МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 
MARILLION


Marillion. Страна: Великобритания.

Состав исходный: Steve Rothery (guitars), Mark Kelly (Keyboards), Fish (настоящее имя Derek William Dick, vocals), Pete Trewavas {bass), Mick Pointer (drums).
1984 год: от Steve Hackett (ex-Genesis) переходит ударник Ian Mosley - вместо Пойнтера.
1989 год: вместо начавшего соло-карьеру Фиша приходит певец Steve Hogarth.
Других изменений не было.
 

Подлинная звезда классического арт-рока из числа образовавшихся в 80-е: Новые Герои. Сначала назывались Silmarillion в честь одного из Толкиновских романов, в 1982 первое демо "Market square heroes" выходит под сокращенным названием Marillion, в смысловом отношении не значащем ничего, тогда как в музыкальном - взрыв сверхновой. Центральная фигура большей части творчества Marillion времен Фиша - это шут, клоун, под маской которого скрывается очень ранимая философского склада душа, жаждущая мира и любви между представителями рода человеческого, и потому обреченная на вечный поиск логики в контрастных и непредсказуемых поступках людей - oт крестьянина до политика. Вечная драма планеты Земля отражается в музыке этой группы особенно отчетливо. Грустью и пессимизмом пронизаны почти все произведения. Многие песни с печальным концом: "Забытые сыновья", о погибших в войнах (на сцене Фиш исполнял ее в каске и с автоматом в руках), "Fugazi", "Белые русские"... К не менее значительной лирике нового вокалиста Стива Хогарта обратимся позднее.

Теперь перейдем к музыке группы. Нельзя не заметить, что самые ранние пьесы Marillion созданы под чрезмерно сильным впечатлением от Genesis. И это касается отнюдь не только вокала Фиша, который удивительно своеобразен и неповторим в разнообразных чудесах-оттенках, а если тембр его голоса сильно напоминает Габриэлевский, то это только к лучшему. Чаще всего критикуют именно тех, кто подражает уникальному. А когда целые полки "тяжелой артиллерии" одинакова поют, к примеру, а-ля Металликовский Hatfield (сравните его с вокалистами Xentrix, позднего Paradise Lost), не говоря уже о сонме американских модных "металлических" ансамблях с инкубаторскими бесполо- бесцветными голосами, - молчат. Как вообще мог получить высший балл (9.5 из 10!) альбом 1996 года тех же Paradise Lost в "Metal Hammer"? И первое место! Вы слышали эту жалкую вокально-музыкальиую пародию на трэшевых заводил? Увы, все давно уже привыкли, что в хиты попадают бездарные подражатели, а настоящие последователи и исследователи классического наследия чаще всего прозябают на маленькие фирмах (Magellan, Shadowland, Pendragon, IQ - это только часть из современных. Ранние, как вы помните, ютились на Charisma Records, которая в итоге и обанкротилась). Редчайший случай, но к Marillion это отношения не имеет - их сразу принял мажорный лэйбл EMI.

Итак, поначалу Genesis-oвский дух так и витал над молодыми поклонниками земляка-сказочника Толкина. Чего стоит одна 48-минутная Grendel, целиком и полностью скопированная с "Supper's ready" из альбома "Фокстрот"! Ее, а также многие другие совершенно незнакомые вам песни группы, можете услышать на альбоме 1988 года: этот сборник неизданных вещей - единственный в мире экземпляр, который звучит как специально задуманное программно-концептуальное произведение длиной в 60 минут, мало в чем уступающее окружаюхцим его "номерным" альбомам.

Но уже на первом полнометражном диске - никаких намеков на заимствование. Разве что, на стилистическое. Так это же прекрасно: продолжать и развивать дело гениальной группы, которая к этому времени сошла с ума (Genesis). А если уж размышлять на тему заимствования стилистического, тогда виновен весь арт-рок в целом! И с ним вместе вся остальная музыка мира, которая обязательно имеет какие-то корни. И не докопаться нам до этих корней-первокирпичиков никогда в жизни. Наше дело - выбор. Знаем, что плохо, когда тебе делают больно: догадываемся, что плохо будет, если мы сделаем то же самое. Научились различать Добро и Зло, но заблудились меж этих двух деревьев. Такая картина всюду, и в музыке - выбор. Хотя здесь разговор уже идет не о добре и зле, но только о вкусе, который, впрочем, формирует личность, ну и так далее.

Жемчужинами арт-рока и всей рок-музыки Земли стали оба первых альбома Marillion. И если на первом еще присутствует какая-то ностальгия по Genesis, то со второй программы слушателю предлагается исключительно оригинальный классический арт с длинными и развернутыми композициями (хотя менее глубокими, чем у Генезис), хрустальной игрой всех инструментов и драматическим вокалом. Третий альбом "Украденное детство" стал первым концептуально-монолитным, без пауз, но музыкально он проще. Постоянно высокие места в хит-парадах мира и премия "Грэмми" за него как раз и являются тем редким для серьезной рок-группы фактом, о котором говорилось зыше. Для этого периода группы характерна выраженная социальная направленность лирики.

Очередным, уже традиционным для Marillion, шедевром стал альбом 1987 года, возвративший поклонников к структурам первых двух альбомов. Но присутствие на этом и предыдущем дисках по одной "водяной" вещи не позволило группе на 100 процентов повторить творческий триумф дебюта. В 1988 году вышел, как уже упоминалось, отличный сборник неизданных песен. По сути, невольно, но он стал как бы логическим продолжением предыдущего диска. И столь же невольно музыканты в нем показали, как изменялось качество отбракованных ими для программ вещей с годами. Бесподобные алмазы типа "Three boats down from the Candy", "Cinderella searching" и другие из первой половины 80-х (хорошо, что подобных вещей на пластинке больше 60 процентов) говорят о том, что музыканты просто не знали, куда девать огромное количество материала того же качества, что и вошедшего в альбомы. А к концу звучат вещи 1985-1987 годов, их меньше, и чувствуется, что эти отбракованы справедливо.

После концертного двойного альбома "The thieving magpie" Фиш покидает группу, а на его место приходит неизвестный певец-любитель Стив Хогарт. Ему бы имидж грустного шута тоже подошел. Фиш, бывало, выходил за рамки драмы и пел весьма весело и дерзко, Хогарт же часто напоминает лебедя, поющего лебединую песню.

Исчезли и голосовые аналогии с Genesis, но на очередном (1989) альбоме группа с новым певцом еще пыталась пойти старой музыкальной дорогой. Дорога же эта была музыкантами истоптана вдоль и поперек. Высосав из старого плода последние соки, ребята, тем не менее, добились отличного результата. На следующем диске, однако, от вдохновения осталась лишь кожура былого сочного фрукта. Слегка "прихардованный" помп-поп-рок при почти полном отсутствии аранжировок, просто "скелет" старого саунда, и снова высокие места в парадах поставили группу перед выбором: вслед за своими учителями Genesis пойти легкой и давно другими проторенной дорогой удовлетворения стадионов, или...

Или! Два с половиной года упорной работы, исканий, массы вложенных в 71-минутную запись денег - все с лихвой оправдало себя в творческом (но не в кассовом) отношении. Тираж лучшего, самого глубокого за всю историю группы альбома отнюдь не был распродан моментально. Художественная же ценность программы вплотную приблизилась к легендарному "Закланию агнца..." Genesis. Непрерывно развивающийся - без пауз - арт-рок старой школы, но в новом для Marillion качестве, повествует о девочке-беглянке, которую нашли под мостом через Темзу. Этот диск стад одним из наиболее социальных в истории рок-музыки. Пусть реальный "газетный" факт о сбежавшей из неблагополучной семьи девчонке Хогарт дополнил приключениями, мыслями, переживаниями и так далее. Все эти дополнения, увы, также взяты из реальной жизни.

А ведь никто уже не ожидал от Marillion такого музыкального полета. Вроде, та же группа, мгновенно узнаваемая, но... Верный курс на отказ от стереотипов прошлого звучания привел к неожиданным новым достижениям. Музыка стала взрослее, на порядок сложнее и глубже. Теперь не только за счет виртуозной игры и выразительности композиций (что сохранилось в полной мере), но и за счет впервые примененных элементов психоделии, едва заметных обертонов, призвуков. Чтобы понять эту программу и проникнуться ее атмосферой, необходимо многократное прослушивание. Некоторые торопливые фаны группы ее так до конца и не прочувствовали.

Просто великолепен вокал, равно как и поэзия Хогарта, что бы ни говорили оппоненты и упертые сторонники Фиша (не в обиду ему будь сказано: в свое время он был столь же великолепен). Теперь Marillion стали представлять собой оригинальную и неподражаемую жемчужину классического арт-рока.

Очередной (1995) диск также хорош, но по-своему. В целом (кроме второй вещи - еще одна новинка), очень грустный и меланхолический, он тоже содержит в себе спрятанные изюминки. Жаль только, что он не концептуальный, и песни в нем раздельные. Впрочем, наверное, нельзя выпускать только концептуальные программы - не с чем будет сравнивать...

На этом, к сожалению, Marillion поставили точку в отношении прогрессивного рока. И если очередной альбом (1997) еще звучит типично для группы, то все последующие нет, представляя собой банальный поп-помп рок, иногда с элементами блюза. Группа бросилась зарабатывать деньги, но, растеряв старых фанов, новых приобрела незначительное количество, так что замысел не сработал, по крайней мере, в ожидаемом объеме. Более того, новые альбомы перестали попадать в хит-парады - в отличие от всех предыдущих. Казалось бы, ясно - не слишком приветствуют новый Marillion. И тем не менее, группа с упорством (я бы сказал "бараньим") продолжает шагать дорогой мейнстрима - даже когда издает двойные альбомы.

 
Дискография:
"Script for a jester's tear"-©1983, "Fugazi"-©1984, "Misplaced childhood"-©1985, "Clutching at straws"-©1987, "Besides themselves"-©1988, "Seasons end"-©1989, "Holidays in Eden"-©1991, "Brave" (2LP=1CD)-©1994, "Afraid of sunlight"-©1995, "This strange engine"-@c1997, 1998-"Radiation", 1999-"Marillion.com", 2001-"Anoraknophobia", 2004-"Marbles" (2LP=2CD), 2007-"Somewhere Else", 2008-"Happiness Is the Road" (2LP=2CD), 2012-"Sounds That Can't Be Made".

МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА