Стилевые метаморфозы рока или путь к "третьей" музыке
«Пост-арт» 80-90 годов, Часть 4
Еще больше усложнение языка мы наблюдаем в сольном творчестве бывших участников Henry Cow: гитариста Фреда Фрита и барабанщика Фрица Катлера. В альбоме «Совершенный мир» 1987 г группы Cassiber, куда кроме Катлера вошли Кристоф Андерс и Хоней Гобелс, обра¬щают на себя внимание названия композиций, собирающихся в единую развернутую сюиту: «Земля крестоносцев»: «Зеркало Орфея», «Прометей». Фигурирует музыка «героической» симфонии Бетховена, «Прометея» Скрябина, оперы «Иисус Христос суперзвезда» и др. Идея художественного беспорядка, которая питала в свое время творчество Henry Cow. оживает в альбоме Фрита «Helter Skelter» 1992 года. Интерес также представляют некоторые эксперименты Дэвида Сильвайна, в частности его совместные творения с Робертом Фриппом (“The First Day”, 1993 и “Darshan” 1994 года (дополнено ВМ). .
Если обобщать разрешенные явления «пост-арта» последних лет, то окажется, что сам спектр стилевых и жанровых перекличек очень ши¬рок: от цитирования и ссылок на классику (Cassiber) до опосредованных реминисценций и аллюзий (Art of Noise), от использования композици¬онных стандартов неоклассической музыки XX века (Univers Zero) до крайнего ради¬кализма индетерминированных форм, и последнее впрямую смыкается с авангардом. На пути к новым стилевым и жанровым сплавам возникают многочисленные модификации и гибриды: арт-авангард, арт-индустриал (отпрыск урбанизма XX века), арт-электроника. Джаз менее характерен для стилистической «добавки» к этим сплавам, хотя опыты Цорна свидетельствуют об актуальности джазовых идей и в сфере арт-авангарда. .
Итак, подведем итоги данного обзора. Мы убедились, что эволюция рока имеет волновой рельеф: перед нами четко вырисовываются следующие одна за другой «волны» - прото-арт, арт-рок, новая волна, пост-арт и др., давая свои ответы в поиске интегрирующих путей. Экспериментирующе-бунтарский прото-арт уступает место в целом более спокойному, порой более академичному арт-року, а тот. в свою очередь, освобождает место для авангардистских опытов пост-арта. Идет накопление новой энергии. Необычность сложившейся ситуации в том, что выдающиеся лица в ней - не только ветераны, но и музыканты более молодого поколения, родившиеся в 50-60-х годах. «Пост-арт» - это не столько смена поколений, сколько их общение и диалог. Творческое содружество Дэвида Сильвайна и многоопытного Роберта Фриппа – отличный тому пример. .
Это дает надежду на то. что рок, несмотря на явный кризис, еще не утратил внутренней силы для движения вперед. Главное, он не должен раствориться в потоке культуры массовой. Исохранить себя как вид среди других массовых жанров и видов ему помогает активность стилевого мышления. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен в одной из последующих глав.
СЫРОВ Валерий Николаевич
|