МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 
Рождение Прог-Метала

Уже в 1970-1971 годах по одной вещи явно прогрессивного характера выпустили Black Sabbath (Sleeping village), Deep Purple (Child in time), Led Zeppelin (Stairway to Heaven). И если Led Zeppelin в дальнешем придерживались рамок очень качественного Протопрогрессива, то Deep Purple после 1972 года стали исполнять простой Хард-рок с яркими, но прямолинейными структурами. Правда, их первый диск 1970 года, записанный с симфоническим оркестром более или менее может претендовать на звание "прогрессивного", но ведь отнюдь не метала. Black Sabbath же, пройдя период открытого ими жанра Doom-metal в 1970-1972гг с пятым своим альбомом "Sabbath bloody sabbath" значительно выделились на фоне сонма коллективов, исполняющих "тяжелую" музыку.

Этот альбом стал первым в истории рок-музыки проектом Прогрессивного метала, когда не монотонное повторение пары тем (куплет-припев-соло-...) составляли отдельную композицию, а сочетание нескольких разных тем в одной, и с использованием аранжировок, а не просто соло-прохода посредине песни. Обилие акустических, акустико-клавишных игровых эпизодов, смена темпов и "настроения" - эти характеристики "Sabbath bloody sabbath" прямо проецируют альбом в "прогрессивную" плоскость. Почти все клавишные партии отыграл гитарист Тони Йомми, и не денег ради пришел целиком записать клавишные партии для Sabbra Cadabra уже легендарный Rick Wakeman. Был привлечен и Will Malone's Orchestra.

В следующем альбоме прогрессивного периода Black Sabbath "Sabotage", пожалуй, больше мотивов, характерных для Арт-рока, нежели Метала, за исключением целиком первой вещи и первой половины второй (исключая краткое гитарное интро). Множество блестящих акустических эпизодов, присутствие того же Оркестра Малони и великолепного хора, очень продуманные аранжировки открыли слушателям новые горизонты в музыке группы.

На "Technical ecstasy" музыканты снова изменили свой саунд, продвигаясь по дороге Прог-метала. Музыканты оттолкнулись от медленного Doom-базиса, и в оcнову композиций здесь легли более скоростные структуры, типичные для современных Прог-метал-групп. Итак, композиции стали на порядок быстрее, причем все большее количество тем стала вмещать в себя каждая отдельная песня. Гитарные соло-кружева проникали всюду с изяществом и виртуозностью, и я сомневаюсь (предвижу возражения, но предлагаю внимательно переслушать), что "лучшие гитаристы Рока" 70-х Пэйдж или Блэкмор, когда либо достигали подобного уровня находчивости и техники. She's gone до сих пор считается одной из прекраснейших Прог-баллад. Последняя вещь альбома "Dirty women" - наиболее комплексная и прогрессивная в альбоме. Она как бы приоткрывает дверь к последующему Пику.

"Never say die" оказался для группы наименее успешным проектом в потребительском спросе. Даже многие из старых любителей группы до сих не воспринимают его. Потому что уж больно сложен он для быстрого восприятия. Этот подлинный бриллиант Прогрессивного метала почти в каждой отдельной вещи содержит по десятку тем (т.е. песен для стандартной Хард-группы). Музыка постоянно в развитии, темы сменяют друг друга калейдоскопически, порой ни разу не повторяясь до конца композиции. В этом альбоме уж точно присутствуют все "ингредиенты" Прогрессивного рока: комплексность, глубина композиций, отменные аранжировки, регулярные смены темпов и стилистик, либо их смешение. В данном альбоме Прог-метал самым изящным образом смикширован с Арт-роком и Джаз-фьюжном, что до сей поры остается уникальным явлением в рамках жанра.



МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА