МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА - PROGRESSIVE ROCK MUSEUM - CANDLEMASS
CANDLEMASS
Candlemass. Страна: Швеция.
Состав исходный: Leif Edling (bass), Mats Bjorkman (guitars), Johan Lanquist (vocals), Matt Ekstroem (drums).
1987-1990 годы: вместо Ланквиста поет Eddie "Messiah" Marcolin, ударника Экстрема
сменил Jan Lindh, появился второй гитарист, взявший на себя самые сложные партии,
- Lasse Johansson.
1992 год: те же, но уходит Марколин, поет Thomas Vilkstrom.
1995 год: Edling, Johansson, Mike Wead (guitars), Mats Leven (vocals), Jejo Percovic (drums), Carl Westholm (keyboards).
1998 год: LE, LJ, JP, CW, Bjorn Flodkvist (vocals).
1999 год: LE, JP, BF, Mats Stahl (guitars).
2005 год: реюнион классического состава 2-й половины 80-х: LE, Johansson, Bjorkman,
Marcolin, Lindh.
2007-2009: те же, кроме Мессии - вместо него поет Robert Lowe (of Solitude Aeturnus).
2013: те же, кроме Lowe - на место певца возвращается Leven.
Группа, которая первой основательно взялась за дальнейшее развитие творческого
наcледие Black Sabbath образца 1973 года,
и открыла дорогу массовому движению Doom ("соборного" металла, в моем понимании).
О характеристиках этого стиля говорится в материале о проекте Лейфа
Эдлинга Abstrakt Algebra на сайте
Progressor. Здесь я его объединяю с Candlemass, поскольку, это, все же,
одна и та же команда (на манер Heaven & Hell и Black Sabbath).
К 1986 году хеви-метал уже успел получить широкое развитие от хард-рока через так
называемую "Новую волну британского метала", в которую входили не только английские
группы типа Iron Maiden, но и германская Helloween и другие, и которая, по большому
счету, представляла собой тот же хард, только скоростной и ужесточенный, до трэша.
Быстро и "железно" играли все подряд, но вот играть одновременно тяжело и медленно
первыми после Black Sabbath стали Candlemass, оглянувшись на такие вещи основателей
жанра Heavy Metal как Sabbath Bloody Sabbath, A National Acrobat и так далее. Таким
образом, шведы произвели еще одну революцию в хеви-метал и навсегда застолбили за
собой это первенство. И вот уже много лет шведские группы являются абсолютными
лидерами стиля progressive Doom-metal, оставляя, наерное, всех иностранных
конкурентов далеко позади. Так Швеция вошла в пятерку стран - крупнейших экспортеров
рок-музыки после Великобритании, США, Германии и Канады. Еще одна неанглоязычная...
Первый диск, как ни странно, в целом, оказался самым мягким в дискографии ансамбля, местами
с выраженными элементами арт-рока. Отменный, очень оригинальный альбом. Второй
является базовым для стилистики Candlemass. От саббатовцев было взято все
самое тяжелое и самое медленное, не использовались клавишные: звучание и так было до
предела насыщенным. Однако, если бы группа "застряла на этом месте", она не была бы
Супергруппой. Дальше началось развитие.
Потрясающей находкой для группы оказался новый вокалист "Мессия" Марколин, ранее
певший в малоизвестной грулпе Mercy. Весом около 120 кг, на концертах выступающий в
рясе священника с четками в руках, он дважды ставился лучшим вокалистом года по
рейтингу журнала "Metal Hammer" и... дважды - секс-символом! А еще говорят, что
девушки не любят толстых! Мощный и гипнотический, проникновенный, как у
настоящего проповедника, голос у него уникальный: Мессия заставит себя слушать
любого, кто столкнется с его творчеством! С его приходом и начался рост группы от
диска к диску.
Тексты перекликались с раннесаббатовской тематикой, в них тоже очень много
предупреждений о дьявольских соблазнах, нас окружающих и, в то же время, находящихся
внутри нас самих (вещь "Mirror" - "Зеркало" и другие). Причем Candlemass аллегории
и гротеск порой использовали даже чаще. Вообще философией пронизаны очень многие песни
группы, великолепны оформления альбомов - репродукции прекрасных картин из лучших
музеев мира.
В раннем периоде лучшими являются альбомы 1986, 1988 года (это настоящая
Doom-классика, апогей стиля) и 1989-го, где группа подошла примерно к тому, к чему
в 1976 году пришли Black Sabbath: глубокий и виртуозный прогрессивный дум-метал,
с использованием и скоростных структур.
Еще в 1982 году в Швеции существовала группа Nemesis, которая выпустила всего один
альбом, а потом исчезла. Так вот, все музыканты в ней были участниками оригинального
состава Candlemass. И хотя на том давнем диске были только проблески нарождавшегося
стиля, альбом в 1990 году был переиздан. В этом же году вышел двойной концертный
альбом "Live", на котором Candlemass продемонстрировали, что вживую они играют не
хуже, чем в студии.
Потом лидер группы Эдлинг, очевидно, задавшись целью покорить Америку - самый
богатый рок-рынок мира, - объявил, что следующий диск будет "более динамичным".
Марколин понял, что дело пахнет коммерцией, и двинулся в направлении, верном
серьезной музыке,- в группу Memento Mori (см). Новый певец в новом альбоме
Candlemass, весьма неплохом, кстати, как оказалось, представил миру незнакомую
группу под старым названием. Если Эдлинг создавал и Музыку, и даже все тексты, он
забыл, что лицо группы тяжелого стиля почти всегда формирует вокалист. И будь это
кто-нибудь другой, но не Марколин с его неповторимым голосом, замена была бы не
столь контрастной. Лишь в позднем периоде группе повезло с певцами: и Leven, и
Lowe - оба гении вокала, не устуавющие Мессии почти ни в чем.
Как уже известно, Эдлинг правильно оценил свою ошибку, но зачем он очередной альбом
озаглавил новым именем Abstrakt Algebra, мне не слишком понятно. Да, альбом более
прогрессивен,чем любой из его предшественников, появились клавишные, но это, в целом,
все тот же Candlemass, только в развитии, которое продвинется еще дальше в позднем
периоде творчества.
В 2002-м Leif Edling под своим именем издал двойной альбом, состоящий из ранее
неизданных песен Nemesis, Candlemass и Abstract Algebra (см. соответствующий
материал), в а год спустя произошло возрождение классического состава группы с
Мессией на вокале. В 2005-м был издан одноименный с группой альбом, который, хотя и очень хороший,
повторяет программы 1988-'89 годов по стилю. Таков же, в целом, и проект 2007
года, хотя прогрессивности и скоростных структур стало побольше.
Затем, однако, произошло чудо. Изданная в 2009-м программа превосходит многие прог-
металлические проекты вообще. Размах драмы и прогрессивности здесь таковы, что
любой Dream Theater должен бы позеленеть от зависти. Этих же слов достоин и последний
пока альбом этих замечательных шведов, не просто далеких от стагнации, но
продолжающих развиваться в течение всей своей карьеры. Так что, пореже заглядывайте в
хит-парады: высокие места в них и всякие (золотые, платиновые) статусы далеко не
всегда соответсвуют реальному качеству материала - с прогрессивной точки зрения,
конечно.