МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 
Tunnels


Страна: США.


Изменения состава: (1995-’00): Marc Wagnon (Brand X) – vibraphones & MIDI-vibes; Percy Jones (Brand X) – bass; Frank Katz (Brand X) – drums; Van Manakas – guitars. (2001-’02): MW; PJ; FK; John Goodsall (also of Brand X); with: Mark Feldman – violin.

Англо-американская группа Tunnels была основана в 1995-м тремя музыкантами из действующей тогда в качестве квартета британской группы Brand X (которые к тому времени перебрались в США): Percy Jones-ом, Marc-ом Wagnon-ом и Frank-ом Katz-ем при помощи новобранца Van-а Manakas-а. Стилистика первого, одноименного, диска, в целом – та же, что и у знаменитого вышеназванного ансамбля. Это джаз-фьюжн, но намного прогрессивнее, граничащий с понятием Пятого Элемента. Есть и иные отличия. Основной композитор Marc Wagnon помимо обычных вибрафонов использует их MIDI версию, которая позволяет ему использовать партии разных инструментов, столь же разнообразно и натурально звучащих, что и хороший современный синтезатор – как Меллотрон, электропиано, ситар, акустическая гитара, и так далее. Музыка не только сложная, но и красочная, вызывает мысленные образы при прослушивании (единственный такой случай с джаз-фьюжном на моей памяти), а о технике музыкантов и говорить не приходится.

Во втором альбоме, "Painted Rock", половина материала (5 треков из 10) полностью вписываются в мое понимание пятого основного прогрессивного жанра, что я назвал выше, поскольку состоят из элементов Art-Rock-а, Jazz-Fusion-а, Prog-Metal-а, RIO и чего-то нового. Плюс иногда появляются мотивы, напоминающие о классической музыке, а также (как и в первом альбоме) эпизоды с восточными мелодиями. Вторую условную половину альбома составляют три симфо-арт-роковые пьесы с элементами квази-джаз-фьюжна и две, представляющие классический джаз-рок. Нетленный шедевр, равно как и первая программа группы, впрочем. Обе понравятся всем, кто любит сложный Прогрессив, а тех, кто зациклен на джазе и его манифестациях, вероятно, разочаруют.

Диск “Progressivity" уже представляет всех четверых участников Brand X того периода – в штат вошел один из основателей группы гитарист John Goodsall, заменивший Манакаса. У Джона более джазовый подход к солированию; видимо, поэтому, джаз- и спейс-фьюжн (иногда спейс-метал) оказались доминирующими здесь стилями, распространившими свое влияние на 7 из 10 треков. Оставшие три композиции это спейс-роковые пьесы на смешанной симфо-психоделической основе. В своей жанровой категории этот диск тоже шедевр, но его аудитория уже не столь широка, как у первых двух программ ансамбля, и название не слишком соответствуещее. В 2004-м ансамбль выпустил концертный альбом, "The Art of Living Dangerously", при участии нескольких гостей, включая скрипача Фельдмана и оригинального гитариста Манакаса, но вскоре группа распалась, ибо ее собственная записывающая компания Buckyball Records к тому времени обанкротилась. Еще бы: только единицы способны понять и оценить музыку ее первых двух программных дисков и концертника, состоящего, преимущественно, из лучших ее композиций.

Дискография: 1996 – “Tunnels", 1999 – "Painted Rock", 2002 – “Progressivity".


МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА