МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 
BLACK SABBATH


Black Sabbath. Страна: Великобритания.

Состав исходный: Tony lommi (guitars, keyboards, flute), Geezer Butler (bass), Bill Ward (drums), Ozzy Osbourne (vocals).
Изменения состава: 1973 г: в качестве гостя на клавишных вместе с lommi работает Rick Wakeman (Yes, solo).
1975 г: приглашен свободный клавишник Gerald Woodroffe (позднее - штатный органист сольных проектов Robert-a Plant-a (Led Zeppelin).
1977 г: Вудрафф заменен на Don Airey (ex-Colosseum, позднее - Ozzy Osbourne, Rainbow, Whitesnake и другие).
1979 г: из группы за регулярное пьянство отчислен Ozzy Osbourne. На его место принят Ronnie James Dio (ex-Rainbow, позднее - соло). Также в штат группы принят на постоянную работу клавишник Geoff Nicholls.
1981 г: по болезни покидает группу Билл Уорд, его заменяет Vinny Appice (позднее - Dio).
1983 г: Дио начинает сольную карьеру, вместо него приглашен Ian Gillan (заглавная ария в рок-опере "Jesus Christ Superstar", Deep Purple, solo). Возвращается в строй Bill Ward.
1984 г: в возродившийся Deep Purple возвращается Гиллан, собирается начать соло-карьеру Батлер в составе Geezer Butler Band (неудачно - не было выпущено ни одного альбома), покидает рок-сцену Билл Уорд. В составе остаются лишь lommi и Nicholls. После множества различных проб и поисков для записи очередного альбома приняты Glenn Hughes (vocals, ex-Trapeze, Deep Purple, позднее - соло), Dave Spitz (bass), Eric Singer (drums, позднее - Kiss).
1987 г: Йомми, Николс и Сингер почти целиком меняют состав музыкантов. Теперь это: Tony Martin (vocals), Bev Bevan (из ELO, ранее уже неоднократно помогавший своему другу Йомми на концертах вместо больного Уорда, percussion) и Bob Daisley (Rainbow, Ozzy Osbourne, bass).
1989 г: меняются басист: Laurence Cottle (ex-Alan Parsons Project) и ударник: Cozy Powell (ex-Rainbow, Whitesnake, ELP).
1990 г: меняется только басист: Neil Murray (ex-Colosseum, Whitesnake).
1992 г: группа реорганизована в составе 1981 года: Йомми, Николс, Батлер, Дио, Винни Эппис.
1994 г: Дио и Эппис возвращаются в группу Dio, вернули в состав певца Мартина, на месте ударника - Bobby Rondinelli (ex-Rainbow).
1995 г: группа реорганизована в составе 1990 года: Йомми, Мартин, Пауэлл, Мюррей и Николс.
1997 г: группа реорганизована в оригинальном составе: Йомми, Батлер, Уорд и Осборн. Клавишник Николс снова стал "гостем".
2005 г: Йомми (гитары), Хьюз (вокал, бас), Bob Marlette (bass, Keyboards), Kenny Aronoff (drums).
2007 г: группа реорганизована в составе 1981/1992 годов: Йомми, Батлер, Дио, Эппис. На клавишных - "гость" Mike Exeter.
2013 г: Йомми, Батлер, Осборн (+гости: Brad Wilks - drums, Adam Wakeman - keyboards: только на концертах).
О псевдонимах и прозвищах. Тони Йомми рифмы ради всегда звали Томми, настоящее имя Батлера - Terence (Geezer переводится как "Чудик"), настоящее имя Осборна - John, Оззи - это производное от "Страны Оз", сказку про волшебника которой любил и постоянно цитировал певец (у нас она известна как "Волшебник Изумрудного Города" в авторизованном изложении Волкова). Dio (в переводе с итальянского - "Бог" - очень "скромно"...) на самом деле Padavona. Настоящая фамилия Мартина - Harford, a прозвище у него - "Кот".

Теперь история самой значительной группы в хеви-метал. Хронологически, да и по сути, признаны "металлической" группой №1. Вторыми были Led Zeppelin, а третьими стали Deep Purple с альбомом "In rock". Вклад Black Sabbath в развитие и становление жанра, что бы ни утверждали оппоненты, с высоты сегодняшнего дня определенно видится главенствующим. Даже оставив в стороне тот факт, что группа Тони Йомми оказалась наиболее стабильной и живучей в сравнении с двумя другими "динозаврами", и только исходя из творчества, можно твердо остановиться на предыдущем выводе: об этом ниже. Не говоря уже о том, что Led Zeppelin и Deep Purple оставили после себя лишь клонистов типа Kingdom Come, подражателей, но не последователей, развивающих идеи. Тогда как Black Sabbath стали первооткрывателями целого обособленного и одного из самых прогрессивных направлений в метале - Doom, и являются, по сути, Иконой для коллективов этого стиля. Нисколько не умаляя гигантских заслуг перед Роком других монстров, на творчестве "Черного Шабаша" стоит остановиться чуть более подробно.

Первые репетиции начались в конце 1968 года, несколько раз музыканты меняли название, на Black Sabbath остановились в самом конце 1969 года после просмотра одноименного итальянского фильма ужасов. Тогда же демо с песней "Новый Франкенштейн" (безвозвратно утерянное) решило судьбу контракта с (тогда) прогрессивной компанией Vertigo Records. Первый же альбом группы занял 16-е место в ежемесячном Британском рок-параде, который проводил журнал "Melody Maker". Слушателю предстала совершенно новая музыкальная атмосфера, полная загадочности, убийственно тяжелой по тем временам риффовой структуры и, одновременно, готической мелодики. Ничего подобного до сих пор в музыке не было, и Black Sabbath мгновенно стали культовой группой в обоих полушариях. Дебют группы стал революцией в "тяжелой" музыке, до сих пор он остается эталонным для всего нынешнего широкого движения стиля Doom.

Black Sabbath пели о "черных силах", очень необычно сочетая "потусторонние" проблемы с современными. Социальность была присуща для всего раннего творчества этой Бирмингемской группы. Злые, колючие тексты, многие антивоенного характера, резко выделяли коллектив из сонма рок-групп хиппи-мейнстрима, в песнях которых главной темой были любовь и нирвана. Главной заботой английской цензуры было правильное прочтение мудреных текстов Black Sabbath, и тогда такие песни как "War pigs" ("Свиньи войны") даже не удавалось "протащить" печатным текстом на конвертах. Они никогда не были "сатанинской" группой, а перевернутый крест на развороте первого альбома был не более чем условием записывающей компании, пытавшейся самой определить имидж ансамбля. Напротив, "нормальный" крест настойчиво выделяется всеми членами группы во время концертов, в оформлении последующих дисков. Даже лады гитары Тони Йомми вместо точек украшают кресты. Они представили миру Зло как персонаж, и они первыми объявили, что песнями о любви и цветах мир к лучшему не изменить...

Второй диск группы, "Параноид", в целом, подчинялся концепции, заданной на первом альбоме. Но если тексты здесь стали более приземленными и социальными, то в композиционном отношении эта программа стала шагом назад. Диск стал четырежды платиновым, группа стала международной суперзвездой, одноименная с альбомом вещь заняла 4-е место как в Англии, так и в США, но слава Богу, что музыканты не пошли этой дорогой дальше. Да, они поняли, как в действительности создаются хиты: вещь "Параноид" была записана ими, по их же признанию, за 10 минут, так как не хватало материала для полновесного LP. И вот эти два-три дешевых аккорда просто поразили толпу! Самая слабая за всю историю группы вещь, откровенная поделка, стала единственно массовой в масштабах планеты, и в 1980-м году при переиздании "Paranoid" снова заняла все те же 4-е места. Нет, не здесь кроется слава Black Sabbath...

Платиновыми и золотыми являются первые 10 программ ансамбля, а также последняя на сегодняшний день, "13". По выходе же этот статус получили лишь первые пять. Каждый последующий из них, начиная с третьего, альбом был лучше предыдущего, но проект 1973 года явно прошел по инерции, судя по отношению публики к очередным, еще более глубоким программам 1975-1978 годов. "Master of reality" - зеркало Dooma, в которое глядели Tiamat, записывая альбом "Clouds". В "Томе-4" продолжается развитие соборных мотивов, тут же заложен весь будущий extreme metal, и впервые появляются элементы арт-рока. Все более активно осваивает в студии клавишные Тони Йомми, все лучше поет Оззи, все теснее для группы становятся рамки созданного ими стиля.

Шедевр 1973 года, значение которого для всей рок-музыки легче недооценить, чем переоценить, как уже говорилось, тоже сразу стал платиновым. Отношение критиков к нему было восторженным, но значительная часть старых поклонников группы насторожилась: для них новая музыка Black Sabbath становилась все более непонятной. "Sabbath bloody sabbath" это уже даже не "дум" с элементами арта, это арт-рок с элементами Doom! Йомми разыгрался на клавишных, флейте и классической акустической гитаре, в паре вещей ему помог Рик Уэйкман из Yes, во всем чувствуется возросший профессионализм всех музыкантов, нить вдохновения пронизывает всю эту эпическую сказку. В свет вышел первый альбом прогрессивного металла. Led Zeppelin придут к этому в 1975 году на "Physical graffiti", Deep Purple лишь в 1996-м (на "Purpendicular", хотя "In Rock" и "Perfect Strangers" тоже содержат немало прогрессивных вещей).

"Sabotage", как и следующий диск, получил только золотой статус. Публика просто млела от программ коммерциализировавшихся на нет Deep Purple, и понять не могла, куда несет Black Sabbath? В 1975-м группа представила меломанам всего три "забойные" вещи, причем необычно длинные и с часто меняющимися ритмическими и риффовыми рисунками. Остальная продукция альбома "Саботаж" скорее напоминала слегка утяжеленный Genesis с использованием, к тому же, оперного хора.

Альбом 1976 года определил отход от Doom к более скоростным структурам со ставшими уже у Black Sabbath традиционными использованиями приемов из арт-рока и классики. Группа росла на глазах, гитарные соло Тони Йомми вдруг преобразились в сложную и запутанную паутину с очень красивыми кружевами, чего никогда не добивались ни Jimmy Page, ни Ritchie Blackmore. В каждой вещи темы сменяли друг друга раз за разом, сторонникам монотонного хард-рока просто не за что было зацепиться своими мозгами. Наличие профессионального органиста-аранжировщика Джезза Вудраффа, смелое введение в тяжелые структуры акустики и прекраснейшая из баллад "She's gone" сделали этот альбом первым Прогрессив-метал-проектом "чистой воды".

Старые поклонники Black Sabbath, воспитанные на Doom, просто не могли тогда угнаться за мыслью Тони Йомми (который всегда был основным генератором ансамбля, фактически, один), ведь Прогрессив-метал - это более высокая, сложная и глубокая ступень рок-музыки. Группа высоко поднялась в глазах сторонников арт-рока и вообще любителей до предела аранжированных рок-произведений, но таковых всегда было меньшинство. Продажи пластинок стали уменьшаться. Впрочем, к тому времени группа уже была живой легендой, и музыканты могли себе позволить не идти на поводу у спроса. Однако, разбогатев и прославившись, все чаще наплевательски относиться к работе стал Оззи. К тому времени он был уже "полноценным" алкоголиком, все чаще пропускал репетиции, а в ответ на протесты Йомми вдруг покинул группу в самый разгар работы над диском 1978 года. Его попросили одуматься, и Оззи вернулся, якобы нехотя. Но Йомми оказался злопамятным итальянцем: сразу по окончании записи он попросту выгнал Оззи, и его сторону тогда заняли остальные музыканты. Кто думает иначе, может обратиться к Видео-истории Black Sabbath, которая переведена на русский язык, и где Оззи сам говорит обо всем этом. Что испытал при этом легендарный певец и что с ним было дальше, можно узнать из отдельного материала о нем. Пока же об альбоме "Never say die".

Этот альбом стал для группы камнем преткновения. В музыкальном отношении самый сложный и "'завернутый", скоростной, но с самыми неожиданными переходами в меланхолию и астрал, этот проект да сих пор мало кто понимает. А ведь в нем Black Sabbath расширили границы своей музыки до недосягаемых ранее любой "тяжелой" группе территорий. Великолепное в своей смелости смешение метала, арт-рока и джаз-рока (!) с использованием медной секции, лучшая за все его годы работа клавишника Дона Эйри... Весь запас идей современного Прогрессив-металла был отработан бирмингемцами на этом шедевре, и едва ли кто сегодня может повторить подобное, включая самые авангардные прогрессивные команды. Поклонники Psychotic Waltz, Sieges Even и King Diamond, не забудьте об этом.

Находились бы Black Sabbath под крышей какого-нибудь независимого лэйбла, кто знает, может быть И сегодня они входили бы в почетный легион прогрессив-метала, который, как и все прочие поджанры "металла", обязан своим существованием именно им. Но чрезвычайно низкий уровень продажи тиража альбома 1978 года заставил руководство Vertigo Records потребовать возвращения к старым структурам. Спустя ровно десять лет, в 1980-м, вышел второй коммерчески чрезвычайно успешный проект Black Sabbath - диск "Небеса и ад", получивший золотой статус в Великобритании и платиновый в США.

Вернув былую международную громкую славу, саббатовцы не видели вытянутых лиц любителей прогрессива, совершенно не ожидавших от столь полюбившейся им смелой группы падения даже не в Doom, а в банальный хард! Именно таким оказался первый альбом с Ронни Дио: металлизированный и утяжеленный Rainbow. Впрочем, даже самые в музыкальном отношении слабые саббатовские альбомы на фоне других подобных проектов выглядят очень солидно, и ниже твердой четверки нельзя поставить ни одному из них. Новому клавишнику Джеффу Николсу поиграть в "Heaveen and hell" как следует на дали: клавишные вообще отошли на задний план, как в обычных помп-хард-группах

Как выяснится в дальнейшем, возникшая традиция в юбилейные годы выпускать самые коммерчески удачные и композиционно слабые альбомы У ансамбля сохранится. Следующий проект "Mob rules" С Винни Эпписом на ударных снова поднял группу к исходной Doomoвoй позиции. Медленный и тяжелый, с акустикой и клавишами под скрипки, очень удачно перестроившимся вокалом Дио, этот альбом большинство посчитало слабее предыдущего. Но кто ждал от группы серьезной работы, разочарованы не были: длинные эпические композиции представили саббатовский Doom в новом ракурсе - отличная работа.

На волне успеха Дио начал сольную деятельность. Вернулся окрепший после болезни Уорд, а новым вокалистом стал Иан Гиллан. Вот кто из всех певших после Оззи в Black Sabbath вокалистов был действительно достойной заменой! "Born again", как ни странно, занял 4-е место в хит-параде Англии, хотя коммерческим его даже с натяжкой не назовешь. Напротив, это был самый грубый и мрачный диск группы за всю историю. И один из самых неординарных и новаторских после серии шедевров 1973-1978. На альбоме представлен Doom самого тяжелейшего характера с очень неожиданными и нехарактерными для группы заездами на трэшевые территории. Очень атмосферный и трудный для восприятия проект. Чтобы понять эту работу, нужно, прежде всего, уловить ее дух. И несомненно, это лучший альбом в истории Иана Гиллана как вокалиста. Но издевательское отношение критики, как и в случае с альбомом 1978 года, когда обвинять торопятся те, кто сам ничего не понял, привели команду к очередному кризису, который, как на зло, преследовал ее после самых интересных работ.

К чести лидера группы Тони Йомми, он оказался стойким оловянным солдатиком. Разбежавшиеся музыканты сами по себе мало чего добились, a Black Sabbath два года спустя издал новый альбом, попавший в Тор-30 Англии. Диск "Седьмая звезда" знаменует собой третий этап творческой жизни группы. По звучанию он один из самых мягких - Николсу здесь было раздолье, в нем много лирики, восточных интонаций. Группа не стояла на месте и снова выдала нечто новое и неожиданное. Но певец Хьюз был к тому времени уже не способен гастролировать из-за многолетнего употребления кокаина, и тогда на горизонте появился Тони "Кот" Мартин из малоизвестной локальной лондонской группы Alien.

Первый, записанный с его участием альбом (1987), вновь оказался в ряду шедевров группы и, как следствие, миновал все хит-парады. Doom-метал нетрадиционного характера, который могли сотворить только его создатели, не похож ни на одно другое произведение этого жанра. Снова восточные мотивы, богатые аранжировки, гигантский и монолитный звук гитары, высокий, но удачно вписавшийся вокал - основные характеристики этого прекрасного альбома. Отдельное впечатление добавляет оформление обложки: словно изваянные из камня мужчина и женщина на коленях; голова женщины покоится на груди мужчины, и будто вся человеческая скорбь заключена в этом прекрасном монументе.

В дальнейшем Black Sabbath перешли в лоно самой мощной в то время видео/аудио корпорации EMI-Thorn, где диктат руководства и контроль за творчеством группы еще более усилился. Позднее творчество группы менее революционно, чем в 70-е и 80-е, но уровень программ остается самым высоким. В Тор-10 Британии попали альбомы 1989 и 1990 годов, но если первый из них, в целом, Doom-овый, то следующий, юбилейный, снова неприятно удивил явной ориентацией на Штаты: мелодичный, сильно нашпигованный клавишами, обычный хард-рок, да к тому же с пренеприятнейшими хоровыми распевками, Black Sabbath примененными впервые и единожды.

Возможно, личное отношение к своему делу вновь заставило Йомми заняться более серьезным проектом. Для этих целей был возрожден оригинальный состав 1981 года, и альбом "Dehumanizer", сочетающий в себе на три четверти очень толковый Doom и на четверть прогрессив, снова проскочил мимо хит-парадов. Диск 1994 года с возвратившимся Мартином получился слабее, хотя и неплохим. Дело в том, что программа была задумана под вокал Оззи, об объединении с которым года полтора кричали все западные журналы. Но, как сказал в интервью Батлер, в очередной раз покидая Black Sabbath - теперь в направлении Оззи - руководство американского отделения EMI - IRS, нынешние "хозяева" группы, не смогло должным образом поддержать этот, казалось бы, даже коммерчески выгодный проект. Оззи занялся своим очередным сольником, Йомми пришлось возвращать слегка подобиженного Мартина, после записи "Cross Purposes" ушел страшно злой на руководящую конъюнктуру Батлер.

Казалось бы, связанный по рукам и ногам многолетним контрактом Йомми снова выдаст что-нибудь "прихардованное". Не тут-то было! Он опять доказал окружающим, что Black Sabbath не просто крепкий орешек. Альбом "Forbidden", записанный в составе 1990 года, махом свел на нет потуги нынешних британских соперников группы в стиле Doom, ансамбли Paradise Lost и My Dying Bride, которые определенно выдохлись за первые три-четыре года деятельности. "Forbidden" - это Black Sabbath времен "Volume 4" в современном изложении: вязкий, тяжелый, медленный, отменно отриффованный дум-метал в лучших его традициях. Поклонники не узнали Тони Мартина - он вдруг показал, что может не только подражать Дио. На диске 1995 года вокал звучит совершенно иначе, открылись тайные возможности Тони, и порой кажется, что здесь даже Оззи бы лучше не спел.

Дальнейшее творчество не отличается плодовитостью, но оно доказывает, что группа из музыкантов, которым нынче за 60, не только не прозябает - она продолжает давать пример вдохновенности, целеустремленности и умения никогда не сдавать завоеванных позиций. Альбомы "Fused" и "The Devil You Know" - яркое тому подтверждение. Оба они изданы под разными "шапками", которые я в расчет не принимаю, поскольку и состав (в последнем случае - второй классический), и музыка это истинный Black Sabbath, причем, без компромиссов, в отличие от "юбилейных" альбомов.

В 2006-м Black Sabbath были официально приняты в пантеон "Hall of Fame" в Британии и США. После смерти Ронни Джеймса Дио (умер от рака в 2010-м в возрасте 68 лет) на место певца возвратился Оззи. Однако, полного возрождения группы в оригинальном составе не последовало из-за отказа барабанщика Уорда, которого не устроили условия контракта. Музыканты закончили запись нового альбома "13" в апреле, а релиз его состоялся в июне 2013 года. Альбом - довольно коммерческий, схож с "Paranoid", но чуть более интересный. Уже имеет золотой и платиновый статус во многих странах, а сама группа получила престижную премию Grammy.

Дискография: "Black Sabbath"-©1970, "Paranoid"-©1970, "Master of reality"-©1971, "Volume 4"-©1972, "Sabbath bloody sabbath"-©1973, "Sabotage"-©1975, "Technical ecstasy"-©1976, "Never say die"-©1978, "Heaven and hell"-©1980, "Mob rules"-©1981, "Born again"-©1983, "Seventh star"-©1986, "The eternal idol"-©1987, "Headless cross"-©1989, "Tyr"-©1990, "Dehumanizer"-©1992, "Cross purposes"-©1994, "Forbidden"-©1995, "Fused"-@2005 (as Iommi/Hughes), "The Devil You Know"-@2009 (as Heaven & Hell), "13"-@2013.
Концертные альбомы 1998 года "Reunion" (с Оззи) и 2007 года "Live at Hammersmith" (с Дио) каждый дополнительно содержат 2 и 3 новые композиции соответственно.

Tony Iommi & Glenn Hughes: "Depsessions"-@2004.

Tony Iommi & Ian Gillan: "Who Cares"-@2012.

Tony Iommi-solo: "Iommi"-@2000.

Geezer Butler-solo: "Plastic planet"-©1995, "Black Science"-@1997, "Ohmwork"-@2005.

Bill Ward-solo: "A long the way"-©1990, "When the Bough Breaks"-@1997, "Accountable Beasts"-@2015.

Дискографии Ozzy и Dio: в соответствующих статьях.


Дополнения:

«Heaven & Hell»: Все партии бас гитары для этого альбома сочинил Geoff Nicholls, мультиинструменталист из группы Quark, чей дебютный LP 1977-го года спродюсировал Tony Iommi. Первоначально Джофф был призван заменить Geezer Butler-а (который, кстати, ушел было сразу после изгнания Ozzy), но «переключился» на клавишные, когда Гизер возвратился – незадолго до записи альбома, причем, все песни тогда были уже готовы. Так что не стоит доверять кредитам вроде «All music by Butler, Dio & Iommi» или же “Black Sabbath”. Основным композитором всегда был Тони. Лишь в более позднем периоде творчества, начиная с “Seventh Star”, его помощником на этом поприще стал Николс – самый недооцененный компонент группы, лишь в 1993-м официально признанный ее полноправным, пятым, участником. Его реальный авторский вклад в творчество Black Sabbath до сих пор известен немногим, и насколько я помню, только в альбоме “Tyr” он упоминается как композитор (вторым после Тони - как дело в те годы и обстояло в действительности). Кстати, обложка «Heaven & Hell», как и в случае с “Vol. 4”, не была, что называется, запланированной. В самый последний момент для нее было лицензировано полотно Lynn Curlee "Курящие Ангелы".

“Born Again”: Книга Гарри Шарпа Янга "Black Sabbath – Never Say Die (1979-’97)", на мой взгляд, самая глубокая из всех прочих существующих на сегодня изданий, посвященных группе. Она изобилует подробностями из жизни и творчества музыкантов. Весьма солидная ее часть посвящена «эпохе» Гиллана (споры о которой не утихали долгие годы), где расставлены, наверное, все точки над «и». К примеру, в своих – нескольких по счету – интервью Geezer Butler и Ian Gillan высказывают полярные мнения о “Born Again”. Батлер заявляет, что первоначально «проект» планировался как альбом новой, специально созданной, группы. Тогда как Гиллан говорит исключительно обратное, мол, никаких разговоров об этом не было и в помине. Что он даже не согласился бы петь под какой-то иной «вывеской», кроме Deep Purple и Black Sabbath, и что время, проведенное им в составе последней – вообще, один из лучших, наиболее часто им вспоминаемых, периодов его жизни. Восторги Иана (как в творческом, так и в бытовом отношении) настолько ярки и искренни, что невольно начинаешь сомневаться в заметках Hugh Gilmour-а в Castle-вском переиздании альбома о «глубоких разногласиях, раздиравших состав в то время». Все, наконец, встает на свои места, когда знакомишься с подлинной подоплекой создания альбома “Born Again”. Когда Ozzy с женой весьма скандально отмежевались от менеджмента отца Шарон, Don-а Arden-а, последний решил отомстить, сделав Black Sabbath, кто также являлись его подопечными в те годы, «лучшей хеви-метал группой в мире» (кем, впрочем, они и так были, по мнению автора, равно как и моему). Именно в соответствии с его планом был рекрутирован Гиллан и возвращен Bill Ward, что подтверждает и Steve Joule, дизайнер из вышеназванного менеджмента, но работавший тогда, в отличие от своего шефа, по-прежнему на два фронта, т.е. «на» Оззи тоже. Кстати, вещь Trashed была перезаписана Ианом для его сольника 2005 года "Gillan's Inn" (и на гитаре там никто иной, как Tony Iommi), а сам певец неоднократно говорит, в том числе в своих недавних интервью, что был бы счастлив снова поработать с Black Sabbath. Я лично считаю “Born Again” его звездным часом, а его голос и манеру пения – идеальной для группы.

“Dehumanizer”: “Dehumanizer” должен был стать самым протяженным по времени звучания альбомом группы, но незадолго до его издания песня Dream Killer была изъята в связи с какими-то проблемами относительно авторских прав. John Romero (который тогда работал в id Software) говорит, что хотел использовать вступление к вещи After All в качестве музыкальной темы к видеоигре известной под названием Doom, но не вышло – по тем же, вышеназванным, причинам.

“Black Sabbath”: Только Castle-вское переиздание 1996 года одноименного дебютного альбома Black Sabbath содержит все 8 песен, которые изначально предполагались быть включенными в него: Black Sabbath, The Wizard, Behind the Wall of Sleep, NIB, Evil Woman, Sleeping Village, Warning, Wicked World. В оригинальное же издание 1970-го вошло только 7, причем европейская версия (Vertigo Records) не содержит Wicked World, а американская (Warner Bros Records) – Evil Woman. Также “Black Sabbath” это единственный альбом команды, который не состоит исключительно из их собственных композиций. Два из восьми треков – кавер-версии песен групп Crow и Retaliation.


МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА