В 1997 году был основан лэйбл "Electroshock", специализирующийся на
творчестве композиторов, которые работают в жанре серьёзной электронной,
электроакустической, современной камерной и авангардной музыки.
Лэйбл "Electroshock" регулярно выпускает сборные альбомы,
посвященные этому направлению. Они известны как различные выпуски
"Electroshock Presents". Концепция этих альбомов такова. Записи (пьесы),
представленные здесь, не являются электронной поп-музыкой. Они продолжают традиции
таких серьезных композиторов как K.-H.Stockhausen, I.Xenacis, E.Varese, P.Shaeffer
или L.Nono. Как правило, это оригинальные композиции, которые не представлены на
любых других сольных или сборных альбомах. Часто они были созданы для исполнения
на серьезных международных фестивалях (например большой фестиваль METAFONIE,
"Cinquant'anni Di Musica Electroacustica" в Teatro Alla Scala в Милане, Италия);
некоторые были специально записаны только для этих сборников. Все альбомы из серии
"Electroshock Records Presents" выпускаются ограниченным тиражом (500 экз.) и затем
не переиздаются. Поэтому они являются уникальными коллекционными изданиями.
Теперь - более подробные сведения про CDs которые выходили в этой серии к началу
2000 года.
В 1997 году был выпущен первый альбом: "Electroshock Presents - Electroacoustic Music from Russia, Vol.1", ELCD 004/005. Фактически, это двойной CD альбом, однако каждый компакт-диск находится в собственной отдельной коробке с отдельным буклетом. Этот релиз содержит содержит следующие композиции:
Vol.1, CD 1:
1-3. Тарас Буевский:
a). Vox Unius 07.47
a). Awakening 01.50
c). Ciao Antonio 16.50 (26.27)
4-5. Владимир Комаров:
a). Computer kaleidoscope 09.40
b). Cherish Hopes 11.31 (21.11)
6-9. Артём Васильев "Life in The Outside" 20:42:
a). Dream 05.05
b). Landscape 04.45
c). Game 02.37
d). Hymn 08.15
10. Андрей Родионов:
Laboratory-8 05.18 (05.18)
Total Time: 73.48
Vol.1, CD 2:
11-12. Владимир Николаев:
a). Antique Landscape 13.30
b). Laughtrack 05.55 (19.25)
13-14. Артемий Артемьев:
a). Space Distortion 05.22
b). Evening In The Country 03.52 (09.14)
15-16. Станислав Крейчи:
a). Music for Wood & Metal 06.29
b). Triptych "Ocean" 09.57
1-st movevemnt - Waves. Wind & Birds
2-st movevemnt - Tam-tams of the Green Island
3-st movevemnt - Dolphins Play (16.26)
17-18. Эдуард Артемьев:
a). I Would Like To Return 11.34
b). Vassara. (Summer) 15.20 (15.20)
музыка Э.Артемьева,
слова Sigitus Gedda,
вокал - Gintare Yautakaite,
соло на скрипке - Татьяна Гринденко
19. Андрей Родионов:
OsciD 05.56 (05.56)
Total Time: 77.55
И если записи современных "академических" композиторов-электронщиков из Европы и Америки
еще могут быть доступны для зарубежных слушателей, то не секрет что подобная электронная и
электроакустическая музыка, которая сейчас создается в России, продолжает оставаться
совершенно неизвестной для большинства любителей и знатоков во всём мире. Поэтому этот
двойной альбом дает уникальную возможность познакомиться с работой ведущих российских композиторов, работающих в
различных направлениях и стилях электроакустической и авангардной музыки.
Следующий альбом был выпущен в 1998 году: "Electroshock Presents - Electroacoustic Music, Vol. 2", ELCD 006. Он представляет сочинения известных западных композиторов, экспериментирующих в вышеупомянутых жанрах серьёзной современной музыки:
Vol.2:
1. Clair Laronde (France)
"Nouvele" (1997) 18.45
2. Charles Kriel (Great Britain)
"Songs for G" (1997) 13.56
3. Christopher Andrew Arrell (USA)
"Reel Sence" (1996) 04.45
4. John Palmer (Great Britain)
"Phonai" (1997) 10.55
5. Robin Julian Heifetz (USA)
"Beyond Words in Hunger Dark" (1992) 08.25
6. Graham Bowers (Great Britain)
"Tangression. Part One" (1997) 08.53
7. Jukka Ruohomaki (Finland)
"Luscina" (1997) 07.15
Total Time: 72.53
Третий альбом был выпущен в 1999 году: "Electroshock Presents - Electroacoustic Music, Vol. 3" ELCD 010. Он также содержит семь композиций различных зарубежных авторов:
Vol.3:
1. Richard Bone (USA)
"Elusia, I Can See!" (1997) 06.59
2. John Palmer (Great Britain)
"Epitaph" (1998) 09.45
3. Martin Alejandro Fumarola (Argentina)
"Shaguir" (1998) 08.20
4. Pete Stollery (Great Britain)
"Onset/Offset" (1996) 07.25
5. Rudiger Gleisberg (Germany)
"African Moods" (1998) 07.32
6. Alejandro Iglesias-Rossi (Argentina)
"Angelus" (1996) 16.24
7. Hans Joachim Roedelius (Austria)
"Message from the Ivory Tower" (1999) 15.25
Total Time: 71.50
Возможно, для любителей электронной музыки более знакомы имена Рудигера Глейзберга
(Rudiger Gleisberg) и австрийского композитора и исполнителя Ханса-Иоахима Роделиуса
(Hans Joachim Roedelius), известного как одного из основателей группы
"Cluster" и очень много и плодотворно работавшего с Брайом Ино (Brian Eno).
Четвёртый альбом из этой серии был выпущен в прошлом году. Он содержит уникальный
материал. Здесь снова представлены отечественные
композиторы. Однако их произведения были записаны в 1964-1971 годах на синтезаторе ANS.
Это был один из первых синтезаторов в мире. Он создавался русским инженером
Евгением Мурзиным на протяжении двадцати лет (1937-1957) и использовал для
создания музыки свет, а не электрические колебания, как все другие ситнезаторы.
Е.Мурзин пригласил для работы на этом синтезаторе молодых (в то время) и
талантливых композиторов. Поскольку Советский Союз в те времена был за железным
занавесом, эти работы так и остались (бы) неизвестными для любителей электроной
музыки во всем мире. Впервые эти записи были изданы в СССР на LP "Музыкальное
Приношение" только в 1990 году, однако он содержал всего 36 минут записей.
Этот CD содержит 74 минуты записи и он включает вдвое больше материал, чем
упомянутый LP: "Electroshock Presents - Electroacoustic Music, Vol. 4: Архивные записи синтезатора ANS (1964-1971)" ELCD 011.
Vol.4:
1. Олег Булошкин
"Sacrament" 03.34
2. Софья Губайдулина
"Vivente-Non Vivente" ("Alive & Dead") 10.44
3-4. Эдуард Артемьев
"Mosaic" 04.00
"12 Looks At The World Of Sound" 12.52
5. Эдисон Денисов
"Bird's Singing" 05.05
6. Альфред Шнитке
"Steam" 05.50
7-8. Александр Немтин
"Tears" 04.41
"I.S.Bach: Choral Prelude C-DUR" 02.30
9. Шандор Каллош "Northern Tale" 05.38
10. Stanislav Kreitchi
"Voices Of The West" 02.00
11. Эдуард Артемьев и Станислав Крейчи:
"Music From The Motion Picture "Cosmos" 12.15
12. Станислав Крейчи
"Intermezzo" 02.00
Наконец пятый, последний на данный момент (апрель двухтысячного года), альбом из этой серии содержит традиционные семь композиций. На
этот раз здесь присутствуют как зарубежные, так и отечественные композиторы: "Electroshock Presents - Electroacoustic Music Vol. 5" ELCD 012.
Vol. 5:
1. Claire Laronde
"Vibration de la Matiere" (1999) 14.42
2. Peeter Vahi
"Fugue and Hymn" (1999) 09.08
3. Robin Julian Heifetz
"Anatomy of Chase" (1980) 10.44
3. Anatoliy Pereselegin
"Model #1. A Violoin & Virtual Orchestra" (1999) 09.06
4. Diter Moebius
"Alter Mir" (1999) 10.22
5. Karda Estra (= Richard Willeman)
"Autumn Cannibalism" (1999) 03.56
6. Christopher De Laurenti
"Let Me Tell You About Tiger" (1999) 09.58
Total Time: 68.28
Здесь снова можно видеть уже знакомые по предыдущим выпускам имена - француженку Клэр Ларонде (Claire Laronde), которая, кстати, не только пишет и исполняет свою музыку, но и ставит на нее балеты с собственной хореографией; представлен и знаменитый композитор, профессор Кристофер де Лауренти (Christopher De Laurenti). Появился здесь и второй "кластерник" Дитер Мёбиус (Diter Moebius). Имя Пеэтера Вяхи более знакомо нашим слушателям по эстонской группе "Витамин", руководителем которой он тогда являлся. В настоящее время Пеэтер работает в жанре серьезной камерной и электронной музыки. Его произведения сочетают музыкальную основу эстонской народной музыки с современной классикой и электроникой. Но одно имя с этого альбома остаётся для меня загадкой. В начале восьмидесятых в СССР наделал много шума роман "Альтист Данилов" - имя автора, к сожалению, не помню (у меня отвратительная память на имена, названия и термины); в то время широкой публике ещё мало были известны великие фантасмагории вроде "Мастера и Маргариты" (не говоря уж о фэнтези), так что этот роман воспринимался как откровение (сейчас он читается гораздо более спокойно и трезво); и в этом романе в качестве одного из главных действующих лиц был выведен композитор Переселегин, написавший симфонию для альта с оркестром. Интересно, этот Анатолий с
электрошоковского сборника имеет к данному персонажу или к его прототипу какое-либо отношение? Ведь его композиция на этом сборнике чем-то близка к тому, что описано в романе. Бывает ведь такое... В общем весь сборник можно бы условно охарактеризовать как "неосимфонический" (у П.Вяхи вообще указан "виртуальный оркестр").
Максим КЛЕПИКОВ