Стилевые метаморфозы рока или путь к "третьей" музыке
Глава III - Жанры и формы - Часть 5
На первый взгляд форма складывается как составная - логика нам уже знакомая - и объединяют ее несколько ключевых фраз-рефренов «вниз по реке, там за поворотом», «я взлетаю - я падаю». Но когда слу¬шаешь музыку, все приобретает иной вид: возникают контуры экспози¬ции, эпизода с небольшой разработкой и сокращенной репризы (IV ч). Поначалу, в экспозиции действительно возникает ощущение составной многотемной формы и даже пестроты. Но в после¬дующем это ощущение снимается, и вся вещь обретает довольно строгие сонатные очертания - результат мотивной разработки и тонального пре¬образования в репризе.
Весь тематический материал сконцентрирован в четырех мотивах. Они проходят дважды, давая подобие двойной экспозиции. Третий раз¬дел создает контраст бушующему хаосу экспозиции, это - оазис затишья из которого впоследствии вырастают устремленные ввысь готические звучания церковного органа («я взлетаю - я падаю!»). В репризе темы возвращаются, при этом первая (А) несет на себе отпечаток разработан¬ного развития, благодаря чему реприза срастается с разработкой и как бы «поляризуется» (явление, знакомое по симфониям Чайковского и Шостаковича), а третья тема (С), как и положено настоящей побочной партии, переносится в новую тональность. Тонально неизменной остает¬ся лишь тема В. которая на слух воспринимается как главная. Тема Д (в репризе она опущена) выступает как заключительная, одновременн связывая экспозицию с эпизодом Е.
И все же в целом рок-музыка и арт-рок, в частности, не проявили энтузиазма по отношению к открытию Yes, сонатный принцип так и остался невостребованным, был апробирован лишь его поверхностный слой. Слишком различны два метода: классический и аклассический, тональный и модальный, мотивно-разработочный и куплето-графический, функционально-гармонический и натурально-ладовый. А может быть, этому синтезу еще не пришло время?
СЫРОВ Валерий Николаевич
|