«Битва ледяных слез» из альбома «Ящерка» - пример иного рода, Это батальная композиция. В ней интересен волновой динамический рельеф с подъемами и спадами, тихой кодой - все это наводит на мысль о знакомстве автора с традицией европейской симфонической драматургии, с симфониями Малера, Шостаковича. Но в отличие от многотемной «Lark's», «Битва» монотематична, что крайне необычно для конфликтного «батального» жанра, но очень характерно для жанра балладного Это как бы баллада, «рассказанная» инструментальным языком. Весь тематический материал в зародыше содержится во вступительном напеве английского рожка. Развертывание формы, несмотря на алеаторную и полипластовую структуру, в своей основе монодийна, имеет вариационный характер. Так в процессе развертывания вычленяется синкопированный мотив. Вот почему наряду с драматизмом и конфликтностью, наряду с силь¬ными динамическими контрастами, в «Битве» присутствует форма второго плана, создающая ауру оцепенения - «битва застывших слез»! Мотивное остинато действует гипнотически, разворачивается словно во сне, оно нереально, сюрреалистично. Особенно сильное ощущение прострации возникает в коде, где на остинатном басу звучат скорбные рыдания фрипповской гитары - поистине HIM на мертвом поле! Подобные завершения в музыке King Crimson не редкость, они прямо отсылают нас к симфоническим кодам европейской музыки, свидетельствуя об освоении опыта драматургического мышления.
Конфликтная драматургия, может быть, в менее субъективном виде, встречается в музыке Univers Zero. Как говорилось, эта группа, избрав камерно-инструментальное амплуа, вместо традиционных для рока инструментов - гитар, клавишных и иных – часто вводит деревянные духовые и струнные смычковые. Необычный даже по меркам арт-рока инструментарий соответствует избранному направлению с его широким сплавом рока и современной музыки, творчества композиторов-«объективистов»: Бартока, Стравинского, Сати, Хиндемита. Роковый пласт глубоко опосредован и держится в основном в приоритете ритмического остинато. Порой охватывает сомнение - рок ли это, пусть и с приставкой «арт»? От песенно-куплетного стереотипа не остается и следа, так как музыка не опирается на мотивную разработку, логику тематических канонов и сопоставлений, обнаруживая ясную драматургическую тем.
Произведения Univers Zero следовало бы анализировать с партитурой в руках. Конечно, если последняя существует, и записи группы не плод чисто студийного творчества. Тем не менее, лучшие вещи Univers Zero столь рельефны по музыке, что слуховой образ позволяет идентифицировать форму и драматургию, дает богатый материал для осмысления музыкального формообразования позднего арт-рока. Чело¬веку, начинающему знакомиться с музыкой этой группы, можно посове¬товать 10-минутную инструментальную пьесу «Предчувствие» с альбо¬ма «Used» 1984 года.