Авангардная линия, с еще большим весом джазовых элементов была продолжена музыкантами Неnrу Соw (в названии ансамбля - намек на известного американского экспериментатора Генри Кауэлла). Группа образовалась в конце 60-х в университетской среде Кембриджа, в состав вошли гитарист Фред Фрит, саксофонист Тим Ходкинсон, барабанщик Фриц Катлер, а также Джек Грейвз (бас, ф-но) и Линдсей Купер (фагот, гобой).Из альбомов Henry Cow известны «Legend» 1973 г и «Unrest» 1974 г с причудливо-загадочными композициями типа «Десятый зяблик», «Десять погребений Гражданского короля», «Аркады». Интеллектуальная изысканность музыки, ее элитарность были созвучны настроениям тех лет, что соприкасалось с творчеством другой элитарной группы, Soft Machine, влияние идей которой еще по-настоящему предстоит оценить. Одновременно это затрудняет стилевую и жанровую рубрикацию. По преимуществу инструментальные, композиции Неnrу Соw - это не рок, и даже не джаз-рок в привычном понимании. Слово «джаз-рок», которое употребляется по отношению к этой музыке, совершенно не отражает ее специфику - до такой степени и джаз, и рок здесь переплавлены в новую форму. И правы авторы «Энциклопедии Rolling Stone»: «решительный и бескомпромиссный эклектизм Неnrу Соw - они соединяют рок, фьюжн, свободную импровизацию, средневековые камерные формы, современную классику и «конкретную» музыку. Агрессивные социалистические воззрения ограничили число их де поклонников, сузив их до небольшого круга посвященных».
С аванrардным арт-роком соприкасаются во многом и эксперименты Pink Floyd в области «техно»-средств, об этом уже шла речь, отчасти. Это многочисленные электронные эффекты многоканальной записи, включение «натуральных» феноменов: звуков машин, природы, биоритмов человека. Урбанистические мозаики и космические элегии Pink Floyd органично соединяются с минимальной техникой («Echoes»), медитативными состояниями, молчанием, тишиной. Хотя следует отметить, что в целом стилевое направление Pink F1oyd в эти годы скорее блюзово-балладное. И здесь мы подходим к собственно «6алладной» линии арт-рока, которая включает в себя ряд ярких явлений.
О значении баллады в становлении рок’н’ролла можно говорить много. Став, наряду с блюзом, жанровой и стилевой основой рок-музыки, баллада получила совершенно новую жизнь. Надо сказать, что и до того, ведя скрытое существование в потаенных слоях музыкальной культуры, баллада периодически возрождaлась и становилась главным персонажем той или иной исторической эпохи. Так, например, было в начале XIX века, когда композиторы-романтики дали балладе совершенно необычную интерпретацию, в первой половине ХХ века, когда в недрах народной музыки США возникло целое направление, обязанное своим появлением именно балладе - музыка кантри.
То, что происходит в рамках рок-музыки - это очередная волна возрождения интереса к балладе, и этот интерес материализуется в самых несхожих формах от первых образцов рок’н’ролла Элвиса Пресли до Beatles, от балладных композиций арт-рока до «металлических» баллад последних лет. Во многих образцах арт-рока баллада сохраняется как жанр, но часто претворяется в балладность. Для балладности характерен особый круг выразительных средств: повествовательный тон, спокойное размеренное движение, лишенное контрастов или перепадов, мягкие, по преимуществу трехдольные ритмы, натурально-ладовая гармония. Формообразование тяготеет к составным композициям или циклам, где логика - не классическая репризность, связанная со стереотипом трехчастной формы, а продвижение. Все это нашло богатое воплощение в ранних произведениях группы Geпesis, ее альбомы первой половины семидесятых годов - значительное достижение рока на пути становления английского национального стиля, который открыли Beatles и продолжили King Crimson.