МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 

Стилевые метаморфозы рока или путь к "третьей" музыке

Арт-рок 70-х: Концепции и наnравления, Часть 9



Говоря о возрождении средневековой и ренессансной культуры, ее ассимиляции в контексте рока, следует особо выделить экстраординарную Gentle Giant. Из тех скупых сведений, которыми мы обладаем известно, что она сформировалась из музыкантов, имеющих профессиональную подготовку, и что состав се на протяжении десятилетнего существования практически не менялся.

Авторы всех композиций Gentle Giant - выпускник Королевской музыкальной академии Керри Миннер (клавишные, вокал), Дерек Шалмен (вокал, саксофоны, флейта) и Рей Шалмен (вокал, бас, гитара, скрипка). Среди лучших альбомов группы - «Octopus» 1972 г, «In а Glass House» 1973 г, “The Power & the Glory” 1974-го и «Free Hand» 1975-го: все они издаются лейблом-картинкой с изображением добродушного гнома-великана – еще одно из преломлений кельтской мифологии после King Crimson.

Группа Gentle Giant просуществовала сравнительно недолго, но, подобно яркой комете, очертила широкий потенциал возможностей рока, далеко неисчерпанных и по сей день. Во-первых, это глубинная ассимиляция старинной музыки, где акцент ставится на методе пародирования, в отличие от претворения у King Crimson или VDGG. Во-вторых, сам «спектральный» ряд воссоздоваемых явлений смещен в область профессиональных, а не фольклорных традиций. как это было у Jethro Tull. В творчестве Gentle Giant интересны не столько цинические тексты, сколько музыкальные формы, что для рока, зави¬севшего от слова и всего комплекса социо-культурных факторов, весьма необычно. Игровое начало возникает порой в добродушном подшучива¬нии диалоге фольклорного и профессионального и простонародного, и это уже заложено в самом названии группы.


СЫРОВ Валерий Николаевич


МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА