Состав исходный: Steve Rothery (guitars), Mark Kelly (Keyboards), Fish
(настоящее имя Derek William Dick, vocals), Pete Trewavas {bass), Mick Pointer (drums).
1984 год: от Steve Hackett (ex-Genesis) переходит ударник Ian Mosley - вместо Пойнтера.
1989 год: вместо начавшего соло-карьеру Фиша приходит певец Steve Hogarth.
Других изменений не было.
Подлинная звезда классического арт-рока из числа образовавшихся в 80-е: Новые
Герои. Сначала назывались Silmarillion в честь одного из Толкиновских романов, в 1982
первое демо "Market square heroes" выходит под сокращенным названием Marillion, в
смысловом отношении не значащем ничего, тогда как в музыкальном - взрыв сверхновой.
Центральная фигура большей части творчества Marillion времен Фиша - это шут, клоун,
под маской которого скрывается очень ранимая философского склада душа, жаждущая мира
и любви между представителями рода человеческого, и потому обреченная на вечный поиск
логики в контрастных и непредсказуемых поступках людей - oт крестьянина до политика.
Вечная драма планеты Земля отражается в музыке этой группы особенно отчетливо.
Грустью и пессимизмом пронизаны почти все произведения. Многие песни с печальным
концом: "Забытые сыновья", о погибших в войнах (на сцене Фиш исполнял ее в каске и
с автоматом в руках), "Fugazi", "Белые русские"... К не менее значительной лирике
нового вокалиста Стива Хогарта обратимся позднее.
Теперь перейдем к музыке группы. Нельзя не заметить, что самые ранние пьесы
Marillion созданы под чрезмерно сильным впечатлением от Genesis. И это касается
отнюдь не только вокала Фиша, который удивительно своеобразен и неповторим в разнообразных
чудесах-оттенках, а если тембр его голоса сильно напоминает Габриэлевский, то это
только к лучшему. Чаще всего критикуют именно тех, кто подражает уникальному. А когда
целые полки "тяжелой артиллерии" одинакова поют, к примеру, а-ля Металликовский
Hatfield (сравните его с вокалистами Xentrix, позднего Paradise Lost), не говоря уже
о сонме американских модных "металлических" ансамблях с инкубаторскими бесполо-
бесцветными голосами, - молчат. Как вообще мог получить высший балл (9.5 из 10!)
альбом 1996 года тех же Paradise Lost в "Metal Hammer"? И первое место! Вы слышали
эту жалкую вокально-музыкальиую пародию на трэшевых заводил? Увы, все давно уже
привыкли, что в хиты попадают бездарные подражатели, а настоящие последователи и
исследователи классического наследия чаще всего прозябают на маленькие
фирмах (Magellan, Shadowland, Pendragon, IQ - это только часть из современных.
Ранние, как вы помните, ютились на Charisma Records, которая в итоге и обанкротилась).
Редчайший случай, но к Marillion это отношения не имеет - их сразу принял мажорный
лэйбл EMI.
Итак, поначалу Genesis-oвский дух так и витал над молодыми поклонниками
земляка-сказочника Толкина. Чего стоит одна 48-минутная Grendel, целиком и полностью
скопированная с "Supper's ready" из альбома "Фокстрот"! Ее, а также многие другие
совершенно незнакомые вам песни группы, можете услышать на альбоме 1988 года: этот
сборник неизданных вещей - единственный в мире экземпляр, который звучит как
специально задуманное программно-концептуальное произведение длиной в 60 минут, мало
в чем уступающее окружаюхцим его "номерным" альбомам.
Но уже на первом полнометражном диске - никаких намеков на заимствование. Разве
что, на стилистическое. Так это же прекрасно: продолжать и развивать дело гениальной
группы, которая к этому времени сошла с ума (Genesis). А если уж размышлять на тему
заимствования стилистического, тогда виновен весь арт-рок в целом! И с ним вместе
вся остальная музыка мира, которая обязательно имеет какие-то корни. И не докопаться
нам до этих корней-первокирпичиков никогда в жизни. Наше дело - выбор. Знаем, что
плохо, когда тебе делают больно: догадываемся, что плохо будет, если мы сделаем то же
самое. Научились различать Добро и Зло, но заблудились меж этих двух деревьев. Такая
картина всюду, и в музыке - выбор. Хотя здесь разговор уже идет не о добре и зле, но
только о вкусе, который, впрочем, формирует личность, ну и так далее.
Жемчужинами арт-рока и всей рок-музыки Земли стали оба первых альбома Marillion.
И если на первом еще присутствует какая-то ностальгия по Genesis, то со второй
программы слушателю предлагается исключительно оригинальный классический арт с
длинными и развернутыми композициями (хотя менее глубокими, чем у Генезис),
хрустальной игрой всех инструментов и драматическим вокалом. Третий альбом
"Украденное детство" стал первым концептуально-монолитным, без пауз, но музыкально он
проще.
Постоянно высокие места в хит-парадах мира и премия "Грэмми" за
него как раз и являются тем редким для серьезной рок-группы фактом, о котором
говорилось зыше. Для этого периода группы характерна выраженная социальная
направленность лирики.
Очередным, уже традиционным для Marillion, шедевром стал альбом 1987 года,
возвративший поклонников к структурам первых двух альбомов. Но присутствие на этом и
предыдущем дисках по одной "водяной" вещи не позволило группе на 100 процентов
повторить творческий триумф дебюта. В 1988 году вышел, как уже упоминалось,
отличный сборник неизданных песен. По сути, невольно, но он стал как бы логическим
продолжением предыдущего диска. И столь же невольно музыканты в нем показали, как
изменялось качество отбракованных ими для программ вещей с годами. Бесподобные алмазы
типа "Three boats down from the Candy", "Cinderella searching" и другие из первой
половины 80-х (хорошо, что подобных вещей на пластинке больше 60 процентов) говорят о
том, что музыканты просто не знали, куда девать огромное количество материала того же
качества, что и вошедшего в альбомы. А к концу звучат вещи 1985-1987 годов, их
меньше, и чувствуется, что эти отбракованы справедливо.
После концертного двойного альбома "The thieving magpie" Фиш покидает группу, а на его
место приходит неизвестный певец-любитель Стив Хогарт. Ему бы имидж грустного шута
тоже подошел. Фиш, бывало, выходил за рамки драмы и пел весьма весело и дерзко,
Хогарт же часто напоминает лебедя, поющего лебединую песню.
Исчезли и голосовые аналогии с Genesis, но на очередном (1989) альбоме группа с
новым певцом еще пыталась пойти старой музыкальной дорогой. Дорога же эта была
музыкантами истоптана вдоль и поперек. Высосав из старого плода последние соки,
ребята, тем не менее, добились отличного результата. На следующем диске, однако, от
вдохновения осталась лишь кожура былого сочного фрукта. Слегка "прихардованный"
помп-поп-рок при почти полном отсутствии аранжировок, просто "скелет" старого саунда,
и снова высокие места в парадах поставили группу перед выбором: вслед за своими
учителями Genesis пойти легкой и давно другими проторенной дорогой удовлетворения
стадионов, или...
Или! Два с половиной года упорной работы, исканий, массы вложенных в 71-минутную
запись денег - все с лихвой оправдало себя в творческом (но не в кассовом) отношении.
Тираж лучшего, самого глубокого за всю историю группы альбома отнюдь не был распродан
моментально. Художественная же ценность программы вплотную приблизилась к
легендарному "Закланию агнца..." Genesis. Непрерывно развивающийся - без пауз -
арт-рок старой школы, но в новом для Marillion качестве, повествует о
девочке-беглянке, которую нашли под мостом через Темзу. Этот диск стад одним из
наиболее социальных в истории рок-музыки. Пусть реальный "газетный" факт о сбежавшей
из неблагополучной семьи девчонке Хогарт дополнил приключениями, мыслями,
переживаниями и так далее. Все эти дополнения, увы, также взяты из реальной жизни.
А ведь никто уже не ожидал от Marillion такого музыкального полета. Вроде, та же
группа, мгновенно узнаваемая, но... Верный курс на отказ от стереотипов прошлого
звучания привел к неожиданным новым достижениям. Музыка стала взрослее, на порядок
сложнее и глубже. Теперь не только за счет виртуозной игры и выразительности
композиций (что сохранилось в полной мере), но и за счет впервые примененных
элементов психоделии, едва заметных обертонов, призвуков. Чтобы понять эту программу
и проникнуться ее атмосферой, необходимо многократное прослушивание. Некоторые
торопливые фаны группы ее так до конца и не прочувствовали.
Просто великолепен вокал, равно как и поэзия Хогарта, что бы ни говорили
оппоненты и упертые сторонники Фиша (не в обиду ему будь сказано: в свое время он
был столь же великолепен). Теперь Marillion стали представлять собой оригинальную и
неподражаемую жемчужину классического арт-рока.
Очередной (1995) диск также хорош, но по-своему. В целом (кроме второй вещи - еще
одна новинка), очень грустный и меланхолический, он тоже содержит в себе
спрятанные изюминки. Жаль только, что он не концептуальный, и песни в нем раздельные.
Впрочем, наверное, нельзя выпускать только концептуальные программы - не с чем будет
сравнивать...
На этом, к сожалению, Marillion поставили точку в отношении прогрессивного рока.
И если очередной альбом (1997) еще звучит типично для группы, то все последующие нет,
представляя собой банальный поп-помп рок, иногда с элементами блюза. Группа бросилась
зарабатывать деньги, но, растеряв старых фанов, новых приобрела незначительное количество,
так что замысел не сработал, по крайней мере, в ожидаемом объеме. Более того,
новые альбомы перестали попадать в хит-парады - в отличие от всех предыдущих. Казалось
бы, ясно - не слишком приветствуют новый Marillion. И тем не менее, группа
с упорством (я бы сказал "бараньим") продолжает шагать дорогой мейнстрима - даже
когда издает двойные альбомы.
Дискография: "Script for a jester's tear"-©1983, "Fugazi"-©1984,
"Misplaced childhood"-©1985, "Clutching at straws"-©1987, "Besides
themselves"-©1988, "Seasons end"-©1989, "Holidays in Eden"-©1991, "Brave"
(2LP=1CD)-©1994, "Afraid of sunlight"-©1995, "This strange engine"-@c1997,
1998-"Radiation", 1999-"Marillion.com", 2001-"Anoraknophobia", 2004-"Marbles"
(2LP=2CD), 2007-"Somewhere Else", 2008-"Happiness Is the Road" (2LP=2CD), 2012-"Sounds That Can't Be Made".