Стилевые метаморфозы рока или путь к "третьей" музыке
Глава III - Жанры и формы - Часть 7
Итак, самый беглый взгляд обнаруживает различные пути к преодо¬лению первичных песенных форм. Отметим два из них. Первый связан с внешним преобразованием стереотипа, второй - с преобразованием внутренним. Один ведет к составным, монтажным и сюитным формам, другой приводит к усилению драматургической логики, конфликтному противостоянию образных сфер, психологизации, и здесь на передний план выступает идея сквозного развития с ее принципом «производного контраста». Остановимся на последнем.
В освоении драматургического мышления рок повторял путь евро¬пейской профессиональной музыки, которая в течение более двух столе¬тий через сценические жанры, оперу, прежде всего, оттачивала способы раскрытия драматургических ситуаций, пока не был достигнут доста¬точно высокий уровень понятийного смысла и не возникла возможность отражать эти ситуации инструментальными средствами.
Рок возвращает детство европейской оперно-симфонической тради¬ции, и как бы на наших глазах вылупляется из кокона песенно-танцевальной формы. Но путь его к осознанию себя как нового искусст¬ва несколько иной: первичные жанры ни при каких обстоятельствах не исчезают из поля зрения. Высокая степень абстрагированности от танцевального и песенного материала, характерная для европейской музы¬ки последнего времени, року никак не грозит. На пути к овладению сложными формами его еще питают «горячие» источники. Это жанры, кровь которых активно циркулирует в системе жизнеобеспечения и энергетика которых еще будет долго оставаться высокой, своеобразные жанры-«пассионарии». Проблема в ином - в преодолении разнородности двух культур, эклектики, которая неизбежно возникает при смешении жанровых и стилевых пластов. Собственно, это проблема не формы, а стиля, и она подробно рассматривается в следующей главе. Сейчас же отметим только одно. Концептуальные и драматургические искания рок-музыканта, вызванные неудовлетворенностью обыкновенным песенным стандартом, приводят к существенным изменениям не только формооб¬разования. но и стиля и всего подхода к творчеству, то есть, метода. Творчество приобретает некий духовный стержень, именно в этой сфере открываются новые горизонты, дающие явления подлинного синтеза.
СЫРОВ Валерий Николаевич
|