Состав исходный: Ian Anderson (vocals, winds, cello, guitars, keyboards), Mick
Abrahams (lead guitar, позднее solo + Bloodwyn Pig), Glenn Cornick (bass, позднее -
Wild Turkey, Paris), Clive Bunker (drums, позднее - Bloodwyn Pig, Aviator).
1969 год: вместо Абрахамса неизменным гитаристом стал Martin Barre.
1970 год: в состав принят старый друг талловцев Андерсона, Корника и Барлоу (они
вместе организовали первую любительскую группу) пятый участник John Evan (lead keyboards).
1971 год: вместо Корника принят басист Jeffrey H. Hammond.
1972 год: вместо ударника Банкера в группу принят старый приятель Barriemore Barlow
(в 80-х участие в соло-альбоме Роберта Планта). Состав стабилизировался.
Группе постоянно помогает небольшой оркестр Дэвида Палмера (David Palmer).
1976 год: вместо ушедшего басиста Хэммонда принят John Glascock (из первой группы
лидера Uriah Неер - Ken-а Hensley - The Gods).
1977 год: отказ от оркестровых вставок Дэвида Палмера с внедрением его самого в штат
группы в качестве второго клавишника - их стало шестеро.
1979 год: во время записи альбома врожденный порок сердца приводит Джона Глэскока в
больницу, где он скончался во время операции в возрасте 29 лет. Партии баса дописывал
сам Иан Андерсон.
1980 год: Состав изменяется почти полностью: с Андерсоном и Барре теперь работают:
Dave Pegg (лидер Fairport Convention, bass), молодой барабанщик Mark Craney, а также
знаменитый клавишник/виолончелист Eddie Jobson (ex-Curved Air, Roxy Music, UK, позднее - Yes, solo).
1982 год: вместо Джобсона приходит клавишник Peter Vettese, а вместо ударника
Крэйни - Gerry Conway, аж с 1966 года игравший в нескольких известных
фолк-роковых группах.
1984 год: Андерсон, ставший к тому времени настоящим универсалом-
мультиинструменталистом, увольняет Конвэя, сам стучит на трех вещах нового альбома, в
других же его заменяет драм-машина.
1987 год: официальный состав Jethro Tull состоит из трех человек - Андерсона, Барре и
Пегга, в качестве "гостя"-ударника пробуется Doane Perry. Со следующего альбома он
уже в "штате".
1995 год: Андерсон передает клавишные новому участнику, виртуозу Andrew Giddings; остальные те же
- Андерсон, Барре, Перри, Пегг.
1999 год: уходит Пегг, чтобы снова сконцентрироваться на Fairport Convention. На басе
играет сам Андерсон. Прочие музыканты: Барре, Перри, John "Rabbit" Bundrick - keyboards
(ex-Free, позже - соло, The Who, Jeremy & Progressor).
Вместе с Genesis, Pink Floyd, Van Der Graaf, Yes, Black Sabbath, Kansas, Eloy,
Rush - это группа первой звездной величины в истории прогрессивной рок-музыки, а
значит, и всего рок-движения в целом. Оригинальнейший, ни с чем не сравнимый
собственный стилистический почерк, глубокомысленность композиций и текстов и
сохраняющаяся долгие годы стабильность - обязательные факторы для подлинных, а не
формальных лидеров, в полной мере относятся и к Jethro Tull.
Самым наивным и стилистически нехарактерным для творчества Jethro Tull (группа
названа именем ученого-аграрника 18 века) в целом выглядит сегодня дебют группы
"Это Было" (1968). Здесь много влияния гитариста Мика Абрахамса, всегда тяготевшего
к блюз-джаз-року, тогда как Андерсону по душе были классика, фолк и хард-рок. После
ухода Абрахамса Иан на втором альбоме претворил все свои замыслы в жизнь, и
стилистика группы до 1972 года представляет собой богато аранжированный фолк-рок на
жесткой хард-базе нового гитариста Барре. Диски 1969-1971 года примерно равноценны
по качеству материала, из них сверхпопулярным стал "Акваланг", распроданный
гигантским тиражом, но в творческом отношении предыдущая программа "Бенефис", будучи
менее яркой и "хитовой", звучала более искренне, а представленные на ней вещи по
содержательности и глубине стали предвестниками Талловского расцвета в 1972-73 годах.
После доступного и мелодичного "Акваланга" выпуск в 1972 году монолитной
концептуальной программы "Тупой как пробка" с единственной эпической пьесой на весь
альбом далеко не всеми был вопринят должным образом (к чести США, именно там он сразу был оценен по
достоинству). Музыкальные структуры на этом альбоме, лучшем в этом году вообще,
оказались настолько сложными и глубокими, что даже значительная часть сторонников
арта оказалась не готова к подобному. Непрерывное развитие без пауз и эффектов,
нескончаемая головоломка бесподобно закрученных аранжировок, удивительная
виртуозность музыкантов отбросили назад даже лидеров "техно-арта" ELP. Не дотянул и
"Фокстрот" группы Genesis, сам по себе ставший сверхшедевром жанра. Полная аллегорий
концептуальная лирика "Тупого" в альбоме была представлена авторством 8-летнего
вундеркинда Джералда Бостока. На самом деле все было написано самим Андерсоном на
основе его детских воспоминаний и переживаний.
Очередной альбом также стал безусловным шедевром. Тоже созданный в виде единой
сюиты, и в музыкальном отношении схожий с предыдущим (если не считать нововведения -
Андерсон наряду с неизменной флейтой здесь в первый и в последний раз использует
саксофон: чрезвычайно удачно) диск был с восторгом воспринят наиболее подготовленной
категорией слушателей, но те, кто боготворил Jethro Tull после "Акваланга", ничего
не поняли. Здесь Андерсон в своей поэзии шагнул уж слишком далеко для христианского
меломана. Концепция диска "A Passion Play" лежит вне пределов Библии: это философская
гипотетическая поэма о жизни после смерти, то есть о перевоплощении души. Кое-кто
усмотрел здесь даже вызов Церкви, критики же просто плешь проели Андерсону, обвиняя
его в "отчуждении от народа". И Андерсон пошел назад "в народ".
Альбом 1974 года стилистически близок к столь любимому всеми "Аквалангу":
хард-н-артовые хиты типа "Бунгало в джунглях" слишком явно повторили мелодику
"Дыхания локомотива", и так далее. Три последующих диска 1975-77 годов оказались
более интересными: хотя бы две-три вещи в них содержали крутой игровой арт-рок,
свойственный пиковым программам. К тому же все чаще стали появляться очень красивые
"менестрельские" баллады под акустическую гитару и флейту. Диск 1976 года
"Слишком стар для рок-н-ролла, но молод, чтобы умереть" в текстовом плане также
концептуален, но песни здесь разрозненные, короткие, вместить в них развернутые
аранжировки было невозможно. Но если эти альбомы и не тянули на звание шедевров,
просто хорошие оценки они вполне заслужили. В музыке этих лет действительно пахнет
средневековьем, английским лесом и костром у шалаша...
В схожем русле выдержан и очередной диск "Тяжелые лошади" (1978), но он-таки
стал шедевром. Подлиннее стали композиции, и Талловцы вновь смогли продемонстрировать
свой гигантский талант аранжировщиков: снова слышатся столь знакомые скоростные и
неожиданные арт-роковые комбинации, виртуозное владение инструментами и остроумные
тексты с подтекстом, как в песне "Мышиная полиция никогда не спит".
Диск 1979 года возвращает слушателя в атмосферу 1977 года, но он менее
удачен. Смерть Джона Глэскока не могла не повлиять на настроение музыкантов. Скорее
всего, именно это стало причиной прощания с poк-музыкой всех старых друзей Андерсона,
кроме Барре. Публике же этот неглубокий проект понравился, даже поляки куПИЛИ на
его издание лицензию.
Обратный процесс произошел с выходом альбома "А" 1980 года с замечательными
развернутыми композициями и просто великолепной игрой на клавишных и
электровиолончели Эдди Джобсона. Критики отметили очевидную свежесть этой работы,
равно как и ее глубокомысленность. Массы же, привыкшие к уровню сложности "Warchild"
и "Stormwatch", восприняли альбом в штыки. И снова Андерсон допускает творческую
ошибку в стремлении балансировать между элитарным слушателем и большой аудиторией.
И если диск 1982 года "Палаш и зверь" неплохо воспринимается как один из
утяжеленных Андерсеновских экспериментов, то заигрывания с попсой в 1984 году не
лезут ни в какие ворота. Как и вышедший год назад при помощи своего же Талловского
коллеги Питера Виттеза первый сольник Иана, альбом "Под покрывалом" представил
слушателям монотонную поп-музыку с редкими вкраплениями флейтовых и гитарных
аранжировок. Виттез, как клавишник (впоследствии он и подался в направлении
поп-музыки), был далеко не чета Ивену и Джобсону, и именно его манера делала
Jethro Tull того периода похожим на Cars или Asia.
Тогда Андерсон сам сел за клавишные. К чести группы, она с достоинством выбралась
из кризиса, и ни один из последующих альбомов нельзя упрекнуть в самопародии.
Звучание обновилось, но хуже от этего не стало. Представленный в позднем периоде
стабильный синтез энергичного и мощного хард-рока с классическим артом - это лучшее,
что создали музыканты со времен 1972-73 гг, за исключением знаменательных альбомов
1978 и 1980 годов. От эпической 11-минутной "Будапешт" 1987 года с аранжировками
удивительной красоты, через мощное звучание 1989 и 1991 года, которому позавидовали
бы даже Led Zeppelin, пришли Jethro Tull к шикарному подарку для своих старых друзей.
Еще до диска "A Passion Play" в одном из французских средневековых замков, в котором
разместилась одна из самых технически тогда оснащенных студий "Шато д'Эровиль",
Андерсон сотоварищи начал записывать (и записал более половины материала) альбом в
духе того периода - концептуальный, навороченный, без пауз. Однако, персонал этой
ультрасовременной студии оказался неподготовленным к столь серьезному проекту и
"запорол" несколько важных кусков. В отчаянии, Андерсон тогда прекратил работу над
материалом, забросил уже почти готовый альбом и принялся, собственно, за
"A Passion Play" - уже в Англии. Так этот незаконченный шедевр и пролежал 20 лет в
забвении, пока музыканты не вспомнили о нем. В 1992 году они принялись за работу,
переписали испорченные куски, завершили все темы, перемикшировали и... в 1993 году на
рынке появился двойной CD-альбом группы (на LP вышло бы 4 пластинки). На первом CD
как раз представлен тот забытый, нынче переписанный, шедевр, а на втором -
много совершенно неизвестных песен Jethro Tull. Причем, подборка этого незнакомого
материала настолько сильна, что с ее выпуском четверть дискографии ансамбля останется
позади нее. Случай беспрецедентный в истории рока: обычно компиляции
отбракованного материала плетутся в самом конце...
Очередная работа 1995 года возвращает слушателя к ностальгическим мотивам первой
половины 70-х, только теперь это уже новая программа нестареющих душой ветеранов.
Прекрасно аранжированный арт-рок в лучших традициях жанра - краткая характеристика
этого отличного альбома, название которого символично: "От корней к кроне". Последний
полноценный альбом группы 1999 года тоже неплох, хотя, возвращая команде фолк-роковое
звучания, Андерсон тут иногда переигрывает с простотой.
Оба позднейших альбома скорее надо воспринимать как сольники: они изданы под
вывеской Jethro Tull's Ian Anderson. Тем не менее, невзирая на различия в названиях, оба они развивают (по крайней мере, продолжают) линию шедевра "Thick As a
Brick", в т.ч. тематически - успешно в обоих случаях, хотя первый содержит больше подлинно прогрессивных
аранжировок. Не знаю, почему эти диски не вышли под исходной вывеской группы.
Из-за отказа Барре играть на них, что-ли? Ведь и в первой части "Тупого" вся
музыка и все тексты принадлежат перу Иана...
Большинство "чистых" сольников Андерсона тоже интересны и прогрессивны.
Дискография: "This was"-©1968, "Stand up"-©1969, "Benefit"-©1970,
"Aqualung"-©1971, "Thick as a brick"-©1972, "A passion play"-©1973,
"Warchild"-©1974, "Minstrel in the gallery"-©1975, "Too old to rock'n'roll,
too young to die"-©1976, "Songs from the wood"-©1977, "Heavy horses"-©1978;
"Stormwatch"-©1979, "A"-©1980, "The broadsword and the beast"-©1982,
"Under wraps"-©1984, "Crest of a knave"-©1987, "Rock island"-©1989, "Catfish
rising"-©1991, ."Nightcap"-©1993 (2CD), "Roots to branches"- 1995, "J-Tull Dot
Com"-@1999, "Thick as a Brick II"-2012, "Homo Erraticus"-2014.
Ian Anderson-solo: "Walk into light"-©1983, "Divinities: Twelve Dances with God"-©1995,
2000-"The Secret Language of Birds", 2003-"Rupi's Dance".