Стилевые метаморфозы рока или путь к "третьей" музыке
Глава III - Жанры и формы - Часть 10
Обратимся к музыке I части. Она драматургически конфликтна и основана на двух полярных об¬разax: зловеще-инфернальной теме типичного «dance macabre» и свет¬лой музыке у солирующей скрипки в среднем разделе. Сопоставление этих образных миров обнажено и подчеркнуто всем комплексом выразительных средств: с одной стороны, тяжелое лязгающее «металлическое» звучание, острые диссонансы, тритоновые ходы, минор с пониженными ступенями, 7-дольный ритм, с другой же - чистый небесный тембр скрипки, вольный дух музицирования, пасторальная ионосфера.
Вся пьеса заключена в сонористическую рамку, музыка рождается в глубокой тишине, под тихий перестук маримб и ксилофонов на фоне тревожно звучащего портатива (подобие японского органчика). В первом разделе слушателю предстоит пройти «кругами ада». Перед его потрясенным взором встают страшные и жестокие картины, а динамический материал складывается из трех элементов: 1) токкатно-пульсирующий фон, 2) хард-роковая тема с блюзовым оттенком - словно гигантские тяжелые шаги, подминающие под себя все живое, 3) тяжелые пассажи, основанные на тритоновых ходах. Большее развитие имеет третий элемент. Кстати, именно он будет многократно возвращен как автоцитата в последующих альбомах «Малинового короля». «Three of a Perfect Pair»: реприза, идущая после пасторальной сцены в среднем разделе, оставляет лишь токкатный материал. Он проходит на фоне неразборчивого диалога издалека доносящихся голосов. Возможно, что в инструментальную композицию включен фрагмент из какой-то драматической пьесы. Ссорятся мужчина и женщина. И когда на гребне последней волны динамического нагнетании пробивается его реплика «I can not!» («Я не могу!») - наступает куль¬минация «Lark's»: вторгающийся миноро-мажорный аккорд, словно вспышка озаряет смысл происходящего, перед нами как бы возникла прекрасный образ в деформации, расплывающийся сквозь слезы. Эти самый впечатляющий момент музыки, после чего она погружается в тишину и истаивает в серебристом перезвоне колокольчиков.
Так в общих чертах воспринимается первая часть «Языков жаворон¬ка». По внешним признакам здесь трехчастная форма с серединой, эпизодом и сокращенной репризой. Но драматургическая логика столь сильна, что репризность отодвигается на второй план, подчиняется драматургическому процессу, конфликтному взаимодействию двух сторон света, мрака, добра и зла, красоты и безобразия, любви и ненависти. Противостояние это воплощается через процесс сквозного разви¬тия и преобразования тем, что делает «Lark's» ярким образцом инстру» ментальной драматургии в рок-музыке.
СЫРОВ Валерий Николаевич
|