МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 
GENESIS


Genesis. Страна: Великобритания.

Состав исходный: Tony Banks (keyboards), Mike Rutherford (bass, guitars, cello), Peter Gabriel (vocals, winds), Anthony Phillips (guitars), Chris Stewart (drums). Этот состав работал над дебютным альбомом, но несколько последних песен дописывал другой ударник - John Silver.

1970 год: на втором альбоме за ударными John Mayhew.

1971 год: состав стабилизируется. Вместе с Бэнксом, Резерфордом и Габриэлем над третьим и последующими тремя альбомами работают Steve Hackett (guitars) и Phil Collins (drums, vocals). С 1972 года Резерфорд более не играет на скрипке - а зря.

1975 год: начало соло-карьеры Питера Габриэля. Их остается четверо, в качестве лид-вокалиста Фил Коллинз. В сценическом варианте в качестве гостя за ударными работает Bill Bruford (Yes, King Crimson, solo).

1978 год: начинает соло-карьеру Стив Хэккетт. Их остается трое. Все партии гитары теперь за Резерфордом. Гастрольный вариант группы включает (и по сей день, за исключением периода 1997-'98) двух именитых джаз-рокеров: гитариста Darryll Stuermer (ex-Jean-Luc Ponty) и барабанщика Chester Thompson (ex-Frank Zappa, Santana).

1995 год: официальный уход Коллинза из группы. Именно этот факт побуждает - уже явно уставших - Бэнкса и Резерфорда громогласно объявить, что Генезис поразит поклонников "потрясающим" новым альбомом год спустя. С приходом нового 28-летнего, доселе никому неизвестного, вокалиста Ray Wilson из локальной шотландской поп-хард-группы Stiltskin группа d 1997-м официально вновь приобрела уже привычный формат трио. Однако, на самом деле на сей раз работали вчетвером (с ударником Nick D'Virgilio) - и в студии, и в последовавшем турне.

2006 год: реюнион классического трио с Коллинзом, многочисленные турне по всему миру, запись и издание серии концертных программ, но до сих пор нет даже ни намека на создание нового программного альбома.


История "Генезис"— это пример колоссального упорст¬ва, воли, прочности в такой степени, что это придает всей группе гораздо большее значение, чем каждому отдельному ее участнику. Конечно, так было не всегда.

"Генезис" зародился в первой половине 60-х в превосходной школе в Голдаминге, южнее Гилдфорда, с легендарным в Англии именем Charterhouse. В этой школе учились все пятеро родоначальников группы, и было им тогда по 11-12 лет. Они увлеченно занимались самодеятельностью года четыре, а потом пленку с записью нескольких лучших песен отправили своему известному земляку Джонатану Кингу, несомненно, одному из наиболее передовых мыслителей в музыкальном бизнесе. Кинг, смекнув, что у этой группы есть "изюминка", тут же предложил мальчикам контракт на пять лет. Конечно, ребята были слишком молоды, чтобы подписывать контракты от своего имени, поэтому в дело вмешались их родители, и сделка была заключена всего на год. Джонатан Кинг окрестил проект именем Genesis ("Бытие") , что стало результатом его решения поручить открытой им группе записать альбом тематической музыки на библейские сюжеты.

Первыми музыкантами "Генезис" были: Тони Бзнкс, Майк Резерфорд, Питер Габриэль, Энтони Филлипс и Крис Стюарт — все 1950 года рождения. Они записали первые песни ансамбля ("Молчаливое солнце", "Зимняя сказка" и другие), некоторые из которых увидели свет много позже в сборниках неизданных вещей ансамбля.

Первый полноценный программный альбом "Генезис" начали записывать во время летних каникул 1968 года. Джонатан Кинг в это время передал бразды опеки группы их старшему школьному товарищу Ричарду Макфейлу, а барабанщика Стюарта пришлось сменить Джоном Силвером. Впрочем, началась легендарная дискография. Дебют состоялся в 1969 году под названием "От (книги) бытия до откровения (Иоанна)". Грулпа вошла в жесткий мир рок-н-ролла крайне неудачно: альбом потерпел полное фиаско, и знаменитая фирма грампластинок "Декка", с которой музыкантов свел Кинг, расторгла контракт.

Тогда новый барабанщик Джон Силвер предпочел чреватый меньшими опасностями мир телевизионных передач, и был заменен Джоном Мэйхью посредством объявления в "Мелоди Мэйкер". Genesis стали искать новую записывающую компанию. После того как они почти всюду получили отказ, наступил главный перелом. Джону Энтони, продюсеру, работавшему тогда с группой "Редкая птица" на независимой фирме "Харизма", один из его знакомых актеров порекомендовал встретиться с "Генезис". Они произвели на Энтони такое впечатление, что он убедил руководителя "Харизмы" Тони Стрэттон-Смита немедленно заключить с ними долгосрочный контракт. Запись первого диска, произведенного "Деккой", показывала, что у группы имеются очень оригинальные идеи, но их исполнению в значительной мерс недоставало эпических качеств, которые так важны в арт-роке. По этому поводу музыкантам дали совет, и после записи на "Харизме" второго альбома "Вторжение" (1970) дела "Генезис" пошли в гору.

После первых робких шагов "Вторжение" уже было весьма совершенным делом с перворазрядными эпическими вещами, самой глубокой из которых получилась ком¬позиция "Нож". Однако усилия, которые пришлось приложить для издания этого диска, оказались чрезмерными для Энтони Филлипса и Джона Мэйхью, и они откололись от группы еще до того как альбом поступил в продажу.

Новым ударником стал Фил Коллинз (1951), бывший до этого одновременно актером на сцене лондонского Ист-Энда и участником известного тогда ансамбля Flaming Youth ("Пылающая юность"). Однако найти подходящего гитариста оказалось не так легко. Лишь к концу 1970 года — через четыре месяца после начала поисков — на работу в "Генезис" попросился и был принят до того неизвестный Стив Хэккетт (1950), а двое других желающих не прошли испытания. И вот завершилось то, что было названо "классическим составом", становлением "Генезис". Этот состав выпустил альбомы, которые считаются лучшими работами ансамбля. Впрочем, это позже, спустя годы, стали активно переиздаваться (в результате огромного интереса) сложные ранние пластинки "Генезис", где их замечательный арт-рок соприкасается с классической европейской формой музыкального искусства. А тогда, в начале 70-х, основными слушателями новаторской группы были студенты и преподаватели университетов и консерваторий.

"Обитель преступности" (1971) явилась по-своему апофеозом рок-музыки в это время. Темы из этой бесподобной музыкальной сказки кем только из ансамблей впоследствии не разрабатывались (успешнее других — лондонской группой "Мариллион"). Безусловной арт-классикой стала заглавная вещь пластинки "Музыкальная шкатулка".

Для следующего альбома "Фокстрот" (1972) был приглашен новый продюсер — Дэвид Хитчкок (часто под¬писывался псевдонимами Хентчел или Хатчинс). Питер Габриэль вдруг увлекся безудержной фантазией, которая нашла яркое отражение в его лирике, а также в сценическом образе — в костюмах, масках, прическах. В это время давний друг и помощник ансамбля Ричард Макфейл решил, что для него пришел черед идти своим путем. Он, безусловно, помогал составу на протяжении первых трудных лет, но с приобретением "Генезис" широкой известности предпочел предоставить возможность принимать решения, связанные с большими деньгами, кому-либо лучше знающему эту сферу. Группа была серьезно огорчена его уходом.

Тем временем встал вопрос о необходимости выпуска нового альбома, который получил название "Продается Англия за фунт стерлингов" (1973). Этот альбом также оказался в ряду шедевров мировой рок-музыки.

В конце 1974 года ансамбль выступил со своей самой глубокой работой — амбициозной "двойной" программой "Заклание агнца на Бродвее", которая, несмотря на свой огромный успех ("Генезис" исполнял ее на сцене более 100 раз), стала причиной ухода Габриэля из группы. Питер считал, что он один должен быть автором текстов, ввиду чего "Агнец" поначалу планировался как одна пластинка, но появление большого числа музыкальных идей у остальных участников ансамбля убедило всех, что этот альбом должен выйти все-таки двойным. Понадобилось вдвое больше слов, и пришлось прибегнуть к помощи "постороннего" поэта — Мартина Холла. И вскоре Габриель ушел. После этого оставшиеся музыканты пришли к ныводу, что "Генезис" отныне, видимо, станет легендой, которую все будут поминать добром.

Но затем сыграло свою роль все то же упорство, хотя другие на их месте наверняка перестали бы существовать — столь характерен и узнаваем был вокал Габриэля. Решение проблем было найдено неожиданно быстро. "Новым" певцом стал Фил Коллинз, который, по словам Тони Стрэттон-Смита, пел более похоже на Габриэля, чем тот сам. И новый альбом, записанный "Генезис" уже вчетвером ("A trick of the tail", 1976), имел большой успех.

Однако опять проблема: как воспроизвести звук на сцене? Поющий барабанщик это, скорее, бедствие... Выход был найден: на сцене Коллинз только пел, а барабанить приглашали "гостей" (сначала это был Билл Брафорд из "Кинг Кримсон", а впоследствии постоянным концертным ударником "Генезис" стал чернокожий Честер Томпсон из группы Фрэнка Заппы).

И, все-таки, беды на этом не закончились. После записи превосходного во всех отношениях альбома "Wind and Wuthering” (1977) Стив Хэккетт также решил покинуть ансамбль, чтобы выступать под своим именем (к тому времени он уже имел отличный сольник, записанный вместе с друзьями из "Генезис" под названием "Путешествие псалмопевца", 1975). Оставшимся Бэнксу, Резерфорду, Коллинзу едва ли нужно было задумываться о том, что делать дальше. Брошеную гитару подхватил басист Резерфорд. На концерты попросту стали приглашать еще одного гостя, а в студии играли сами, как трио, благо возможностей для микширования уже хватало.

В 1978 году усеченный состав "Генезис" издал очередной альбом с символическим названием: "...И тогда их осталось трое..." Эта очень интересная работа стала их первой "золотой" сразу по выходе, но несмотря на все ее изящество и красоту, в ней едва заметно промелькнула тень упрощения стиля.

Все последующие работы "Генезис" если и не ушли далеко в сторону от классического стиля группы, то упростили его заметно. Чем это было вызвано — вездесущим "кризисом жанра" или желанием донести наконец свою музыку до массового слушателя? Трудно сказать. Но с тех пор новые песни ансамбля все чаще стали появляться в поп-роковых хит-парадах. В 80-е вышли следующие работы группы: "Герцог" (1980), "Абакаб" (1981), "Генезис" (1983), "Невидимое прикосновение" (1986), “Мы не можем танцевать» (1991), “Вызываю все станции» (1997), а также концертный двойной LP "Три стороны живьем" (1982), на стороне D которого расположились поздние неизданные вещи. Единственной значительной из этих программ видится пластинка 1983 года с незабываемой "Мамой" во главе. Хотя и несложная, она вызвала у старых друзей "Генезис" острую ностальгию по ушедшим временам расцвета группы и арт-рока в целом. А последний альбом оказался тотально попсовым.

В 1969 году "Генезис" записались в компании "Декка", с 1970 года ансамбль сотрудничал с "Харизмой" вплоть до ее банкротства. В 1981 и 1933 годах музыканты работали под эгидой "Вертиго", а в 1986 возвратились в "Харизму" — теперь уже филиал концерна "Верджин".

 
Дискография:
''From Genesis to Revelation"-©1969, "Trespass"-©1970, "Nursery cryme"-©1971, "Foxtrot"-©1972, "Selling England by the pound"-©1973, "The Lamb lies down on Broadway" (2LP=2CD)-©1974, "A trick of the tail"-©1976, "Wind and wuthering"-©1977, "And then there were three"-©1978, "Duke"-©1980, "Abacab"-©1981, "Genesis"-©1983, "Invisible touch"-©1986, "We can't dance" (2LP=1CD)-©1991, "Calling All Stations" (2LP=1CD)-@1997.

МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА