МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 
MAHAVISHNU ORCHESTRA


Mahavishnu Orchestra. Страна: Великобритания/США.

Состав "Mahavishnu Orchestra" 1972-1973: John "Mahavishnu" McLaughlin (guitars), Billy Cobham (drums), Jerry Goodman (cello), Jan Hammer (keyboards), Rick Laird (bass).
1974-1975: McLaughlin, Michael "Narada" Walden (drums, vocals), Jean Luc Ponty (cello), Gale Moran (keyboards, vocals), Ralph Armstrong (bass).
1976: McLaughlin, Walden, Armstrong, Stu Goldberg (keyboards).
1984-1987: McLauglin, Cobham, Jonas Hellborg (bass), Bill Ewans (winds), Mitchel Forman (keyboards).
Состав "Shakti": McLaughlin, Zakir Hussain (percussion), Lakshminarajana Shankar (cello, citar, voices).
Основные музыканты "McLaughlin-solo": John McLaughlin, Bill Evans (winds), Joey DeFrancesco (bass), Dennis Chambers (drums), Chick Corea (keyboards).
 

Как и Chick Corea (Return To Forever, solo), Джон Маклафлин является учеником и пунктуальным последователем Майлза Дэвиса (Davis, Miles), которого официально признают как первого джазового музыканта, гармонично соединившего воедино собственно Джаз и Рок.

Еще до восхода ярчайшей звезды Джаз-фьюжна "Оркестра Махавишну" Джон выпустил несколько сольных альбомов. Причем оба (1970, 1971), предшествующих дискографии "Махавишну", представляют собой совершенные произведения подлинно прогрессивного характера, которые едва ли располагаются в рамках конкретного джаз-рока. Это были первые программы истинного Jazz-Fusion (синтеза, смешения), где в равной пропорции представлены как минимум три жанровых составляющих: Арт, Хард и Джаз. Отнюдь небезынтересен и альбом 1969 года, хотя в аранжировках здесь больше элементов блюза, нежели других.

В 1972 году на уже довольно обширном поле Прогрессива появилась совершенно новая, уникальная единица - "Оркестр Махавишну", где Маклафлину удалось в совершенстве реализовать весьма аморфные идеи синтеза Джаза и Рока своего учителя Дэвиса. Первый же альбом "Оркестра" (который только раз предстал действительно в форме оркестра в 1974 году, когда альбом "Апокалипсис" был записан традиционным квинтетом при помощи десятка музыкантов Лондонского Симфонического), сочетающий в себе жесткий, едва ли не "металлический", драйв электро-гитары и мощной ритм-секции вместе с виртуозной "дуэлью" трех солирующих инструментов - лид-гитары, клавишных и скрипки. Выраженная оригинальность новой Прог-единицы выдвинула ее в один ряд с Титанами Классического Прогрессива, Арт-рока: ведь собственно оригинальностью и глубиной композиций и аранжировок определяется уникальность коллектива, а значит его способность стать Классикой для будущего.

Вторая программа была записана "живьем", на манер ELP-овских "Картинок с выставки". Структурно - более сложная работа, стилистически - наиболее джазовая в рамках Группы.

В "Жар-птицах" снова очевиден синтез Рока, Джаза и Симфонизма, но попытка (в общем-то, единственная, т.к. все прочие программы совершенно не похожи между собой) повторить тактику и стратегию дебюта, по-моему, привела к тому, что альбом оказался просто его копией, чуть более доступной, хотя и не менее красивой. В полной же мере три столь различных жанра как Джаз, Рок и Симфонизм, воедино проявились в грозном, величественном "Апокалипсисе", пожалуй, наиболее смелой и новаторской работе в рамках жанра, с едва ли не классическим вокалом Гейл Моран. Подобного размаха, торжества порой полярных стилистик из джазменов, наверное, не добивался никто, в том числе и гений Чик Кориа. Впрочем, здесь нужна определенная смелость, своего рода авантюризм, когда взгляд автора охватывает и то, что лежит вне законов жанра. "Видеть вещи в перспективе" - в этом, на мой взгляд, и состоит уникальность Маклафлина, творчество которого категорически, по крайней мере, в рамках "Оркестра" рекомендуется всем, кто в состоянии открыть в себе тот самый авантюризм, чтобы с наслаждением расширить границы столь разноликого Прогрессива.

И все-таки мне, да и пожалуй любому меломану "классической" прог-школы, милее всего альбом 1975 года (который, кстати и сам Маклафлин считает своим любимым). Здесь в 13 композициях, размещенных всего лишь в 40-минутных рамках, "спрятано" столько находок, что при желании "развернуть" их, хватило бы на несколько программ. В отличие от железно-бешеных ранних работ и масштабного, революционно-грозного "Апокалипсиса", здесь разлитое море мягких акустико-гитарных, клавишно-скрипичных, порой, откровенно арт-роковых зарисовок. Хорош и вокал Уолдена. Здесь мы видим одно из наиболее удачных вокальных решений "текстового" характера, наряду с Colosseum и ранним Return To Forever, в отличие от привычных для большинства джаз-роковых групп весьма бедных "ла-ла-ла"-вокализов. И конечно, композиция "Лотос" - классика акустической гитары, превосходящая в виртуозности, изысканности и красоте даже баллады многих мастеров этого жанра в лагере Арт-рока. Вторую часть "Лотоса" вы можете услышать на дебютном альбоме Shakti, ансамбля, знаменующего собой вторую часть наиболее продуктивного и новаторского творчества Махавишну.

А диск этот был записан "живьем" (трудно поверить!) в конце 1975 года еще до полного распада собственно "Оркестра Махавишну", за которым еще оставались "Внутренние миры". Эта программа была выпущена уже после дебюта "Шакти", и хотя официально лидером "Оркестра" оставался Маклафлин, здесь ощущается, что мысли его уже далеко-далеко...

Вполне можно было поставить на обложке "Внутренних миров", что это "Mahavishnu Orchestra featuring Michael Walden", т.к. здесь он представлен, по меньшей мере, как соавтор Маклафлина. В работе необычно много вокала, джаза почти нет: синтез Хард-, Арт-рока и Ритм-энд-блюза, так или иначе, резко выделили ее в дискографии группы. Слабой ее отнюдь не назовешь.

Еще большим авантюристом арт-рокеру надлежит быть, чтобы разобраться с Shakti, ансамблем, с которым Джону с его пристрастием к индийской философии и религии, невозможно было разойтись. И тут иного не дано: либо вы сразу отвергаете непонятные восточные, почти полностью акустические, структуры, "поливаемые сверху" немыслимыми импровизациями гитары, либо "тонете" в этом удивительном, ни с чем не сравнимом "водовороте". Предлагаю последнее, только предостерегаю слушать эту музыку под воздействием алкоголя, или чего еще похлеще: попав в эту неземную круговерть в "невесомом" состоянии, вы можете в необъяснимом порыве, смешении восторга, удивления и магического страха, сбросить с головы наушники! Все три альбома прекрасны, но подъем заметен от дебюта к эпилогу.

В 1978 году Маклафлин вновь возвратился к сольному творчеству. Оба альбома конца 70-х интересны, но здесь уже больше внимания уделяется Джаз-року, а наметившаяся в дальнейшем тенденция каждую отдельную вещь с альбома записывать с разными музыкантами, не могла не сказаться на цельности, стилистической концепции программ, особенно в 90-е годы. В середине же 80-х Джон возродил Mahavishnu, но уже без приставки "Оркестр". Как и большинство работ других Титанов Прогрессива, здесь столь же очевиден если не кризис, то желание быть в "модерновой" струе со всеми привычными атрибутами - электронными ударными, ультрамодерновыми синтезаторами, сверхдоступными композициями. Это были годы, когда казалось, что Прогрессив пришла пора хоронить. Слава Богу, что новое поколение в 90-х не только возродило дух Прогрессива 70-х, но и своим творчеством, во многом порой заимствованном у тех же Титанов, побудило последних прекратить творческую спячку.

Как уже говорилось выше, поздние альбомы Маклафлина неоднородны - много разных музыкантов и т.д. И хотя современная продукция гитариста качественно выше альбомов 80-х, стилистический разнобой в рамках одной программы, особо не привлечет, по крайней мере, "классических" прог-менов. Возможно, таковы сегодня замыслы автора, но его последние работы просто необходимо программировать на плэйере строго через вещь. Иначе, вы будете слушать в неумолимой последовательности арт-фьюжн, фри-джаз, арт-фьюжн, фри-джаз...

 

Дискография:
The Mahavishnu Orchestra / Mahavishnu:
"The inner mounting flame"-1972,
"Between nothingness and eternity"-1973,
"Birds of Fire"-1973,
"Apocalypse"-1974,
"Visions of the emerald beyond"-1975,
"Inner Worlds"-1976,
"Mahavishnu"-1984,
"Adventures in Radioland"-1987.
"The Lost Trident Sessions"-1973/1999.

Дискография Shakti:
"Shakti"-1976,
"Handful of beauty"-1977,
"Natural elements"-1977

John McLaughlin-solo:
"Where fortune smiles"-1968 (as McLaughlin / Holland / Surman),
"Extrapolation"-1969,
"Devotion"-1970,
"My goal's beyond"-1971,
"Love, devotion and surrender"-1974 (as Mclaughlin and Santana),
"Electric guitarist"-1978,
"Electric dreams"-1979 (as McLaughlin's One Trust Band),
"Belo Horizonte"-1981,
"Friday night in San-Francisco"-1981 (as McLaughlin / Paco DeLucia / Al DiMeola),
"Music spoken here"-1982,
"Passion, grace and fire"-1983 (as McLaughlin / DeLucia/ DiMeola),
"The Midterranean Concerto for guitar and orchestra"-1989,
"Que Alegria"-1991(as John McLaughlin Trio),
"After the rain"-1993,
"Molom"-1994,
"The promise"-1995,
"The guitar trio"-1996,
"The Heart of Things"-1997,
"Thieves And Poets"-2003,
"Industrial Zen"-2006,
"Floating Point"-2008,
"Five Piece Band"-2009 (with Сhick Corea), "To the One"-2010.


МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА