Состав "Mahavishnu Orchestra" 1972-1973: John "Mahavishnu" McLaughlin (guitars),
Billy Cobham (drums), Jerry Goodman (cello), Jan Hammer (keyboards), Rick Laird
(bass).
1974-1975: McLaughlin, Michael "Narada" Walden (drums, vocals), Jean Luc Ponty
(cello), Gale Moran (keyboards, vocals), Ralph Armstrong (bass).
1976: McLaughlin, Walden, Armstrong, Stu Goldberg (keyboards).
1984-1987: McLauglin, Cobham, Jonas Hellborg (bass), Bill Ewans (winds), Mitchel
Forman (keyboards).
Состав "Shakti": McLaughlin, Zakir Hussain (percussion), Lakshminarajana Shankar (cello, citar, voices).
Основные музыканты "McLaughlin-solo": John McLaughlin, Bill Evans (winds), Joey
DeFrancesco (bass), Dennis Chambers (drums), Chick Corea (keyboards).
Как и Chick Corea (Return To Forever, solo), Джон Маклафлин является учеником и
пунктуальным последователем Майлза Дэвиса (Davis, Miles), которого официально
признают как первого джазового музыканта, гармонично соединившего воедино собственно
Джаз и Рок.
Еще до восхода ярчайшей звезды Джаз-фьюжна "Оркестра Махавишну" Джон выпустил
несколько сольных альбомов. Причем оба (1970, 1971), предшествующих дискографии
"Махавишну", представляют собой совершенные произведения подлинно прогрессивного
характера, которые едва ли располагаются в рамках конкретного джаз-рока. Это были
первые программы истинного Jazz-Fusion (синтеза, смешения), где в равной пропорции
представлены как минимум три жанровых составляющих: Арт, Хард и Джаз. Отнюдь
небезынтересен и альбом 1969 года, хотя в аранжировках здесь больше элементов блюза,
нежели других.
В 1972 году на уже довольно обширном поле Прогрессива появилась совершенно новая,
уникальная единица - "Оркестр Махавишну", где Маклафлину удалось в совершенстве
реализовать весьма аморфные идеи синтеза Джаза и Рока своего учителя Дэвиса. Первый
же альбом "Оркестра" (который только раз предстал действительно в форме оркестра в
1974 году, когда альбом "Апокалипсис" был записан традиционным квинтетом при помощи
десятка музыкантов Лондонского Симфонического), сочетающий в себе жесткий, едва ли
не "металлический", драйв электро-гитары и мощной ритм-секции вместе с виртуозной
"дуэлью" трех солирующих инструментов - лид-гитары, клавишных и скрипки. Выраженная
оригинальность новой Прог-единицы выдвинула ее в один ряд с Титанами Классического
Прогрессива, Арт-рока: ведь собственно оригинальностью и глубиной композиций и
аранжировок определяется уникальность коллектива, а значит его способность стать
Классикой для будущего.
Вторая программа была записана "живьем", на манер ELP-овских "Картинок с
выставки". Структурно - более сложная работа, стилистически - наиболее джазовая в рамках
Группы.
В "Жар-птицах" снова очевиден синтез Рока, Джаза и Симфонизма, но попытка
(в общем-то, единственная, т.к. все прочие программы совершенно не похожи между
собой) повторить тактику и стратегию дебюта, по-моему, привела к тому, что альбом
оказался просто его копией, чуть более доступной, хотя и не менее красивой. В полной
же мере три столь различных жанра как Джаз, Рок и Симфонизм, воедино проявились в
грозном, величественном "Апокалипсисе", пожалуй, наиболее смелой и новаторской работе
в рамках жанра, с едва ли не классическим вокалом Гейл Моран. Подобного размаха,
торжества порой полярных стилистик из джазменов, наверное, не добивался никто, в том
числе и гений Чик Кориа. Впрочем, здесь нужна определенная смелость, своего рода
авантюризм, когда взгляд автора охватывает и то, что лежит вне законов жанра.
"Видеть вещи в перспективе" - в этом, на мой взгляд, и состоит уникальность
Маклафлина, творчество которого категорически, по крайней мере, в рамках "Оркестра"
рекомендуется всем, кто в состоянии открыть в себе тот самый авантюризм, чтобы с
наслаждением расширить границы столь разноликого Прогрессива.
И все-таки мне, да и пожалуй любому меломану "классической" прог-школы, милее
всего альбом 1975 года (который, кстати и сам Маклафлин считает своим любимым).
Здесь в 13 композициях, размещенных всего лишь в 40-минутных рамках, "спрятано"
столько находок, что при желании "развернуть" их, хватило бы на несколько программ.
В отличие от железно-бешеных ранних работ и масштабного, революционно-грозного
"Апокалипсиса", здесь разлитое море мягких акустико-гитарных, клавишно-скрипичных,
порой, откровенно арт-роковых зарисовок. Хорош и вокал Уолдена. Здесь мы видим одно
из наиболее удачных вокальных решений "текстового" характера, наряду с Colosseum и
ранним Return To Forever, в отличие от привычных для большинства джаз-роковых групп
весьма бедных "ла-ла-ла"-вокализов. И конечно, композиция "Лотос" - классика
акустической гитары, превосходящая в виртуозности, изысканности и красоте даже
баллады многих мастеров этого жанра в лагере Арт-рока. Вторую часть "Лотоса" вы
можете услышать на дебютном альбоме Shakti, ансамбля, знаменующего собой вторую
часть наиболее продуктивного и новаторского творчества Махавишну.
А диск этот был записан "живьем" (трудно поверить!) в конце 1975 года еще до
полного распада собственно "Оркестра Махавишну", за которым еще оставались
"Внутренние миры". Эта программа была выпущена уже после дебюта "Шакти", и хотя официально лидером
"Оркестра" оставался Маклафлин, здесь ощущается, что мысли его уже далеко-далеко...
Вполне можно было поставить на обложке "Внутренних миров", что это "Mahavishnu
Orchestra featuring Michael Walden", т.к. здесь он представлен, по меньшей мере,
как соавтор Маклафлина. В работе необычно много вокала, джаза почти нет: синтез
Хард-, Арт-рока и Ритм-энд-блюза, так или иначе, резко выделили ее в дискографии
группы. Слабой ее отнюдь не назовешь.
Еще большим авантюристом арт-рокеру надлежит быть, чтобы разобраться с Shakti,
ансамблем, с которым Джону с его пристрастием к индийской философии и религии,
невозможно было разойтись. И тут иного не дано: либо вы сразу отвергаете непонятные
восточные, почти полностью акустические, структуры, "поливаемые сверху" немыслимыми
импровизациями гитары, либо "тонете" в этом удивительном, ни с чем не сравнимом
"водовороте". Предлагаю последнее, только предостерегаю слушать эту музыку под
воздействием алкоголя, или чего еще похлеще: попав в эту неземную круговерть в
"невесомом" состоянии, вы можете в необъяснимом порыве, смешении восторга, удивления
и магического страха, сбросить с головы наушники! Все три альбома прекрасны, но
подъем заметен от дебюта к эпилогу.
В 1978 году Маклафлин вновь возвратился к сольному творчеству. Оба альбома конца
70-х интересны, но здесь уже больше внимания уделяется Джаз-року, а наметившаяся в
дальнейшем тенденция каждую отдельную вещь с альбома записывать с разными
музыкантами, не могла не сказаться на цельности, стилистической концепции программ,
особенно в 90-е годы. В середине же 80-х Джон возродил Mahavishnu, но уже без
приставки "Оркестр". Как и большинство работ других Титанов Прогрессива, здесь столь
же очевиден если не кризис, то желание быть в "модерновой" струе со всеми привычными
атрибутами - электронными ударными, ультрамодерновыми синтезаторами, сверхдоступными
композициями. Это были годы, когда казалось, что Прогрессив пришла пора хоронить.
Слава Богу, что новое поколение в 90-х не только возродило дух Прогрессива 70-х, но
и своим творчеством, во многом порой заимствованном у тех же Титанов, побудило
последних прекратить творческую спячку.
Как уже говорилось выше, поздние альбомы Маклафлина неоднородны - много разных
музыкантов и т.д. И хотя современная продукция гитариста качественно выше альбомов
80-х, стилистический разнобой в рамках одной программы, особо не привлечет, по
крайней мере, "классических" прог-менов. Возможно, таковы сегодня замыслы автора,
но его последние работы просто необходимо программировать на плэйере строго через вещь.
Иначе, вы будете слушать в неумолимой последовательности арт-фьюжн, фри-джаз,
арт-фьюжн, фри-джаз...
Дискография:
The Mahavishnu Orchestra / Mahavishnu:
"The inner mounting flame"-1972,
"Between nothingness and eternity"-1973,
"Birds of Fire"-1973,
"Apocalypse"-1974,
"Visions of the emerald beyond"-1975,
"Inner Worlds"-1976,
"Mahavishnu"-1984,
"Adventures in Radioland"-1987.
"The Lost Trident Sessions"-1973/1999.
Дискография Shakti:
"Shakti"-1976,
"Handful of beauty"-1977,
"Natural elements"-1977
John McLaughlin-solo:
"Where fortune smiles"-1968 (as McLaughlin / Holland / Surman),
"Extrapolation"-1969,
"Devotion"-1970,
"My goal's beyond"-1971,
"Love, devotion and surrender"-1974 (as Mclaughlin and Santana),
"Electric guitarist"-1978,
"Electric dreams"-1979 (as McLaughlin's One Trust Band),
"Belo Horizonte"-1981,
"Friday night in San-Francisco"-1981 (as McLaughlin / Paco DeLucia / Al DiMeola),
"Music spoken here"-1982,
"Passion, grace and fire"-1983 (as McLaughlin / DeLucia/ DiMeola),
"The Midterranean Concerto for guitar and orchestra"-1989,
"Que Alegria"-1991(as John McLaughlin Trio),
"After the rain"-1993,
"Molom"-1994,
"The promise"-1995,
"The guitar trio"-1996,
"The Heart of Things"-1997,
"Thieves And Poets"-2003,
"Industrial Zen"-2006,
"Floating Point"-2008,
"Five Piece Band"-2009 (with Сhick Corea),
"To the One"-2010.