МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 
KING CRIMSON


King Crimson. Страна: Великобритания.

Состав исходный: Robert Fripp (guitars, keyboards), Greg Lake (vocals, bass), Ian McDonald (keyboards, winds), Michael Giles (drums).
После первого альбома покидает группУ МакДональд (позднее в Foreigner). Лэйк записал вокальные партии ко второму диску, но когда пришла пора записывать ритм-секцию с басом, его увели Эмерсон и Палмер в ELP. Таким образом, второй состав King Crimson выглядит следующим образом: Фрипп, М. Джилз, Лэйк (vocals), брат Майкла Peter Giles (bass), Keith Tippet (keyboards), Mel Collins (winds).
На третьем альбоме братьев Джилзов уже нет (позже барабанщик Майкл будет работать в штате экс-гитариста Genesis - Anthony Phillips). Новые музыканты: Gordon Haskell (vocals, bass), Andy McCulloch (drums).
Оба новичка "соскакивают" сразу после выхода "Lizard". Их сменяют: Boz Burrell (bass, vocals, позднее Bad Company), Ian Wallace (drums, также Humble Pie).
1973 год: уходит Мел Коллинз. Состав стабилизируется. Три последующих диска записывают: Фрипп, John Wetton (bass, vocals, также Uriah Heep, UK и многие другие), Bill Bruford (drums, также Yes, solo и другие), David Cross (cello), а на альбоме "Red" снова появляется Mel Collins (winds, Camel, Alan Parsons Project).
В конце 1975 года группа об окончании своей первой инкарнации. Фрипп работает соло и с другими исполнителями.
1979 год: альбом Фриппа "Expose" звучит как предвестник второй инкарнации King Crimson.
1981 год: Фрипп и Брафорд возрождают группу при помощи Adrian Belew (guitars, vocals, ex-David Bowie) и Tony Levin (bass, также ABWH (см. Yes), Yes, Pink Floyd и другие). Этот состав записывает три альбома, после чего Фрипп, Брафорд и Белью возвращаются к сольной деятельности.
1993 год: преддверием в третий раз возрожденного King Crimson является альбом "The First Day" проекта Fripp and Sylvian в составе: Robert Fripp (guitars),David Sylvian (guitars,vocals, ex-Japan), Trey Gunn (bass), David Bottrill (keyboards), Jerry Marotta (drums, сольные диски Фриппа).
1994 год: Фрипп и Ганн с Дэвидом Боттриллом в качестве продюсера из предыдущего проекта возрождают King Crimson, куда возвращаются Тони Левин, Адриан Белью и Билл Брафорд из состава 1981-84 гг. Также принимается ударник Pat Mastelotto. Таким образом, в King Crimson стало 6 человек, в т.ч. 2 басиста и 2 ударника.
1995-96 годы: те же музыканты.
2000 год: Robert Fripp (guitars, keyboards), Adrian Belew (guitars, vocals), Trey Gunn (bass), Pat Mastelotto (drums).
2003 год: уходит Ганн, возвращается Левин, остальные - те же.
2011-14: очередная реинкарнация king Crimson в составе Фрипп, Мастелотто, Левин, Мел Коллинз (winds), Gevin Harrison (drums, из Porcupine Tree) и Jakko Jakszyk (guitars, vocals)
 

Одна из самых новаторских арт-групп в истории рок-музыки. Верхние этажи высшей рок-лиги. Реинкарнация King Crimson происходила трижды после 1975 года, и во всех случаях музыка ансамбля являла собой нечто новое, неожиданное и неповторимое.

Начиналось же все Фриппом в компании с братьями Майклом и Питером Джилзами в 1968 году после выхода их первого совместного альбома. К моменту выхода дебютного диска King Crimson прогрессивные программы были уже на счету хронологических пионеров полноценного прогрессива Pink Floyd (психоделически-спейсового направления), открывших дорогу традиционному современному арт-року. Фрипп же первым вышел на сближение арт-рока и авангарда, когда конкретная мелодическая структура музыки не сохраняется, а варьируется, в зависимости от партий каждого инструмента. Элементы авангардистского характера встречаются в каждом кримсоновском альбоме (порой они представлены некоей мистической пустотой с едва уловимыми призвуками), им отводится до 10-15 процентов общего времени. Остальное - это типичный британский арт-рок/прогрессив на базе классики, но без ее выраженного проявления, как, к примеру, у ELP. Таковым был первый альбом.

На втором диске музыка приближается к собственно классике наиболее близко из всех программ ансамбля. Достигалось это за счет активного использования Фриппом меллотрона - клавишного инструмента, очень доподлинно воспроизводившего скрипично- оркестровые звуки (даже самые современные синтезаторы не позволяют добиться такой похожести).

В одном из лучших ранних альбомов группы, наряду с дебютным, "Larks'" и "Red", под названием "Lizard" (1970-II), усилилось влияние Мела Коллинза. Фрипп больше стал обращаться к гитарной акустике, в сочетании с которой вовсю импровизировал саксофонист. Характерной особенностью всего творчества King Crimson стало обязательное исполнение инструментальной вещи, открывающей каждую программу, в очень тяжелом, почти doom-металлическом ключе. Очередной диск "Острова" стилистически оказался близок к предыдущему, но здесь многовато заимствований у Beatles, в дальнейшем не встречавшихся.

Обновленный и стабилизировавшийся в 1973 году состав издал три альбома, благодаря своеобразному вокалу и концептуальной лирике Джона Уэттона, получившие эпический заряд. Очень заумный, но и глубокий "Larks' tongues in aspic", представил несколько измененное звучание группы. Здесь впервые представлены обильные скрипичные аранжировки. Очередной диск (1974-1) повторил концепцию предыдущего, зато диск "Red" стал одним из лучшим проектов Фриппа вообще. Пять длинных эпических вещей с прекрасными аранжировками в русле классического арта (за исключением одной - четвертой, уже по традиции выделенной из общего контекста хаотически-авангардным саундом) и прекрасными саксофонными соло вернувшегося Мела Коллинза, оставили наилучшие впечатления. И тут совершенно непредсказуемо, что вполне в духе Фриппа, группа распалась, чтобы столь же неожиданно вновь объявиться к начале 80-х.

Второе явление кримсонов народу представило совершенно новое звучание, лишь очень отдаленно соприкасавшееся с ранними проектами. Акцент на оригинальное гитарное звукоизвлечение (клич слона в одноименной вещи и многое другое), скоростные сольные пассажи, вообще упор на гитарное звучание теперь характеризовали King Crimson как причудливую единицу хард-н-артового прогрессива, но напомним, что музыка не имела никаких, даже отдаленных аналогий с привычными течениями жанра. В отдельных композициях появились элементы индустриальной музыки, а совершенно уникальные вокальные импровизации Белью стали одним из чудес рок-музыки. Реинкарнация King Crimson стала главной вехой прог-рокового движения в 80-е.

Когда на рынке появились два альбома проекта Fripp & Sylvian, у меломанов появилось отчетливое предчувствие второй реинкарнации King Crimson. Звучание этого альянса почти полностью воспроизводило атмосферу музыки кримсонов в 80-е годы, а огромный коммерческий и творческий успех детищ сего проекта предопределил очередное возрождение легенды авангардного арт-рока. Классический состав образца 80-х плюс еще два музыканта, впрочем, снова выдал под оригинальным именем новое звучание. Диск 1994 года характеризует тяжеленное металлическое звучание с выраженными индустриальными настроениями. Иные поклонники самого раннего King Crimson ничего не поняли, и едва выдерживали до конца весь этот гипнотический молотоподобный грохот сталелитейного завода. Фрипп, похоже, всю жизнь преследует цель ошарашивать своих поклонников непредсказуемыми нововведениями. Впрочем, в конце альбома звучит совершенно неожиданная удивительной красоты баллада. Это была дверь в новый мир King Crimson. И когда западная пресса говорит о Фриппе как об экстрасенсе, "общающемся с инопланетянами", порой возникает готовность в это поверить.

Альбом 1995 года, из-за включения в его репертуар нескольких обработок из прошлогоднего диска, получился чересчур длинным по времени звучания. Так было задумано, спорить трудно, но если отбросить эти обработки, как раз получается полноценная новая программа в привычных 40-минутных границах. Причудливое смешение стилей всех трех творческих периодов группы, примерно равное количество "мягкого" индастриэла и великолепных баллад сделали этот альбом превосходным подарком искушенным меломанам, а в дискографии ансамбля появился очередной алмаз.

Диск 2000 года поражает воображание сочетанием тяжести и авангарда. Я называю такой стиль Металл-в-Оппозиции. Было сказано еще одно новое слово в рок-музыке - потрясающий, но сложный, многими недооценный альбом. Отличен и диск 2003 года, на котором заметен крен в сторону звучания 80-х, но с новыми интонациями. А вот его предшественника (2002), флиртующего с "новой волной", я считаю самым слабым. Альбом 2011 года - интересный, снова во многом новаторский. Вышел он, почему-то, под вывеской King Crimson Project, хотя этот же состав сейчас готовит новый альбом под оригинальным названием группы (мне кажется, оно переводится, скорее, Кровавый нежели Червонный или Малиновый Король).

 
Дискография:
"Iп the court of the Crimson King"-©1969, "In the wake of Poseidon"-©1970, "Lizard"-©1970, "Islands"-©1971, "Larks' tongues in aspic"-@1973, "Starless and Bible black"-©1974, "Red"-©1974, "Discipline"-©1981, "Beat"-©1982, "Three of a perfect pair"-©1984, "Vrooom"-©1994, "Thrak"-©1995, "The ConstruKction of Light"-2000, "Be Happy with What You Have to Be Happy with"-2002, "The Power to Believe"-2003, "A Scarcity of Miracles"-2011.

Как ProjeKct: "ProjeKct One"-1997, "ProjeKct Two"-1998, "ProjeKct Four"-1998, "ProjeKct Three"-1999, "ProjeKct X"-2000, "ProjeKct Six"-2006.

David Cross-solo: "Memos from Purgatory"-@1988, "The Big Picture"-@2002, "Tasting to destruction"-©1994, "Exiles"-@1997, "Closer Than Skin"-@2005.


МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА