МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 

Стилевые метаморфозы рока или путь к "третьей" музыке

Арт-рок 70-х: Концепции и наnравления, Часть 17



Каковы же преломления национального стиля? Выше говорилось об английской рок-музыки, которая в корне переосмыслила американский рок'н ролл и негритянский блюз, ассимилировав их на почве самобытной балладно-песенной традиции. Также уже шла речь о голландских группах, наметивших пути к интеграции рока, ни¬дерландских традиций фольклора и североевропейской полифонии. Отголоски французской культуры ощущаются в музыке Gong, которая сформировалась в университетской среде Сорбонны, а также Alpha Centaury, Ange, Art Zoyd. Magma, Univers Zero (о ней речь впереди) и Enigma. Последняя, пусть и не чисто роковая, оригинально, с истинно галльским изяществом, соединила архаику григорианских времен Перотина и космические электронные звучания, инкрустировав их в сетку четко пульсирующего бита.

Немецкий вариант артизации неотделим от идей авангарда, от экмпериментов в области электронных и синтезаторных средств, что мы находим в музыке Tangerine Dream, Klaus Schulze, Kraftwerk и др., но особенно в этом отношении выделяется группа Саn. Ее создали: Холгер Зукей (бас), Майкл Кароли (гитара), Ирмин Шмидт (клавишные) и Джеки Либецайт (ударные). В первоначальный состав входил негритянский певец Малькольм Муни, которого сменил Дамо Судзуки. Группе покровительствовал сам Карлхайнц Штокхаузен, а Зукей и Шмидт посещали «Курсы новой музыки» в Дармштадте, где, кроме Штокхаузена, они общались с такими метрами ака¬демического авангарда, как Кейдж, Лигети и Борио.

Группа широко разрабатывала различного рода этно- и стилевые пласты: европейские, африканские (шаманская «Yoo Doo Right» на пер¬вой пластинке «Monster Movies»), ориентальные (альбом «Tago Mago» 1971 г, включающий тревожно-мистическую «Autumn» и экзотическую «Peking Оn», а также альбом «Ege Bamyasi» 1972 г с психоделической «Soup»). Их стиль свободно интегрирует древние архаические песнопения, блюз, джаз, рок, панк, регги, «новую волну». Такое обилие исто¬ков, однако, не ведет к пестроте или эклектике - а это самое уязвимое место многих представителей арт-рока - полистилистика эта глубоко внутреннего свойства. Она порождена не модой, а широкими духовны¬ми и творческими устремлениями музыкантов. Единство стиля Саn сохранилось на протяжении всей их десятилетней карьеры. Группа рас¬палась в конце 70-х, но и после этого ее члены продолжали сольную деятельность: Холгер Зукей в 1981 г появляется вместе с Либецайтом в составе «Phew», а в 1989 году записывает авангардистский диск «Flux + Mutability» совместно с гитаристом Сильвайном и трубачом Маркусом Штокхаузеном. В том же году Сат воссоединились в прежнем составе и выпустили «Rite Time» в лучших традициях прошлых лет.

Среди арт-роковых групп других стран заслуживают внимания: PFM, New Trolls, Apoteos, Balletto di Bronzo, Dedalus, Zamla Mammaz Manna, Prudence, Rush, Aphrodite's Child. Последнюю сформировали в конце 60-х в Париже эмигранты из Афин Вангелис Папатанасиу (клавишные, флейта, арфа), Демис Русос (вокал, гитара, бузуки, духовые) и Лукас Сидерас (бас, ударные). Синтез рока и эгейской средиземноморской культуры, восходящей к античности, ярче всего предстает в центральном создании Aphrodite's Child, двойном альбоме «666 или Апокалипсис по Иоанну» 1972 г - впечатляющей симфонии-кантате, повествующей о днях Агнца и Зверя.

В 70-е гг. идеи арт-рока начали распространяться за пределы Брита¬нии. проникли в Восточную Европу, несмотря на суровые идеологиче¬ские барьеры. Свидетельством тому стали альбомы польских групп, в частности, Чеслава Неймена, близкие электронно-синтезаторным опы¬там немцев, песенные циклы россиянина Давида Тухманова, ориентированные на симфо-рок (особенно в альбоме «По волне моей памяти»). В современной отечественной музыке, продолжающей традиции арт-рока, интересны работы Сергея Корнилова (экс-«Горизонт»), в частности, двойной альбом «Удар пылью». Альбом построен как семичастная сюита, в которой выделяются неоклассическое «Адажио», этюдно-кантатный «Темп-120» и особенно «Финал» в духе русского эпического распева, соединяющий электронно-синтезаторное звучание с богатырской поступью мелодического развертывания. Это истинно русская музыка!


СЫРОВ Валерий Николаевич


МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА