МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 
Метал-Рок-Оперы

Первым человеком, который стал использовать разные голоса (обычно для озвучивания различных персонажей песен) стал King Diamond. Эта его фирменная манера весьма ярко проявилась уже на альбоме "Мелисса" by Mercyful Fate 1983 года, который, несомненно является одним из самых прогрессивных альбомов "Короля". Кинг неизменно сохраняет эту стилистику во всех без исключения программах, но особенно умеет подчеркивать свое (редчайшее вообще) умение владеть несколькими октавами в главных своих работах - концептуальных, которые все - суть Метал-Рок-оперы. Именно эта категория лично для меня особенно ценна. И главная причина подобного отношения - чувство восторга перед талантом одного человека, ухитряющегося петь за дюжину персонажей. За Даймондом здесь безоговорочное первенство, в т.ч. и по количеству созданных им Рок-Опер. Удивляюсь некоторым: музыка Даймонда нравится, а вокал отталкивает. Для меня же он - лучший вокалист в истории Рока вообще. Потому что для меня главным критерием для оценки являются отнюдь не "красота", "оперность" (я цитирую "термины", с которым часто сталкивался в нашей рок-прессе), "бесполость" (кто-то характеризовал Планта как лучшего рок-вокалиста за "бесполый" голос, "пограничный" между мужским и женским, Бог ты мой!), а уровень прогрессивности вокальной палитры. Первый пришедший в голову пример (простите, кто не слышал, а послушать очень рекомендую): Black Jester, где на "ложе" просто потрясающей прогрессивностью Композиции "возлежит" удивительно однообразный вокал (Алекс даже спеть толком не может тексты, сочиненные не им: жаль, что всего этого словно не замечают удивительно талантливые инструменталисты).

Увы, но в первой категории Рок-опер, когда "со стороны" приглашается масса, в т.ч. иногда оперных, вокалистов, к незабвенному "Jesus Christ Superstar" до сих пор близко не приблизился никто. Об Ayreon, к примеру, я говорил не раз. Что касается Метал-Рок-Опер с двумя вокалистами, то я бы выделил альбом Iced Earth "Burnt offerings" (1995). Что интересно, если Тим Райс в "Суперзвезде" представил личность Христа в более "человеческом" (а значит, более греховном) контексте, то автор лирики (и половины музыкального материала: остальное за лид-гитаристом) ритм-гитарист / "второй" лид-вокалист Jon Schaffer, в свою очередь, "очеловечил" Дьявола. Впрочем, этот альбом, скорее, относится к "промежуточной" категории, т.к. помимо основных певцов, передающих в этой рок-опере различные "состояния души" дьявола, здесь изредка, но всегда кстати, появляется третий (гостевой, женский) "ангельский" голос.

Шведская Doom-группа Therion, начиная с 1995 года успешно перешла от экстремальной музыки к прогрессивной. И если "Lepaca Kliffoth" представлял собой просто хорошего качества Prog-Doom, то начиная с альбомов группы "Theli" & "Vovin" производит исключительно Прог-Метал-Оперы первой категории. Поют как штатные участники группы, так и приглашенные: в основном, это массивный смешанный хор, состоящий из профессиональных оперных певцов и певиц. Работы этой группы красивы и очень своеобразны, хотя не слишком глубоки.



МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА