МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 

Стилевые метаморфозы рока или путь к "третьей" музыке

Глава III - Жанры и формы - Часть 9



Знакомство с ними лучше всего начинать с творчества King Crimson, олицетворяющего собой вершину художественных и духовных устремлений рока после Beatles. Композиции этой группы свидетсльствуют о достаточно высокой ступени в развитии музыкального интеллекта, начинающего преодолевать стадию синкретизма. Музыкальное формообразование здесь свободно, балладные и песенные пласты переплавляются, соединяясь с сонорными, алеаторическими и джазовыми им¬провизационными интерлюдиями и постлюдиями. Развернутые инстру¬ментальные фрагменты перекраивают профиль песенно-куплотного стандарта, выстраивают иной динамический рельеф (чаще всего волно¬вой), создают предпосылки драматизации и сквозного тематического процесса. И к этому музыканты группы пришли не сразу, чему предше¬ствовали эксперименты с сюитоподобными формами, о которых только что говорилось.

В музыкальном наследии King Crimson наибольший интерес пред¬ставляют собственно инструментальные вещи, автором которых по пре¬имуществу является Роберт Фрипп. В них музыка не прячется за стро¬фикой поэтического текста, а смело выращивает свою форму, оставаясь «один на один с действительностью». В каждом альбоме эти композиции приобретают особый концептуальный вес, отражая в большей сте¬пени обострение драматургического процесса, конфликты образных сопоставлений, полярность интонационных сущностей. Подтверждением сказанного служат альбомы King Crimson, в кото¬рых узловыми являются пьесы чисто инструментальные: «Дьявольским треугольник» в альбоме «По следам Посейдона», «Морская история» в «Островах», «Битва ледяных слез» в «Ящерке», «Языки жаворонки в заливном» из одноименного альбома, «Реквием», завершающий альбом «Beat» и т.д.

«Языки жаворонка в заливном» представляют особый интерес. Надо заметить, эту тему Роберт Фрипп использовал дважды: в одноименном альбоме 1973 года и через десять лет в альбоме «Three of a Perfect Pair», где дана совершенно новая инструментальная версия. Кроме того, отдельные цитаты и мотивы «Языков жаворонка» можно встретить и и других альбомах, что делает эту тему сквозной темой всего творчества группы. Интересующий нас вариант 1973 года - это две композиции, которые обрамляют альбом и являются его концептуальным основанием. Концептуальность эта сложная, ведь начиная с названия - «Lark's Топким in Aspic» - мы сталкиваемся с амбивалентностью смысла. «Aspic» - не только заливное блюдо, но и поэтическое наименование ядовитой змеи (аспида). «Tongues» (языки) следует понимать скорее как метафору: «Языки жаворонка» - это символ раскрепощенного пения и щебета под небесами. Жаворонок - один из излюбленных персонажей поэтов романтиков (вспомним оду Шелли), поэтому «Блюдо из языков жаворонка» приобретает «черный» смысл антиподы, а «языки жаворонка» - второй смысловой план заглавия - это вывернутая наизнанку пародия, причем пародия трагическая. Что есть современный жаворонок - «поруганное творчество», «песня на продажу», «песня, из которой сочится яд»? Как понимать музыкальный смысл этой сложной метафоры, которая переплавилась в инструментальную форму?

СЫРОВ Валерий Николаевич


МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА