Состав исходный: Robert Fripp (guitars, keyboards), Greg Lake (vocals, bass), Ian
McDonald (keyboards, winds), Michael Giles (drums).
После первого альбома покидает группУ МакДональд (позднее в Foreigner). Лэйк записал
вокальные партии ко второму диску, но когда пришла пора записывать ритм-секцию с
басом, его увели Эмерсон и Палмер в ELP. Таким образом, второй состав King Crimson
выглядит следующим образом: Фрипп, М. Джилз, Лэйк (vocals), брат Майкла Peter Giles
(bass), Keith Tippet (keyboards), Mel Collins (winds).
На третьем альбоме братьев Джилзов уже нет (позже барабанщик Майкл будет работать в
штате экс-гитариста Genesis - Anthony Phillips). Новые музыканты: Gordon Haskell
(vocals, bass), Andy McCulloch (drums).
Оба новичка "соскакивают" сразу после выхода "Lizard". Их сменяют: Boz Burrell
(bass, vocals, позднее Bad Company), Ian Wallace (drums, также Humble Pie).
1973 год: уходит Мел Коллинз. Состав стабилизируется. Три последующих диска
записывают: Фрипп, John Wetton (bass, vocals, также Uriah Heep, UK и многие другие),
Bill Bruford (drums, также Yes, solo и другие), David Cross (cello), а на альбоме
"Red" снова появляется Mel Collins (winds, Camel, Alan Parsons Project).
В конце 1975 года группа об окончании своей первой инкарнации. Фрипп работает соло и
с другими исполнителями.
1979 год: альбом Фриппа "Expose" звучит как предвестник второй инкарнации King Crimson.
1981 год: Фрипп и Брафорд возрождают группу при помощи Adrian Belew (guitars, vocals,
ex-David Bowie) и Tony Levin (bass, также ABWH (см. Yes), Yes, Pink Floyd и другие).
Этот состав записывает три альбома, после чего Фрипп, Брафорд и Белью возвращаются к
сольной деятельности.
1993 год: преддверием в третий раз возрожденного King Crimson является альбом "The
First Day" проекта Fripp and Sylvian в составе: Robert Fripp (guitars),David Sylvian (guitars,vocals,
ex-Japan), Trey Gunn (bass), David Bottrill (keyboards), Jerry Marotta (drums,
сольные диски Фриппа).
1994 год: Фрипп и Ганн с Дэвидом Боттриллом в качестве продюсера из предыдущего
проекта возрождают King Crimson, куда возвращаются Тони Левин, Адриан Белью и Билл
Брафорд из состава 1981-84 гг. Также принимается ударник Pat Mastelotto. Таким
образом, в King Crimson стало 6 человек, в т.ч. 2 басиста и 2 ударника.
1995-96 годы: те же музыканты.
2000 год: Robert Fripp (guitars, keyboards), Adrian Belew (guitars, vocals), Trey
Gunn (bass), Pat Mastelotto (drums).
2003 год: уходит Ганн, возвращается Левин, остальные - те же.
2011-14: очередная реинкарнация king Crimson в составе Фрипп, Мастелотто, Левин, Мел
Коллинз (winds), Gevin Harrison (drums, из Porcupine Tree) и Jakko Jakszyk (guitars, vocals)
Одна из самых новаторских арт-групп в истории рок-музыки. Верхние этажи
высшей рок-лиги. Реинкарнация King Crimson происходила трижды после 1975 года, и
во всех случаях музыка ансамбля являла собой нечто новое, неожиданное и неповторимое.
Начиналось же все Фриппом в компании с братьями Майклом и Питером Джилзами в 1968
году после выхода их первого совместного альбома. К моменту выхода дебютного диска
King Crimson прогрессивные программы были уже на счету хронологических пионеров
полноценного прогрессива Pink Floyd (психоделически-спейсового направления),
открывших дорогу традиционному современному арт-року. Фрипп же первым
вышел на сближение арт-рока и авангарда, когда конкретная мелодическая структура
музыки не сохраняется, а варьируется, в зависимости от партий каждого инструмента.
Элементы авангардистского характера встречаются в каждом кримсоновском альбоме (порой
они представлены некоей мистической пустотой с едва уловимыми призвуками), им
отводится до 10-15 процентов общего времени. Остальное - это типичный британский
арт-рок/прогрессив на базе классики, но без ее выраженного проявления, как, к
примеру, у ELP. Таковым был первый альбом.
На втором диске музыка приближается к собственно классике наиболее близко из всех
программ ансамбля. Достигалось это за счет активного использования Фриппом
меллотрона - клавишного инструмента, очень доподлинно воспроизводившего скрипично-
оркестровые звуки (даже самые современные синтезаторы не позволяют добиться такой
похожести).
В одном из лучших ранних альбомов группы, наряду с дебютным, "Larks'" и "Red", под
названием "Lizard" (1970-II), усилилось влияние Мела Коллинза. Фрипп больше стал
обращаться к гитарной акустике, в сочетании с которой вовсю импровизировал
саксофонист. Характерной особенностью всего творчества King Crimson стало
обязательное исполнение инструментальной вещи, открывающей каждую программу, в очень
тяжелом, почти doom-металлическом ключе. Очередной диск "Острова" стилистически
оказался близок к предыдущему, но здесь многовато заимствований у Beatles, в
дальнейшем не встречавшихся.
Обновленный и стабилизировавшийся в 1973 году состав издал три альбома, благодаря
своеобразному вокалу и концептуальной лирике Джона Уэттона, получившие эпический
заряд. Очень заумный, но и глубокий "Larks' tongues in aspic", представил несколько
измененное звучание группы. Здесь впервые представлены обильные скрипичные
аранжировки. Очередной диск (1974-1) повторил концепцию предыдущего, зато диск
"Red" стал одним из лучшим проектов Фриппа вообще. Пять длинных эпических вещей с
прекрасными аранжировками в русле классического арта (за исключением одной -
четвертой, уже по традиции выделенной из общего контекста хаотически-авангардным
саундом) и прекрасными саксофонными соло вернувшегося Мела Коллинза, оставили
наилучшие впечатления. И тут совершенно непредсказуемо, что вполне в духе Фриппа,
группа распалась, чтобы столь же неожиданно вновь объявиться к начале 80-х.
Второе явление кримсонов народу представило совершенно новое звучание, лишь очень
отдаленно соприкасавшееся с ранними проектами. Акцент на оригинальное гитарное
звукоизвлечение (клич слона в одноименной вещи и многое другое), скоростные сольные
пассажи, вообще упор на гитарное звучание теперь характеризовали King Crimson как
причудливую единицу хард-н-артового прогрессива, но напомним, что музыка не имела
никаких, даже отдаленных аналогий с привычными течениями жанра. В отдельных
композициях появились элементы индустриальной музыки, а совершенно уникальные
вокальные импровизации Белью стали одним из чудес рок-музыки. Реинкарнация King
Crimson стала главной вехой прог-рокового движения в 80-е.
Когда на рынке появились два альбома проекта Fripp & Sylvian, у меломанов
появилось отчетливое предчувствие второй реинкарнации King Crimson. Звучание этого
альянса почти полностью воспроизводило атмосферу музыки кримсонов в 80-е годы, а
огромный коммерческий и творческий успех детищ сего проекта предопределил очередное
возрождение легенды авангардного арт-рока. Классический состав образца 80-х плюс
еще два музыканта, впрочем, снова выдал под оригинальным именем новое звучание.
Диск 1994 года характеризует тяжеленное металлическое звучание с выраженными
индустриальными настроениями. Иные поклонники самого раннего King Crimson ничего не
поняли, и едва выдерживали до конца весь этот гипнотический молотоподобный грохот
сталелитейного завода. Фрипп, похоже, всю жизнь преследует цель ошарашивать своих
поклонников непредсказуемыми нововведениями. Впрочем, в конце альбома звучит
совершенно неожиданная удивительной красоты баллада. Это была дверь в новый мир
King Crimson. И когда западная пресса говорит о Фриппе как об экстрасенсе,
"общающемся с инопланетянами", порой возникает готовность в это поверить.
Альбом 1995 года, из-за включения в его репертуар нескольких обработок из
прошлогоднего диска, получился чересчур длинным по времени звучания. Так было
задумано, спорить трудно, но если отбросить эти обработки, как раз получается
полноценная новая программа в привычных 40-минутных границах. Причудливое смешение
стилей всех трех творческих периодов группы, примерно равное количество "мягкого"
индастриэла и великолепных баллад сделали этот альбом превосходным подарком
искушенным меломанам, а в дискографии ансамбля появился очередной алмаз.
Диск 2000 года поражает воображание сочетанием тяжести и авангарда. Я называю
такой стиль Металл-в-Оппозиции. Было сказано еще одно новое слово в рок-музыке -
потрясающий, но сложный, многими недооценный альбом. Отличен и диск 2003 года, на
котором заметен крен в сторону звучания 80-х, но с новыми интонациями. А вот его
предшественника (2002), флиртующего с "новой волной", я считаю самым слабым. Альбом
2011 года - интересный, снова во многом новаторский. Вышел он, почему-то, под вывеской King Crimson Project, хотя этот же состав сейчас
готовит новый альбом под оригинальным названием группы (мне кажется, оно переводится,
скорее, Кровавый нежели Червонный или Малиновый Король).
Дискография: "Iп the court of the Crimson King"-©1969, "In the wake
of Poseidon"-©1970, "Lizard"-©1970, "Islands"-©1971, "Larks' tongues in aspic"-@1973,
"Starless and Bible black"-©1974, "Red"-©1974, "Discipline"-©1981, "Beat"-©1982,
"Three of a perfect pair"-©1984, "Vrooom"-©1994, "Thrak"-©1995, "The ConstruKction
of Light"-2000, "Be Happy with What You Have to Be Happy with"-2002, "The Power to
Believe"-2003, "A Scarcity of Miracles"-2011.
Как ProjeKct: "ProjeKct One"-1997, "ProjeKct Two"-1998, "ProjeKct Four"-1998,
"ProjeKct Three"-1999, "ProjeKct X"-2000, "ProjeKct Six"-2006.
David Cross-solo: "Memos from Purgatory"-@1988, "The Big Picture"-@2002, "Tasting to destruction"-©1994, "Exiles"-@1997, "Closer Than Skin"-@2005.