В развитии и обогащении форм рока особое место занимает так на¬зываемая статическая композиция. От «индийских» экскурсов Джорджа Харрисона и психоделических «путешествий» Gong и Soft Machine в конце 60-х к шаманству Саn, минимализму Tangerine Dream, Брайана Иноу, Майка Олдфилда и других - на всем лежит отпе¬чаток увлечения восточной культурой, в частности, дзен-буддизмом. Но если дзенство, скажем, у Yes соединялось с динамической формой евро¬пейского образца, то в упомянутых примерах восточный элемент трансформирует композиционный стереотип, создавая параллели тому движению, которое происходило десятилетиями раньше в русле академиче¬ского авангарда от Джона Кейджа до Стива Райха. Кроме параллелей, имеются и прямые творческие контакты, например, влияние минимализма Терри Райли на Джона Кейла, Райха на Роберта Фриппа, твор¬чества Штокхаузена на немецких рок-авангардистов во главе с группой Саn.
Статически-медитативный склад, с одной стороны, отрицает изначальную природу рока с его гипертрофированной энергетикой, с дру¬гой - как ничто лучше подходит для выражения психоделик-состояний из которых и вырос зрелый рок. Там, где эта эстетика не ведет к расслаб¬ленности мысли, возникают удивительно интересные явления. Так, один из самых ранних опытов в этой области - это битловская «Tomorrow Never Knows», записанная в 1966 году на заре психоделичской эпохи. Строфика песни необычна и нова для Beatles. Музыка передает пси¬ходелическое состояние и основана на остинатном повторе одной фразы, свершаемой эхообразным ответом («не умирает», «сияет», «известно», «возможно», «сначала»), что для песенного стандарта нехарактерно. Возникает цепная структура повтора, которая встречается в архаических образцах песенного фольклора. Она базируется на модальности, здесь используется миксолидийский лад. Кроме того, прием обратной записи с деформацией натураль¬ных естественных звучаний, включение индийских инструментов, тара и табла, а также бурдон в басу и тотальное остинато - все это дает привкус ирреальности, глубокого погружения в психодслический транс. Эксперимент «Tomorrow Never Knows» получил развитие в других песнях Beatles («For No One», «Within You Withoul You»), a также в записях групп «прото-арта», таких как «Heroin» Velvet Under¬ground или же «The End» группы The Doors. Подобные находки предвосхищали более поздние эксперименты в статической композиции. В 20-минутной «Yoo Doo Right» груп¬пы Can также выдерживается принцип некоего остинатного заклинания. В огличие от Beatles, чьи статические формы носят восточный оттенок, у Can сильнее африканский колорит, перед нами как бы воссозданный ритуал шаманства.