Параллельно Genesis происходило становление английской группы Van Der Gгaаf Generator, с самого начала ориентирующейся на балладный, с элементами авангарда, арт-рок. Группа эта была детищем Питера Хэммилла, фигуры яркой и самобытной. Композитор-самоучка, поэт, исполнитель-инструменталист, певец, обладатель уникального голоса, Хэммилл в своих исканиях привлекает вдумчивостью и серьезностью намерений. В его творчестве сильно лирико-драматическое начало, как и в музыке King Crimson, человеческая личность здесь дана в испытаниях, часто на пределе возможного. «Главное, что представляет для меня интерес, - признается автор - что оживляет мою жизнь – это элемент парадокса. Парадоксальное сочетание слов и музыки, хаотических ситуаций и упорядоченного движения. Темные подспудные аспекты существования, несомненно, представляют значительно больший интерес для размышлений, чем оазисы счастья и благополучия (совсем как у Толстого - В.С.), которые почти всегда характеризуются душевной поверхностью и отсутствием глубины переживаний». Творческий метод Хэммила близок романтическому. Не случайно его вдохновил сюжет Эдгара По «Падение дома Ашеров», и он создает оперу. Следующие слова, казалось бы, принадлежат Родерику Ашеру, поэту и музыкантy: «...писать музыку и стихи для меня - это освобождение и следовательно, средство быть более счастливым. И это, как бы, не я, тот, кто за столом выбирает тему и создает содержание песни. Это словно предопределено чем-то, что находится внутри меня и стремится освободиться, вырваться наружу и достигнуть абсолютного выражения, материализованного в словах и музыке».
Стилевая и творческая ориентация VDGG на балладный сплав роднит ее с Genesis. Моделей европейской классики здесь еще меньше, они опосредованы, предстают в готических звучаниях «Хаммонд»-органа Хью Бэнтона, флейтовых интерлюдиях Джексона, в усложненности форм и развернутости высказывания. Присутствуют и элементы джаза. Национальный колорит - а это, наряду с Genesis и King Crimson, одна из самых «английских» групп - проявляется, однако, вне какого-либо оттенка любования стариной, вне стилизации. Эстетство чуждо духу этой экзистенциалистской музыки. Глубоко самобытен музыкальный язык, где находит свое преломление традиция бурдонно-монодийного, догармонического мышления. Повышенная интонационная энергетика субъективирована, переведена в интровертный план, отсюда экзальтированность, экспрессия, которая может отпугнуть пас¬сивного или поверхностного слушателя. Эта музыка требует встречного движения и редко захватывает с первого раза.
В композициях VDGG привлекают мотивы тишины, вслушивания в тишину, выделяются эпизоды покоя, почти безмолвия. Они особенно сильно контрастируют с общим драматическим настроением. Кстати, феномен тишины, нехарактерный в целом для рока, стал важным выразительным и стилеобразующим средством именно в арт-роке. Было бы интересно проследить его использование и драматургическую интерпретацию в звуковых партитурах столь разных представителей, как Pink Floyd. King Crimson, Genesis и др., но Van Der Graaf Generator в этом перечне займет особо видное место.
Эволюция VDGG не претерпела существенных метаморфоз. Стиль группы, начиная с момента рождения и кончая распадом (1968-77 гг), мало изменился. Шло лишь нарастание художественного качества. В этом целенаправленном развертывании творчества выделяются вехи: альбомы «Pawn Heart» 1971 г, «Н to Не Who Am Only One» 1970 г. (в на¬звании альбома фигурирует формула солнечной энергии: перевод водорода в гелий), где в пьесе «Император» звучит неподражаемая гита Роберта Фриппа. Хороши т более поздние программы, особенно «Godbluff» 1975 г и «World Record» 1976 г с одноименной элегией, порази¬тельно тонкой и лирически проникновенной. Неменьший интерес вызывают и сольные работы Хэммила, хотя они и неравноценны: лучшие были записаны в периоды 1972-’77 и ’90-’96, тогда как прочие, в основном, среднего уровня и ниже.