МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 
FOCUS


Focus. Страна: Голландия.

Состав исходный: Thijs Van Leer (Keyboards, wind, vocals), Jan Akkerman (guitars), Martin Dresden (bass), Hans Clever (drums).
После первого альбома за ударными Pierre Van Linden, на басу - Cyril Havermanns.
На третьем диске на басу - Bert Ruiter.
На четвертом альбоме за ударными - Colin Allen.
На пятом альбоме за ударными - David Kemper.
В 1976-78 годах с Леером и Рюйтером работают: Philip Catherine (guitars), Steve Smith (drums), Proby (vocals).
В 1979-м группа распалась.
В начале 2000-х основатель группы Thijs Van Leer возродил ее с помощью новых, незнакомых музыкантов: Jan Dumee (el. & ac. guitars; vocalizes), Bobby Jacobs (basses; synthesizers), Bert Smaak (drums).
В 2012-м в состав возратился еще один из ветеранов - Pierre Van Linden.
 

Пожалуй, лучшая голландская рок-группа за всю историю. Высшая международная арт-категория. Была организована Тийсом Ван Леером и Яном Аккерманом в конце 1969 года после ухода последнего из Brainbox, где с ним также были ударник Пьер Ван Линден, певец-флейтист-клавишник Casimirs Lux и басист Andre Reynen (позднее в Living Blues).

Первый же диск группы показал, что она движется в направлении классического европейского наследия. Ближайшие жанровые "родственники" голландцев - ELP, хотя звучание у этих коллективов было совершенно различным. У Focus вместе с клавишными активно выделялись соло-гитара и флейта, и если в сложности композиций голландцы совсем чуть-чуть уступали англичанам, то оттенков, красок в их пьесах было больше.

В целом мягче и размереннее, Focus в период расцвета арт-рока достигли в своем творчестве классически ориентированного симфонизма в большей степени, чем другие группы. Особенно выделялись богатством мелодии, широкой палитрой арт-роковых и даже чисто классических мотивов альбомы 1971 и 1974 годов, тогда как "Focus-3" был выдержан в быстрой (иногда джаз-фьюжновой) манере с длинными композициями, как раз характерными для ELP.

Первую вещь, как правило, отдавали на "растерзание" Аккерману. Сделанные в жестком и скоростном, виртуозном хард-н-артовом ключе, эти песни стали одними из предвестников будущего металлического прогрессива. Само их наличие в программах Focus уже выделяло этот коллектив как оригинальную самостоятельную единицу. Вокала всегда было немного в альбомах команды, хотя голосовые данные у Леера были, по-своему, замечательны. Это Focus придумали "шутовское" пение, нашедшее дальнейшее применение в проектах Gong и Etron Fou Leloublan. Баллады же Тийс исполнял классически, с определенной претензией на средневековые менестрельские мотивы.

На диске 1975 года, менее глубоком, группа обратилась к фламандскому народному творчеству, впервые проявив его в своих композициях столь откровенно. До сих пор ориентиром служила общеевропейская классика. В 1978 году соавтор Леера (Аккерман) покинул группу и продолжил успешную сольную карьеру, которую, как и его коллега, начал еще в период роста Focus. Приглашенный певец Проби и непривычно обильное вокальное сопровождение, а также манера нового гитариста Филипа Катеринэ делать гитарные аранжировки в манере акустического джаз-рока, вывели Focus на новые рубежи развития. Но Катеринэ, как и Аккерман, сам по себе был тоже лидером. Короче говоря, распад, наметившийся еще в середине 70-х, произошел. Он был вызван отнюдь не творческим кризисом, что видно из сольного творчества лидеров группы, а результатом того, что музыкантам стало тесно в рамках группы. Как выразился Питер Хэммилл, совместное творчество хорошо, пока ты молод. Может быть, поэтому эта голландская арт-бригада вошла в историю Рока легендой, так и не успев опошлить свое интеллектуально-элитарное музыкальное наследие попсой, к которой пришли многие арт-динозавры 70-х.

В 1985 году при помощи драм-машины и клавишного синти-баса Тийс Ван Леер и Ян Аккерман (все это в духе именно его поздней сольной деятельности) записали дуэтом очень странный альбом, о котором и говорить не стоит. Почти все участники Focus продолжили музыкальную карьеру соло, в основном успешно, а басист Рюйтер - в составе Earth and Fire (см.)

Лишь 17 лет спустя Ван Леер возродил Focus, будучи единственным оригинальным участником новой версии группы. В 2002-м вышел ее новый программный альбом, и оказался хорошим. Стиль - классический Арт-Рок без примесей. Группа до сих пор активно гастролирует, но новый альбом обещает лишь в начале 2015-го.

 
Дискография:
"In and out of Focus"-©1970, "Moving waves"-©1971, "Focus-3"-©1972 (2LP=1CD), "Hamburger concerto"-©1974, "Mother Focus"-©1975, "Focus соn Proby"-©1978, "Focus"-1985, "Focus-8" -@2002.
Thijs Van Leer-solo: "Introspection"-©1972, "Introspection-2"-©1975, "Ooh my love"-©1975, "Musica per la notte di natale"-©1976, "Introspection-3"-©1978, "Nice to have meet you"-©1979, "Reflection"-©1980 и др.
Jan Akkerman-solo: "Profile"-©1972, "Guitar for sale"-©1973, "Tabernakel"-©1973, "Aranjues"-©1977, "Jan Akkerman"-©1979, "Pleasure point"-©1982, "It could happen to you"-©1982, "Can't stand noise"-©1983, "From the basement"-©1984, "Globus"-©1987 и др.
Philip Catherine-solo: "Steam"-©1972, "September man"-©1974, "Guitar"-©1975, "Babel"-©1979, "End of August"-©1982 и др. Много участвовал в самых солидных джаз- роковых проектах английских и американских исполнителей, записал несколько дуэт-альбомов с джазовым гитаристом Larry Coryell.
Casimirs Lux + Jan Akkerman: "'Eli"-©1977, "Transparental"-©1981.
Brainbox: "Brainbox"-©1969.
Примечание: достоверно известно, что в дискографии Brainbox есть еще несколько альбомов (без Аккермана), но информации о них нет.

МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА