Английская группа Big-Big Train была образована в 1991 году. Творчески – одна из наиболее стабильных современных команд Альбиона, хотя новаторской ее музыку едва ли можно назвать. Все ее альбомы стилистически схожи между собой, представляя собой синтез классического симфонического и нео арт-рока, хотя первые три это, скорее, Нео с элементами классического арт-рока, а не полноценный симбиоз сказанных направлений. Рассмотрим творчество группы на примере ее восьмого (предпосленего на сегодня) полнометражного альбома “English Electric-I”: он совмещает в себе все характерные плюсы и минусы, свойственные коллективу в целом. Помимо базовой пятерки музыкантов, в альбоме приняли участие 20 гостей. Непонятно, зачем так много, тем более что они – в том числе, камерный ансамбль, не оказали практически никакого влияния на стиль группы. Альбом длится 58 минут и содержит 8 композиций, все из которых содержат вокал с лирическим содержанием, то есть на текстовой основе. Четыре песни представляют музыкантов в их лучшей форме, поскольку их вокальные и инструментальные секции хорошо сбалансированы. В фокусе аранжировок чаще всего пребывают винтажные клавишные (Moog synthesizer, Hammond organ) и гитары, сплетаясь в мелодические узоры. В каждой их этих песен музыканты более или менее успешно сочетают мотивы расцвета жанра, созданные группой Genesis во второй половине 70-х, со своим собственным видением музыки. Лишь иногда влияние легенды граничит с плагиатом, тогда как чаще используется в качестве трамплина для развития собственных идей. Вполне традиционно, фактор Genesis-а наиболее сильно проявляет себя в вокале Дэвида Лонгдона (он умело подражает каждому из певцов великой команды: впрочем, более часто Питеру Гэбриэлю и Рею Уилсону, чем Филу Коллинзу) в интерлюдиях с фортепьяно, флейтой и акустической гитарой в аранжировке. Одна из таких интерлюдий в песне Judas Unrepentant немедленно вызывает в памяти центральную часть композиции Firth of Fifth из альбома “Selling England by the Pound”. Разница лишь в том, что лид-вокал на этом альбоме часто сопровождается пением смешанного хора, нехарактерным для большинства других программ группы. Гитарист Грега Спотон временами использует тот же замечательный подход к игре на гитаре (особенно эффективно на акустической версии), что характерен для Стива Хэкетта. Клавишные Энди Тиллисона закладывает основу. Звучание в манере Тони Бэнкса характерно для некоторых эпизодов, но Энди – сильный музыкант, солирующий почти беспрерывно, в вокальных разделах, в частности. Хороша и ритм-секция в лице басиста Энди Пула (самый оригинальный голос в группе, по моему мнению) и барабанщика Ника д'Вирджилио, бывшего участника Spock’s Beard. Впрочем, ни одна из подразумеваемых песен не является столь же одновременно сложной и красивой как классические произведения Genesis. Прочие четыре композиции показывают, что замысел Big-Big Train на сей раз – не пропустить ни одну из главных фаз творчества великой группы (только зачем?). Так, песня Summoned by Bells состоит из более спокойных арт-роковых аранжировок, напоминающих Ripples из “A Trick of the Tail”, хотя самый финал пьесы необычен: там используется соло на тромбоне. К сожалению, оставшиеся три трека слишком вторичны и примитивны: из Hedgerow получилось своего рода попурри, которое, однако, далеко не того же качества что Los Endos, а состоит из вариаций на Keep It Dark и еще нескольких песен из генезисовского альбома “Abacab”. Здесь Лонгдон поет в манере Фила Коллинза – почти повсюду, если быть более точным, так как последняя секция песни это гибрид Yes-овских Onward и Captured с соответствующим вокалом. Наконец, песни Uncle Jack и Upton Heath стилистически представляют собой поп-рок с элементами фолк-музыки: обе они вызывают в памяти Congo из альбома “Calling All Stations”. Таким образом, альбом “English Electric-I”, хотя исполнен хорошо, довольно вторичен в музыкальном отношении: кому все еще мало творений в стиле Genesis (самой популярной арт-группы всех времен и народов – вместе с Pink Floyd), должен быть счастлив при прослушивании данного экземпляра, равно как и большинства прочих альбомов Big-Big Train.
Дискография: “Goodbye To The Age of Steam” – 1994, “English Boy Wonders” – 1997, “Bard” – 2002, “Gathering Speed” – 2004, “The Difference Machine” – 2007, “The Underfall Yard” – 2009, "Far Skies Deep Time" – 2011, “English Electric-I” – 2012, “English Electric-II” – 2013.