Уже в 1970-1971 годах по одной вещи явно
прогрессивного характера выпустили Black Sabbath (Sleeping village), Deep
Purple (Child in time), Led Zeppelin (Stairway to Heaven). И если Led
Zeppelin в дальнешем придерживались рамок очень качественного
Протопрогрессива, то Deep Purple после 1972 года стали исполнять простой
Хард-рок с яркими, но прямолинейными структурами. Правда, их первый диск
1970 года, записанный с симфоническим оркестром более или менее может
претендовать на звание "прогрессивного", но ведь отнюдь не метала. Black
Sabbath же, пройдя период открытого ими жанра Doom-metal в 1970-1972гг с
пятым своим альбомом "Sabbath bloody sabbath" значительно выделились на
фоне сонма коллективов, исполняющих "тяжелую" музыку.
Этот альбом стал первым в истории рок-музыки проектом Прогрессивного
метала, когда не монотонное повторение пары тем (куплет-припев-соло-...)
составляли отдельную композицию, а сочетание нескольких разных тем в одной,
и с использованием аранжировок, а не просто соло-прохода посредине песни.
Обилие акустических, акустико-клавишных игровых эпизодов, смена темпов и
"настроения" - эти характеристики "Sabbath bloody sabbath" прямо проецируют
альбом в "прогрессивную" плоскость. Почти все клавишные партии отыграл
гитарист Тони Йомми, и не денег ради пришел целиком записать клавишные
партии для Sabbra Cadabra уже легендарный Rick Wakeman. Был привлечен и
Will Malone's Orchestra.
В следующем альбоме прогрессивного периода Black Sabbath "Sabotage",
пожалуй, больше мотивов, характерных для Арт-рока, нежели Метала, за
исключением целиком первой вещи и первой половины второй (исключая краткое
гитарное интро). Множество блестящих акустических эпизодов, присутствие
того же Оркестра Малони и великолепного хора, очень продуманные аранжировки
открыли слушателям новые горизонты в музыке группы.
На "Technical ecstasy" музыканты снова изменили свой саунд, продвигаясь по
дороге Прог-метала. Музыканты оттолкнулись от медленного Doom-базиса, и в
оcнову композиций здесь легли более скоростные структуры, типичные для
современных Прог-метал-групп. Итак, композиции стали на порядок быстрее,
причем все большее количество тем стала вмещать в себя каждая отдельная
песня. Гитарные соло-кружева проникали всюду с изяществом и
виртуозностью, и я сомневаюсь (предвижу возражения, но предлагаю
внимательно переслушать), что "лучшие гитаристы Рока" 70-х Пэйдж или
Блэкмор, когда либо достигали подобного уровня находчивости и техники.
She's gone до сих пор считается одной из прекраснейших Прог-баллад.
Последняя вещь альбома "Dirty women" - наиболее комплексная и прогрессивная
в альбоме. Она как бы приоткрывает дверь к последующему Пику.
"Never say die" оказался для группы наименее успешным проектом в
потребительском спросе. Даже многие из старых любителей группы до сих не
воспринимают его. Потому что уж больно сложен он для быстрого восприятия.
Этот подлинный бриллиант Прогрессивного метала почти в каждой отдельной
вещи содержит по десятку тем (т.е. песен для стандартной Хард-группы).
Музыка постоянно в развитии, темы сменяют друг друга калейдоскопически,
порой ни разу не повторяясь до конца композиции. В этом альбоме уж точно
присутствуют все "ингредиенты" Прогрессивного рока: комплексность, глубина
композиций, отменные аранжировки, регулярные смены темпов и стилистик, либо
их смешение. В данном альбоме Прог-метал самым изящным образом смикширован
с Арт-роком и Джаз-фьюжном, что до сей поры остается уникальным явлением в
рамках жанра.