки жанра, на мой взгляд). Чуть реже упоминаются ELP, Camel, Pink Floyd и Jethro Tull, тогда как такие гиганты как Van Der Graaf и Gentle Giant в ряду лидеров движения упоминаются довольно редко. Догматы тут реально правят бал, многие рецензенты оглядываются на других, более маститых, вообще здесь достаточно много путаницы, не говоря уже о том, что многие мнения западных музыкальных критиков подвержены стереотипам. Однако, главный, по-моему, недостаток тамошней прог-прессы, это привычка выражать свои взгляды, не оговаривая собственного музыкального мировоззрения. Меня лично «надували» множество раз. И лишь теперь я понимаю, что критик, который нахваливал, к примеру, Elephant & Castle (и кого, по незнанию, я анонсировал во второй книге как серьезную группу), стоял и стоит на платформе "Нео". Боже, сколько я по наивности одно время набрал, извиняюсь, дерьма, отталкиваясь в поисках с целью приобретения материала от подобных рецензий! Тогда как эти же самые критики ругали вещи, которые я сегодня воспринимаю не иначе как шедевры. Опыт приходит со временем…

В категории Нео лидерами неизменно ставят Marillion и IQ, причем некоторые называют последнюю из этих двух групп лучшей (я же считаю ее лишь более стабильной творчески). Впрочем, обе они имеют альбомы, выходящие за рамки Нео, особенно это касается Marillion, у которых в арсенале есть такой шедевр как "Brave" 1994 года. Также флагманами Нео часто называют Arena, Pendragon, Galahad и еще пару-тройку имитаторов великих Genesis и Pink Floyd. Тогда как нигде не сказано о действительно первой настоящей (и очень оригинальной) нео-группе Saga. Уверен, что сейчас многие согласятся с моей формулировкой этого добротного канадского коллектива, который, впрочем, как и Marillion с IQ, тоже сумел перешагнуть эти рамки в направлении классического Арт рока с альбомом 1995 года "Generation 13".



МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА