Состав исходный: Thijs Van Leer (Keyboards, wind, vocals), Jan Akkerman (guitars),
Martin Dresden (bass), Hans Clever (drums).
После первого альбома за ударными Pierre Van Linden, на басу - Cyril Havermanns.
На третьем диске на басу - Bert Ruiter.
На четвертом альбоме за ударными - Colin Allen.
На пятом альбоме за ударными - David Kemper.
В 1976-78 годах с Леером и Рюйтером работают: Philip Catherine (guitars), Steve Smith
(drums), Proby (vocals).
В 1979-м группа распалась.
В начале 2000-х основатель группы Thijs Van Leer возродил ее с помощью новых,
незнакомых музыкантов: Jan Dumee (el. & ac. guitars; vocalizes), Bobby Jacobs
(basses; synthesizers), Bert Smaak (drums).
В 2012-м в состав возратился еще один из ветеранов - Pierre Van Linden.
Пожалуй, лучшая голландская рок-группа за всю историю. Высшая международная
арт-категория. Была организована Тийсом Ван Леером и Яном Аккерманом в конце 1969 года
после ухода последнего из Brainbox, где с ним также были ударник Пьер Ван Линден,
певец-флейтист-клавишник Casimirs Lux и басист Andre Reynen (позднее в Living Blues).
Первый же диск группы показал, что она движется в направлении классического
европейского наследия. Ближайшие жанровые "родственники" голландцев - ELP,
хотя звучание у этих коллективов было совершенно различным. У Focus вместе с
клавишными активно выделялись соло-гитара и флейта, и если в сложности композиций
голландцы совсем чуть-чуть уступали англичанам, то оттенков, красок в их пьесах было
больше.
В целом мягче и размереннее, Focus в период расцвета арт-рока достигли в своем
творчестве классически ориентированного симфонизма в большей степени, чем другие
группы. Особенно выделялись богатством мелодии, широкой палитрой арт-роковых и даже
чисто классических мотивов альбомы 1971 и 1974 годов, тогда как "Focus-3" был
выдержан в быстрой (иногда джаз-фьюжновой) манере с длинными композициями, как раз
характерными для ELP.
Первую вещь, как правило, отдавали на "растерзание" Аккерману. Сделанные в
жестком и скоростном, виртуозном хард-н-артовом ключе, эти песни стали одними из предвестников
будущего металлического прогрессива. Само их наличие в программах Focus уже выделяло
этот коллектив как оригинальную самостоятельную единицу. Вокала всегда было немного
в альбомах команды, хотя голосовые данные у Леера были, по-своему, замечательны.
Это Focus придумали "шутовское" пение, нашедшее дальнейшее применение в проектах
Gong и Etron Fou Leloublan. Баллады же Тийс исполнял классически, с определенной
претензией на средневековые менестрельские мотивы.
На диске 1975 года, менее глубоком, группа обратилась к фламандскому народному
творчеству, впервые проявив его в своих композициях столь откровенно. До сих пор
ориентиром служила общеевропейская классика. В 1978 году соавтор Леера (Аккерман)
покинул группу и продолжил успешную сольную карьеру, которую, как и его коллега,
начал еще в период роста Focus. Приглашенный певец Проби и непривычно обильное
вокальное сопровождение, а также манера нового гитариста Филипа Катеринэ делать
гитарные аранжировки в манере акустического джаз-рока, вывели Focus на новые рубежи
развития. Но Катеринэ, как и Аккерман, сам по себе был тоже лидером. Короче говоря,
распад, наметившийся еще в середине 70-х, произошел. Он был вызван отнюдь не
творческим кризисом, что видно из сольного творчества лидеров группы, а результатом
того, что музыкантам стало тесно в рамках группы. Как выразился Питер Хэммилл,
совместное творчество хорошо, пока ты молод. Может быть, поэтому эта голландская
арт-бригада вошла в историю Рока легендой, так и не успев опошлить свое
интеллектуально-элитарное музыкальное наследие попсой, к которой пришли многие
арт-динозавры 70-х.
В 1985 году при помощи драм-машины и клавишного синти-баса Тийс Ван Леер и Ян
Аккерман (все это в духе именно его поздней сольной деятельности) записали дуэтом
очень странный альбом, о котором и говорить не стоит. Почти все участники Focus
продолжили музыкальную карьеру соло, в основном успешно, а басист Рюйтер - в составе
Earth and Fire (см.)
Лишь 17 лет спустя Ван Леер возродил Focus, будучи единственным оригинальным участником
новой версии группы. В 2002-м вышел ее новый программный альбом, и оказался хорошим.
Стиль - классический Арт-Рок без примесей. Группа до сих пор активно гастролирует, но
новый альбом обещает лишь в начале 2015-го.
Дискография: "In and out of Focus"-©1970, "Moving waves"-©1971,
"Focus-3"-©1972 (2LP=1CD), "Hamburger concerto"-©1974, "Mother Focus"-©1975,
"Focus соn Proby"-©1978, "Focus"-1985, "Focus-8" -@2002.
Thijs Van Leer-solo: "Introspection"-©1972, "Introspection-2"-©1975, "Ooh
my love"-©1975, "Musica per la notte di natale"-©1976, "Introspection-3"-©1978,
"Nice to have meet you"-©1979, "Reflection"-©1980 и др.
Jan Akkerman-solo: "Profile"-©1972, "Guitar for sale"-©1973, "Tabernakel"-©1973,
"Aranjues"-©1977, "Jan Akkerman"-©1979, "Pleasure point"-©1982, "It could happen
to you"-©1982, "Can't stand noise"-©1983, "From the basement"-©1984, "Globus"-©1987 и др.
Philip Catherine-solo: "Steam"-©1972, "September man"-©1974, "Guitar"-©1975,
"Babel"-©1979, "End of August"-©1982 и др. Много участвовал в самых солидных джаз-
роковых проектах английских и американских исполнителей, записал несколько дуэт-альбомов
с джазовым гитаристом Larry Coryell.
Casimirs Lux + Jan Akkerman: "'Eli"-©1977, "Transparental"-©1981.
Brainbox: "Brainbox"-©1969.
Примечание: достоверно известно, что в дискографии Brainbox есть еще несколько
альбомов (без Аккермана), но информации о них нет.