МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 

Несколько рецензий на прогрессивные произведения литературы (4)

Габриэль Гарсиа Маркес - «Сто лет одиночества»

Согласен с теми, кто считает этот роман переоцененным. Переводчик во вступительной статье неоднократно сравнивает его с "Войной и миром". Что за бред? Там все чужое для русского ума, хотя проблем с пониманием нет никаких. Если уж браться за классический, т.е. не современный, магический реализм, то начинать лучше с пражской школы (Майринк, Перуц, да и Кафка в какой-то мере), поскольку та ближе к нам по ментальности, и много более насыщена атмосферой МР, нежели "Сто лет одиночества". Что касается латиноамериканского направления, то здесь творчество Кастанеды, на мой взгляд, наиболее интересно, захватывающе и, что немаловажно, весьма доступно для понимания. Кортасар в большой степени постмодернист, особенно в "Игре в классики", лучшем его романе (который так же сложен, как "Улисс" Джойса или "1919" Дос Пассоса, но воспринимается легче, как и "Стоя на Занзибаре" Браннера). У Борхеса больше магореалистских аллюзий на чужие произведения, нежели своих, причем, преимущественно очень "краткой формы". Американец Люциус Шепард интересно, весьма новаторски разрабатывал свою жилу в латиноамериканском МР, но лишь в начальном периоде своего творчества. Кстати, отчего последний называют классическим, мне лично невдомек, так как пражский появился-состоялся значительно раньше, а если вспомнить Гоголя, Гофмана и Эдгара По, которых вполне можно считать отцами-основателями жанра, то...

Чайна Мьевиль - «Вокзал потерянных снов»

Фантазия автора действительно поражает, и лично мне мрачность повествования не мешает. Что несколько не совпадает с моим вкусом, то это "фэнтэзийный" налет, некоторая затянутость повествования, но главное, отсутствие каких бы то ни было параллелей с нашим миром (за что я, в частности, не люблю "Многорукого бога далайна" Логинова, помимо его замусоренности монгольским языком). Это антиутопия о неком ином мире, и хотя сюжет весьма захватывающий, а язык великолепен, полная оторванность происходящего от агрессивной технократической цивилизации с третьей планеты системы желтого карлика в одном из рукавов галактики, названной ими как Млечный Путь, порой отвлекает меня даже в самых захыватывающих местах.

Дэн Симмонс - «Террор»

После прочтения тетралогии Гиперион, из которой мне более или менее понравился лишь первый роман, побаивался брать что либо еще от Симмонса, но взял-таки Террор, и составил несколько иное представление об авторе и его возможностях. Согласен с предыдущим "оратором", которого стоит процитировать, с несколькими вариациями: Если бы автор оставил в романе только намеки на монстра, смутный образ убийцы в помрачневших умах голодных, усталых людей, да легенды (как это делает - примерно, конечно, - Алексей Иванов в Сердце Пармы), было бы намного убедительнее. А с этим нелепым существом, гоняющимся за матросами и офицерами и третирующем их... В общем, едва натягиваю 7 баллов, так как ценная и, собственно, очень интересная историческая часть была принесена в жертву запланированного коммерческого успеха. Поскольку это трактовка реальных событий, пожалуй, любая часть тетралогии мне симпатичнее, ибо фантастика.

Уильям Гибсон - «Распознавание образов»

После двух блестящих трилогий, Гибсон выдал нечто средненькое. Не потому что это не фантастика и даже не альтернатива. Если в трилогиях повествование многослойно, с несколькими сюжетными линиями, по прочтении тех романов остается отчетливое ощущение, что при повторном визите много чего еще откроется, то здесь все одномерно, прозрачно, никаких тебе "гибсоновских подводных течений", но главное - не цепляет. Надуманная история, кто это там клипы в Инете по частям выкладывает? Героине не сопереживаешь даже когда она попадает "в лапы" русских. Концовка вообще никакая. "Распознавание образов" находит своего создателя в серьезном творческом кризисе. Гейман сделал большой, но крайне нелепый комплимент, назвав этот роман лучшим из того, что создал Гибсон после "Нейроманта".

Алексей Иванов - «Сердце Пармы»

Категорически бы не стал рекомендовать эту книжку любителям фэнтези. Здесь даже нет фэнтезийного антуража, как, например в «Священной книге оборотня» Пелевина (которая суть философский трактат). «Сердце Пармы» - нетипичный, но, тем не менее, классический исторический роман с элементами магического реализма (верования разных народов описаны намного более глубоко и колоритно чем в "Американских богах" Геймана). Потенциальные покупатели-любители фэнтези: смотрите, не ошибитесь, читайте больше рецензий и отзывов о книге, прежде чем купить ее. Ортодоксальным "крестоносцам" даже не стоит брать роман в руки. Книга исполнена "ереси" с точки зрения канонов Христианства. Поражает также, как грозны были в XV веке "малые народы", прежде всего Манси - что с ними сделала потом цивилизация!




МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА