МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 

Стилевые метаморфозы рока или путь к "третьей" музыке

Глава IV. Ладовое мышление - Часть 1



Рассмотрев преломление жанровых и культурных традиций в формообразовании, обратимся к собственно музыкальной материи рока и сосредоточим внимание на одном из важных аспектов музыкального языка – ладовом. Именно в нем ярче всего проявляется разнообразие интонационных потоков, дающее различные сплавы традиционного и современного, европейского и неевропейского. Проблемами лада и гармонии в рок-музыке пока еще никто не зани¬мался, само их восприятие оказалось оттесненным громкостно-динамическими, звуко-фоническими и ритмическими факторами. Поче¬му-то сложилось предубеждение, что гармония рока это наименее инте¬ресная область музыки, изобилующая банальностями и штампами.

Дальнейший разбор покажет несправедливость подобных суждений, и в данной главе мы попытаемся обосновать и доказать глубокую самобыт¬ность лучших образцов рока в этой области. Задача эта непростая, так как рок-музыка – по преимуществу – явление устной традиции. Явление, в котором еще сильно синкретическое начало. И это ставит под сомнение чистые исследования лада в отрыве от поэтического слова, от интонации, той или иной манеры произношения, непосредственного живого звучания музыки. Как известно, непосредственными истоками мелодики рока стала английская баллада и негритянский блюз с их особой речевой интонационностъю, «говорящей» мелодией. Она весьма далека от привычной европейской кантилены и не всегда воспринимается адекватно «европо-центристски» ориентированным ухом. Мелодика эта, как правило, неши¬рокого дыхания, малообъемна, склонна к синкопам и ритмическому покачиванию (в блюзе это именуется «свингом»). При этом блюз отличается от баллады большей ритмической остротой, диалогическим по¬строением по принципу «зов и ответ» («call and response»), а также ярко выраженной импровизационностью, при которой на поверхность инто¬национного процесса всплывают «твердые» мотивные образования, риффы. Многое из всего этого было глубоко преобразовано в ладовой структуре рока.


СЫРОВ Валерий Николаевич

МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА