Top 10 USSR
В данной таблице я описал 10 ключевых альбомов советского прогрессива, официально выпущенных за годы советской власти до 1991 года. Материал тщательно отобран, проанализирован, однако, если я все-таки что-то забыл, где-то ошибся, то не ругайте меня, а лучше напомните. В результате этого исследования выяснилось несколько любопытных фактов: большинство альбомов выпущено в 1980-е годы, ближе к середине десятилетия. Напомню, что те годы считаются темным, смутным периодом в истории прогрессивного движения. Тиражи альбомов падали, а талантливые музыканты зачастую оказывались не у дел. Как видите, это не срабатывает в отношении групп СССР. То же самое касается и бурного развития этнического джаз-рока в бывших республиках советской Азии. Я думаю, что любой искушенный в западном роке меломан откроет для себя немало нового и интересного. К сожалению, издательская деятельность в нашей стране носит отрывочный, периодический характер, поэтому многое из представленного здесь материала до сих пор не переиздано на компакт-дисках, или тиражи давно закончились. В этот обзор не попали советские рок-оперы, вроде «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнона и Авось» и др., которые требуют отдельного исследования. Все представленные ниже альбомы отсортированы сверху вниз исключительно по годам.
1. Давид Тухманов — “По Волне Моей Памяти” (1975)
Нравится вам это или нет, дорогие меломаны, но альбом “По Волнам Моей Памяти” считается первым прогрессив-альбомом в СССР. До него интересные опыты по соединению фолка и рока предпринимались белорусской группой Песняры. Кроме того, в 1973 году на «Мелодии» вышел замечательный альбом польской группы «Скальды», целиком спетый на русском языке. Если бы не их польское гражданство, то пальму первенства я отдал бы Скальдам. Детище Тухманова — это глубоко советский продукт, который узнается по многочисленным приметам: выдвинутые вперед вокал и бас-гитара, приглушенные ударные и т.д. Эстрадность или шлягерность бьет ключом в большинстве композиций, однако есть нечто в этой программе, что заставляет возвращаться к ней снова и снова. Во-первых, это ее концептуальность на основе поэтического цикла, во-вторых, полистилистика и широкий диапазон тем и настроений. Таким образом, эстрадность слегка размывается с симфоническим арт-роком в этом балаганоподобном спектакле с участием струнной группы Большого симфонического оркестра радио и телевидения. Кстати, типичный советский женский вокал на альбоме с напускной взволнованностью и мелодраматизмом в голосе мне не нравится. Давид Тухманов порой прибегает к услугам брасс-оркестра п. у. Георгия Гараняна, и в этом случае удивительно удачен эксперимент с фанком и арт-роком в песне «Сердце Моё, Сердце». В принципе, только благодаря работе Тухманова с синтезатором, органом и электропианино этот альбом и имеет отношение к арт-року, так как электрогитара отсутствует вообще. Мне остается только назвать лучшие с точки зрения «прогрессивности» композиции: «Я Мысленно Вхожу В Ваш Кабинет», «Из Сафо», «Приглашение К Путешествию» и «Сентиментальная Прогулка». Во всех прочих случаях это традиционный ВИА-подобный поп-рок, близкий к киношлягерам Максима Дунаевского и др., но не Эдуарда Артемьева и Свена Грюнберга! Альбом многократно переиздавался в России и за рубежом. Последнее явление состоялось под крылом восставшей из пепла «Мелодии» в 2005 году и приурочено к 30-летию пластинки.
2. Вокально-инструментальный ансамбль Песняры — “Гусляр” (1979)
Наряду с работами ансамбля Горизонт, In Spe, “Гусляр” — подлинно оригинальное и уникальное явление. Группа Песняры была широко известна в СССР своими поп- и фолк-роковыми хитами, но мало кто знает об их проектах «серьезной» музыки. Подобные метаморфозы случались и в других странах соцлагеря, и мне как раз вспомнилась польская группа Скальды, которые к 1972 году выросли из штанишек бита и записали глубокие эпические работы Krywan, Krywan и Stworzenia Swiata Cz?sc Druga. В результате появились две работы в жанре симфонической арт-рок-оперы, но при этом связь с народной белорусской музыкой отнюдь не разорвалась, а лишь укрепилась в более сложных конструкциях. Первой появилась на свет программа Песня Пра Долю, которая с успехом шла по стране в середине 70-х на многочисленных площадках, но к сожалению, так и не была зафиксирована на пластинку. Поклонники разыскали любительскую запись, и этот потерянный шедевр можно найти в интернете и скачать. К счастью, до нас дошла вторая «серьезная» работа коллектива — “Гусляр”. В свое время, эта работа не получила должного признания, но сегодня заняла достойное место среди уникальных локальных явлений мирового арт-рока. “Гусляр” — это полноценная рок-опера с четко прослеживаемым сюжетом и оперным вокалом. Причем, вокальная труппа отличается богатством созвучий, красотой, драматическими диалогами. В музыке участвует расширенный состав Песняров с богатой скрипичной и духовой секциями. Струнные и духовые плотно задействованы не только в красочных народных мелодиях, но и в композициях прогрессивного свойства. Основной жанр альбома — симфонический арт-рок, но встречаются и авангардные эпизоды, как например, частый диссонанс духовых. Также поражают сочетания скрипок с другими инструментами, а также соло на флейте в середине альбома, да такое, что сам Ян Андерсон позавидовал бы! Аранжировка, филигранная сыгранность, глубина, изобретательность — выше всяких похвал. Хочу заметить, что это именно рок-опера, так как развитие композиций — в лучших традициях развернутого прогрессива, а инструментальный ряд включает еще и синтезатор, гитару, бас и ударные. Драматический ход сюжета, ну и конечно, талант Владимира Мулявина, способствует появлению разных по характеру композиций, неординарных решений, которые после н-ного числа прослушиваний, собираются в мозаику большого Шедевра. Вполне возможно, что эта неординарная работа способствовала появлению молодых белорусских исполнителей, ориентированных на сложные формы музыки, вроде «Rational Diet». “Гусляр” переиздан в 2000 году фирмой «Boheme Music», за что им мое большое, запоздалое спасибо!
3. Ансамбль Арсенал — “Своими Руками” (1983)
Выдающийся альбом. В течение 1980-х годов ансамбль Арсенал выпустил ряд великолепных пластинок, но все они так или иначе принадлежат территории джаз-рока. “Своими Руками” — это, пожалуй, единственный альбом в их дискографии, напрямую соприкасающийся с прогрессив-роком. Длинные, медитативно-созерцательные композициии имеют мало общего с беззаботной игривостью джаза и фанка. Этот альбом создавался под влиянием индийской культуры и музыки, которая нитью проходит через всю пластинку, что выражается в особом акценте на акустической гитаре и ситаре. Особенно ярко это выражено в композиции «Свет на Пути» — ответе Алексея Козлова на своеобразное творчество Джона Маклафлина и его проект с группой Shakti. Уже первая композиция «Тайна» удивляет своей психоделической сущностью, глубиной погружения в настроение, тогда как вторая «Посвящение Махавишну» гораздо более оживлена в партиях клавишных и гитар, хотя «эзотерический» синтезаторный фон ни на минуту не изчезает. Вообще, концовка второй композиции — один из сильнейших эпизодов в альбоме. Музыканты разыгрались до лучших образцов мирового фьюжна, импровизируя на восточную тему. Заключительная «Сюита в Фа Миноре» несет порядок и умиротворение после философских блужданий в предыдущих композициях и вознаграждает великолепной игрой медной секции типично арсеналовского джаз-рока. На компакт-диске альбом отдельно не переиздавался, но все композиции можно найти на 2-м диске 4-дискового комплекта Опалённые Временем фирмы «РДМ», который вышел в 1998 году.
4. Ансамбль In Spe - «In Spe» (1983)
Хотя великолепная эстонская группа In Spe выпустила всего два почти полностью инструментальных альбома, они вписаны золотыми буквами в историю советского арт-рока. В 1982 году молодые музыканты записали уникальный альбом, в музыке которого выразили свой собственный, эстонский взгляд на симфо-рок. Этот особый взгляд особенно ярко выражен в трехсоставной «Симфонии для Семи Исполнителей» и определяется прохладно-созерцательным темпераментом исполнения, необычным акцентом на флейтах и плотной разработке электронно-клавишных симфонических полотен в оригинальном ключе. Казалось бы, именно такая музыка и должна рождаться на берегу Балтийского мора, обдуваемом прохладным ветерочком. Представленные на стороне «Б» темы нисколько не теряют в оригинальности, но гораздо ближе к рок-музыке, благодаря полноценной перкуссии и великолепным гитарным соло Сибула, которые определенно накаляют страсти в драматическом диалоге с клавишными. Название заключительной пьесы «Борьба Сфер» хорошо отражает ее сущность, так как построена на диссонансе ударных и партиях флейты. Словом, элемент авангарда здесь тоже присутствует. Разумеется, какие-то ассоциации появляются и с другими классическими симфо-группами, вроде Genesis конца 70-х, но это лишь подчеркивает происхождение подобной музыки от общей праматери, то есть классики. Говорить же о каких-то заимствованиях просто не приходится: чрезвычайно оригинальное мышление композитора Эрика-Свена Тююра выводит программу в число лучших альбомов советского арт-рока. Ну, а тот факт, что советский прогрессив «квартировал», в основном, в Эстонии, сегодня ни для кого не секрет. Альбом был переиздан в 1999 году эстонской фирмой «Eesti Radio» [ERCD-028]. У группы есть еще один прекрасный альбом, вышедший в 1985 году, известный под названием «Концерт для Пишущей Машинки в Ре Мажор», который был переиздан французской фирмой «Musea» в 1994 году.
5. Ансамбль Касеке – “Касеке” (1983)
Если вы обратили внимание на состав, то заметили, что в записи альбома приняли участие музыканты таких эстонских групп, как In Spe, Руя, Synopsis и др. Поэтому ансамбль Касеке — это супергруппа, которая издала две пластинки: сингл и этот шедевральный инструментальный альбом. В Эстонии альбом известен под названием Poletus с другой обложкой. Вам, наверное, уже известна предрасположенность эстонцев к инструментальной музыке, на которую они мастера на все руки. Стилистически группа находится где-то посередине между чисто симфоническими In Spe и более игровыми джаз-роковыми Радар, то есть, аранжировки электронных клавишных сделаны в русле симфонически-космического арт-рока, а гитарные соло - все же импровизационного характера. Инструментальные пьесы исполняются с высокой интенсивностью и напором, насыщены электронными эскападами, эффектными аккордами, космическими «примочками». Особенно в этом отношении выделяется «Несуразность» — скоростной прогрессив с пулеметными соло. Говорить же о советскости в музыке вообще не приходится: музыка звучит очень фирменно по-западному. Не так-то просто с первого прослушивания определить стилистику, так как музыканты лавируют между симфо-арт-роком и электрическим фьюжном, и она зависит, скорее, от темперамента клавишников и гитаристов. Очень интересна и необычна «Устрашающая Песня Слона», в которой флейта подражает звуку хобота слона. Какие-то ассоциации есть с группой Автограф, но эстонцы явно опережают как в мастерстве, так и в композиции. В совокупности, это оригинальное творение прогрессива, наряду с альбомами In Spe, Радар, являет собой лучшее проявление эстонской школы советского прогрессива. Поскольку дебютный сингл Касеке столь же отменного качества, то он был переиздан с альбомом в 2000 году чешско-русской фирмой «Boheme Music».
6. Ансамбль Ялла — «Лицо Возлюбленной Моей» (1983)
Для большинства слушателей группа Ялла ассоциируется с двумя-тремя запоминающимися песнями, из которых наиболее популярна была «Три Колодца» из одноименного альбома 1982 года. Однако альбом 1983 года оказался концептуальным; он полностью укладывается в рамки прогрессив-рока. Классические джаз- и арт-роковые эпизоды буквально утопают в массиве народной музыки, прекрасных узбекских мелодиях. Для альбома “Лицо Возлюбленной Моей”, как впрочем, и для прочих дисков группы, характерна превосходная лирика, почерпнутая от лучших поэтов Востока, среди которых особо выделяются Омар Хайам и Рабиндранат Тагор. Манера пения и особенности микширования полностью советские. Перейдем же к инструментальной части. После характерного астрального вступления в прогрессивной композиции «Касыда на Приход Весны» чередуются фольклорная музыка и превосходный джаз-рок с ведущими ролями клавишного чародея Аббоса Алиева и гитариста Бориса Гершковича с очень «жаркой» концовкой. За ней следует прекрасная баллада «Рубаи». Главное ее достоинство — чудесные нежные ноты на Мини-муге под акустический аккомпанемент Жавлона Тохтаева и романтическую лирику. Впрочем, все предыдущие заигрывания с узбекской мелодикой меркнут перед 1-минутным вступлением «Газели» — кусочком чистой народной музыки — в основном благодаря использованию инструмента гиджака. Впрочем, современность и здесь «начеку»: клавишник изредка играет цепочку нот на синтезаторе в духе космического арт-рока а-ля Эдуард Артемьев. Завершает тему струнный мини-оркестр, вызывая в памяти отрывки музыки к балету «Спартак» Арама Хачатуряна. Сторону “Б” открывает настоящий шедевр «Последняя Поэма» композитора Алексея Рыбникова, состоящая из двух частей. В первой на своеобразный этнический (горный) фон наложены примечательные партии флейты в исп. Фаруха Закирова, а затем она переходит в одну из самых известных мелодий группы, которую легче вспомнить строчкой «Я уплываю, и время несет меня с края на край». Две последующие песни гораздо проще; прежде всего, они метят в запоминаемость. Если бравурно-напористая «Нет Красивей» удачно стилизуется под хард-рок, то «Несравненная» больше напоминает пародийное попурри на популярные музыкальные темы под монотонный ритм. Но в конце альбома Ялла снова удивила резкой сменой настроения на задумчивое и даже мрачноватое в великолепном арт-роке «Кто Рассеет Мрак?», у которого много общего с настроением «Shine On You Crazy Diamond» группы Пинк Флойд. И вновь очень проникновенное соло на гитаре играет Борис Гершкович. В архивах «Мелодии» значатся еще два альбома: “Музыкальная Чайхана” 1988 г. и совсем забытый ныне диск «Ансамбль Ялла» 1990 г. Впрочем, как утверждают специалисты, лишь альбом «Лицо Возлюбленной Моей» является классикой отечественного прог-рока.
7. Ансамбль Радар — «Трофей» (1985)
Замечательной эстонской группе Радар я могу лишь петь бесконечные дифирамбы. Высочайшее исполнительское мастерство, большой талант основного композитора Педерсена, да и остальных членов, в создании мелодий и тем, поразительная сыгранность и очень умелое использование электроники, что в контексте 80-х имеет прямое отношение к прогрессив-року. В истории ансамбля был необычный старт в виде небольшой пластинки 1981 г. с четырьмя... поп-песенками. Последующую стилистическую метаморфозу я склонен объяснять избавлением от влияния поп-певца Яяка Йоалы, который на первых порах опекал группу. Конечно, музыка группы «Радар» относится по большей части к джаз-року, но ее нелепо втискивать в рамки традиционного свингующего джаза, а напротив, каждую вещь альбома Трофей отличает как раз продуманность и максимальное заполнение 5-минутных пьес разнохарактерными инструментальными отрезками. Достаточно послушать такие первоклассные темы, как «Трофей», «Конфликт» или «Игра», чтобы понять: насколько здорово сочетаются задорный электронный джаз-рок с очень яркими, взрывными гитарными пассажами на гитаре в квинтэссенциях композиций. По своей стилистике «радаровцы» являются прямыми продолжателями дела английской группы Brand X, порой, не уступая им ни в чем. Так, например, композиция «Хабанера» соревнуется с пьесой «The Poke» англичан в импульсивности. Кстати говоря, на альбоме трудно выделить отдельных музыкантов, так как высокий уровень игры захватывает всех: обоих гитаристов и клавишников. Ввиду того, что Трофей — чрезвычайно редкая пластинка сегодня, ищущему да обретшему она, скорее всего, достанется в изрядно подпиленном состоянии, но, как говорится, талант не скроешь за «песочком» винила! В дискографии ансамбля есть еще один, столь же великолепный альбом «Балтийский Берег» 1987 г., но в нем, мне кажется, центр тяжести смещен слегка в сторону джаза. Таким образом, оба альбома группы Радар являются шедеврами не только советской инструментальной музыки, но и всего мира. Непереиздание этих работ, которые уместились бы на одном компакт-диске, — одно из главных упущений почившей в бозе фирмы «Boheme Music».
8. Эдуард Артемьев и ансамбль Бумеранг — «Тепло Земли» (1985)
Ко времени выхода этого альбома Эдуард Артемьев был признанным мастером электронного прогрессива и известен, в основном благодаря глубокой музыке к фильмам Тарковского «Солярис» и «Сталкер», а также «Сибириаде» Андрея Кончаловского. Однако он успел выпустить и два отличных альбома: «Метаморфозы» 1980 г. и «Картины-Настроения» 1984 г. в сотрудничестве с клавишником Юрием Богдановым, который более известен как высококлассный звукорежиссер на «Мелодии» в 1980—1991 гг. «Тепло Земли», в отличие от предыдущих работ, записан в полноценном рок-составе группы «Бумеранг» с привлечением перкуссии и электрогитары. Не сказать, что продукт Артемьева—Богданова слишком сложен или оригинален, но его мелодическое богатство, классические аранжировки космического арт-рока стали откровением среди все еще аскетического репертуара «Мелодии» в 1985 году. Вообще, если судить по количеству изданных прогрессивных альбомов в том году, то можно заявить уверенно: государство признало арт-рок. С технической точки зрения, альбом не стыдно представлять на международном рынке, кроме того, удалось избавиться от некоторых советизмов в музыке: вокал не заслоняет инструменты, а электрогитара настроена самым жестким образом с искажениями. Юрий Богданов очень плотно задействовал в разработке композиций знаменитый английский синтезатор «Синти-100». На обложке изображены некие магические символы, которые хорошо сочетаются с поэтическим наполнением альбома от чукотского автора Юрия Рытхэу (1930—2008) о культуре его народа. Как уже упоминалось, главные козыри этого диска — мелодичность и запоминаемость, футуристичная астральная романтика. Центральное место занимают электронно-клавишные аранжировки с небесным звучанием, а вместе с гитарой и ритм-секцией альбом превращается в настоящий спейс-рок. На диске есть такие развернутые эмоциональные композиции, как «Кто Я?» и «Гимн Человеку» с легким дуновением стиля фьюжн, а также балладные интерлюдии на акустике и космические фрески, вроде «Тепло Земли», «Прощание» и «Надежда». Отдельных похвал заслуживает великолепная исполнительница всех вокальных партий — Жанна Рождественская. Честно говоря, трудно уйти не будучи очарованным как вокалисткой, так и прекрасной мечтательной музыкой, уносящей в космические дали, куда-то к Солярису... Резко выделяется «Рэккэны» — перевоплощение Рождественской в образ маленьких человекоподобных существ «рэккенов», которые по чукотско-эскимосским легендам развозили болезни по стойбищам на крохотных нартах. Альбом переиздавался дважды за рубежом солидными прогрессивными фирмами: в 1999 году — на французской «Musea» и в 2009 году — на японской «Belle Antique».
9. Камерный ансамбль Горизонт — «Летний Город» (1985)
Ансамбль Горизонт — это уникальное явление на отечественной прог-сцене. Похоже, это была единственная... не скажу рок-группа, а камерный инструментальный ансамбль, исполняющий настоящий авангард или, иначе, рок-в-оппозиции! По своей стилистике Горизонт наиболее близок бельгийскому камерному ансамблю Univers Zero, только последние сильно увлечены струнными, а россияне — электроклавишными. Я не буду расписывать подробно историю коллектива, поскольку вы без труда найдете публикации в сети. Напомню только, что в середине 80-х этот ансамбль числился при Чебоксарском тракторном заводе, где музыканты, между прочим, имели доступ к качественным инструментам и аппаратуре. Для Сергея Корнилова, выпускника нижегородской (тогда горьковской) консерватории, это был шанс создать собственные произведения с оглядкой на лучшие западные образцы арт-рока: Yes и Genesis. Он и создал. Дебютный альбом «Летний Город» — без сомнения, шедевр отечественного прог-рока. На стороне «А» представлены произведения «Снежки» и «Чакона» в жанре симфонического арт-рока, где авангард лишь частично проглядывает сквозь классические аранжировки. Композиции строятся на фундаменте электронных клавишных, поверх которых накладывается довольно витиеватая гитарная работа а-ля ранние Yes, а также немногочисленные вокализы. Впрочем, центральным новаторским произведением в альбоме является трехчастная сюита «Летний Город», занявшая всю вторую сторону виниловой пластинки. Вступительный «Марш» полон гротеска, пародийного юмора, шутливых вокализов; мягкой поступью он продвигается к нео-классической композиции «Менуэт» — более смурной и трудной для восприятия части сюиты, которая внезапно прерывается стремительными аккордами на клавишах «Токкаты» в нижнем регистре. Обратимся к музыкальному словарю: токката — виртуозная музыкальная пьеса для клавишного инструмента (фортепьяно, орган) в быстром темпе, чётком ритме, обычно с преобладанием ударной аккордовой техники. То же самое и в нашем случае, только наряду с клавишными очень активно и интересно используется бас и электрогитара. Сергей Корнилов же плетет какие-то невообразимые кружева из области электронного авангарда. Сегодня трудно представить, как подобная «контрреволюционная» музыка могла быть издана в СССР. Возможно, причина тому — Перестройка. «Летний Город», а также второй, не менее интересный и важный альбом группы «Портрет Мальчика» 1989 г., переизданы в 2000 году незабвенной фирмой «Boheme Music».
10. Рок-группа Автограф – “Автограф” (1985)
Заметили разницу в заголовке? Не ансамбль такой-то, а рок-группа! Именно так указано на задней обложке альбома. Тот факт, что группа официально опекалась государством и выпускалась за границу на фестивали в качестве представителей советского прогрессив-рока, в том числе на известнейший «Live Aid», не должно отталкивать любителей хорошей музыки. Кстати, такой же статус имела ведомственная арт-рок-группа «ФСБ» из Болгарии. Автограф — действительно профессиональный и интересный ансамбль, хотя и без особых претензий. Свое вдохновение музыканты, а прежде всего композитор Александр Ситковецкий, черпают в музыке средневековой эпохи, особенно барокко, и на основе ее формируют симфонический каркас альбома. Благодаря акценту на электронике и соло на клавишных а-ля Чик Кори, инструментальная композиция «S.O.S.» слегка напоминает электрический фьюжн, популярный в середине 70-х. Длинный «Реквием» состоит из трех частей: вокально-инструментальная печальная прелюдия переходит к игровой срединной части с барокканскими реминисценциями в партиях гитары и клавишных, но с электронными эффектами. Завершается опус так же, как и начинался, но с особым надрывом в вокале и проникновенным прощальным соло на гитаре. Подлинный восторг вызывает композиция «Истина», которая открывает сторону «Б». Основанная на цепочке эффектных клавишных аккордов и весьма удачной гитарной работе, она, подобно маятнику, вполне раскачивается до уровня эпического арт-рока. Музыканты слегка сбавляют пыл в балладе «Монолог», а завершают альбом композиция Беркута «Нам Нужен Мир» в стиле синтезаторного хард-рока. Не лишенная, в принципе, прогрессивного шарма, она несколько проще остальных, и ее портит пафосный антимилитаристский позыв. Хотя вы найдете немало музыкальных клише, любовно стянутых у западных прог-«звезд» первой величины, все же это весьма достойный альбом отечественного прог-рока. У дебютной пластинки Автограф странная издательская судьба. Официально он никогда не переиздавался, тогда как второй, коммерчески более успешный альбом «Каменный Край» 1989 г. был переиздан на компакт-дисках трижды, включая релиз на французской «Musea».
(C) Андрей ГАЕВСКИЙ