Согласен кто-либо со мной или нет, "русского" (голландского, китайского, марсианского и т.д.) Рока не существует - Рок интернационален. Он не имеет "национальности", как и все, что вообще создано человечеством: как созидательное, так и отнюдь. В нашем двойственном мире нет ничего "стопроцентного", однако Искусство в целом наиболее близко расположено к идеалу "созидательности". Это, пожалуй, единственная штука, которой реально может гордиться как человечество в целом, так и любая "нация". И Искусству наплевать на чью-то национальную гордость, заведомо ложную в "его" рамках. Для него карта нашего мир(к)а, пестрая как самое идиотское, сотканное из лоскутков, одеяло, явление столь же пустое, как и таможня и т.п. Подлинным Искусством в любом его проявлении, где бы оно ни было создано, наслаждается любой желающий, каким бы национальным "лоскутком" волею вечных и бесконечных для землян призрачных страстей он не был бы "накрыт".
Подлинное Искусство, эта наиболее ценная для Вселенной информационная (а это важнейшая штука) структура возлежит, естественно, вне плоскости осознания таких чуждых для бесконечного мира понятий как "граница". Думаю, нет смысла приводить какие-то примеры реально интернационального Искусства, которое также бесконечно в своих проявлениях, - это и так всем ясно. Нельзя охватить необъятное, и некоторые из нас выбрали (?) в качестве приоритетного (другие важнейшие "составляющие" Искусства, особенно литература, которая фактически неразрывно связана с музыкой, - и они дополняют друг друга, - в любом случае, всегда рядом) увлечение Роком. И после всего сказанного здесь мы, увы, вынуждены признать факт, что так называемый "русский Рок" (это "явление" столь сладострастно смакуется в нашей прессе) никому, кроме самих россиян, не интересен абсолютно. Никто из англичан, голландцев, венгров и т.д., однажды услышав "явление", впредь даже не вспомнит о нем, не говоря уже о покупке (поиске?!). Даже разбросанные по всему миру русскоязычные, за редким исключением, слушают даже не профессионалов типа Пугачевой, а квази блатные «шансоны».
Мы же на протяжении десятилетий буквально ликовали по поводу появления в наших "Мелодиях" великолепной чешской, польской и пр. доступной тогда рок-продукции, и поющие по-венгерски Omega уже давно стали для нас классикой. У кого позволял бюджет, покупали голландцев Focus или немцев Eloy, и ни у кого никогда не возникало в мозгу абсурдных мыслей, мол, да, вот это яркий голландский Рок, а это венгерский. Дело ведь далеко не в том, на каком языке исполняется Рок-произведение (если оно вообще не полностью инструментальное). Если та же Omega (хотя у них в Англии вышла целая серия, дублирующая лучшие альбомы на английском), в основном, пели на родном языке, масса уже в 70-е популярных, действительно уникальных, итальянских групп, таких как PFM, Banco, Orme и мн. др. также вполне сознательно не использовали интернациональный английский. Причем, когда PFM на Эмерсоновском лэйбле "Manticore" при помощи Кримсоновского (не только) профессионального поэта Peter Sinfield выпустила пару "дубликатов" на английском, критики в один голос возопили: "Пожалуйста, выберите оригинальную версию: итальянский настолько красив, что новые версии просто явно теряют важнейшие вокальные колориты".
Таким образом, имел бы "Русский Рок" действительно место, он бы хоть крошечную интернациональную" нишу да нашел. Сей факт имел-таки место с нашими "Круизом", "Мастером" (пока они не запели по-английски, впрочем) и даже жалкой пародией на "образец" американского поп-метала "Парком Горького" (они однажды, на неделю, попали в хвост тамошнего "Top 100" только благодаря русскому колориту в сценическом имидже: вспомните гигантскую балалайку). Но, увы, сегодня о них "там" уже никто и не помнит, т.к. исполняемый ими метал (действительно интернационального характера) не несет в себе не только никаких оригинальных идей, но чаще всего является просто клоном их западных кумиров ("Ария" = "Iron Maiden").
Но есть, есть-таки и у нас Рок-искусство, преодолевшее "границы". Никогда не исчезали (ставшие, таким образом, уже прог-классикой) со страниц уважаемого американского прог-сервера "Gibraltar" группы «Фромуз», "Арсенал" и "Горизонт": им посвящены весьма солидные обзоры. Также я отыскал там еще трех наших исполнителей: "Диалог", "Автограф" и Бориса Гребенщикова, но ссылки на них небольшие, хотя по одному альбому от каждой из этих групп там выделяется с ощутимым восторгом. Причем, бурю эмоций вызвал именно русскоязычный дебют "Автографа" (а это всего лишь мини-альбом), тогда как англо-версия "Каменного Края", задуманного, очевидно, под "хитовость", на манер Asia, была соответственно низко и оценена. Раздел Прогрессивного Рока, исполняемого не по-английски, очень солиден, и содержит массу групп, среди которых есть величины, качество музыки которых западные критики буквально приравнивают даже к Genesis и Camel.
Оригинальная версия статьи опубликована в моем блоге в газете "Московский Комсомолец".