«Музей Прогрессивного Рока и Прото-прогрессива», созданный мной,
Виталием Меньшиковым,
и представленный на этих страницах, посвящен истории и стилевой классификации более семисот
исполнителей. Материалы, представленные здесь, базируются на историях из моей
второй книги («Энциклопедия Прогрессивного Рока»: Ташкент, Издательство «Шарк», 1996),
а также условной третьей. Хотя в
Музее есть статьи, посвященные тем же исполнителям, что и в
Справочнике (где, в свою очередь, в основе первая книга, «Энциклопедия Рок-музыки»: Ташкент, Издательство «Узбекистан», 1992),
все они абсолютно оригинальны по содержанию, тем более, что поздние созданы Прогрессором, моим альтер-эго :-)
Почувствуйте разницу, при желании. Данный ресурс содержит все статьи из второй книги, а также множество новых материалов. В итоге,
теперь и вторая моя книга потенциально доступна каждому. Конечно, большинство ее материалов на сегодняшний день
весьма устарело по содержанию. Однако я до сих пор получаю письма с просьбами выслать, обменять
и даже продать экземпляр (которых у меня давно нет), а значит, книга все еще представляет
интерес, даже в ее первозданном виде. На данный момент я дополнил материалы и дискографии всеми необходимыми данными, привел их в соответствие с реалиями дня, а также опубликовал много новых статей и рецензий. Добро пожаловать, в общем.
По профессии я музыкальный критик, по образованию филолог; большую часть прожитой жизни провел рука об руку с рок-музыкой. Я счастливый человек, в частности, потому, что с течением времени мое увлечение стало, пожалуй, моей основной профессией. В 1992 году тиражом в 100.000 экз. вышла моя первая книга "Энциклопедия рок-музыки" (которую я написал еще в 1989-м): вещь, по-моему, достаточно наивная, подверженная стереотипам подобных западных изданий, где бездумно перемешаны самые различные жанры, а "вес" исполнителя определяется количеством высоких мест, занятах в хит-парадах. Ввиду недостатка информации по интересующему столь многих любителей музыки вопросу, первое в СНГ подобное издание в виде отдельной и законченной книги ("Ровесник" тогда был еще где-то посредине алфавита) было, наверное, оправданным. Издание было государственным, кроме небольшого гонорара я тогда ничего не получил, а продолжал работать в газете "Вечерний Ташкент", хотя начал свои регулярные публикации по рок-музыке еще в 1986 году в "Комсомольце Узбекистана".
К слову сказать, писать материалы, не касающиеся музыки либо искусства, я вообще, по-возможности, избегал. Вскоре я распрощался с официальной гос-службой и вошел в штат фирмы "Журналист" при газете "Вечерний Ташкент" как Руководитель отдела литературы и искусства. Как ее представитель, я ровно год вел передачу "ПроРок" на местном ТВ, и познакомил нашего зрителя с Genesis, Yes, Black Sabbath, Marillion, ELP, Pink Floyd... Некоторые программы выезжали снимать в специально "высмотренные" места, и тогда рассказы об исполнителях, вкупе с показом клипов или концертных номеров, дополнялись специальном видеоматериалом. Устраивали рок-викторины, и оказалось, что в нашем городе отнюдь немало знатоков Прогрессива...
И все-таки, меня не покидала идея написать книгу именно о рок-музыке - без стилистической каши, когда Роком величают все, что угодно, порой, удаленное от него на вечность световых лет. И написать, опираясь на собственное мнение, не заглядывая ни в какие чарты Billboard, Metal Hammer, etc. В первый половине '90-х мне посчастливилось бывать в Москве, на благословенной Горбушке, чуть ли не каждую неделю. Книга была набрана (в DOS-е, за полтора месяца: благо, материалы собирались скрупулезно и всегда были под рукой) в 1995-м, когда в нашей республике еще не было ни одного интернет-провайдера. Из-за недостатка информации пришлось подлинно прогрессивные группы смешать с "прото-", да и несколько, не имеющимх никакого отношения к жанру, проскочили тоже. 30 декабря 1996 года при огромном содействии фирмы "Энциклопедия Прогрессивного Рока" вышла тиражом в 10.000 штук в нашем тогда крупнейшем издательстве "Шарк".
Однако, новая книга не всеми была принята однозначно. Не раз мне говорили или писали, что она слишком субъективна итд, и даже приводили в пример моего безликого, но и нейтрального первенца. Единственно, я спрашивал, неужели не надоело читать безэмоциональные, штампованные материалы. В конце концов, по-моему, выражать свое мнение есть главная задача музыкального критика.
В любом случае, я уверен, нас много таких, "перелопативших" массу музыкального материала, исписавших сотни тетрадей сведениями об альбомах, составах, продюсерах, и так далее. Все еще хочется верить, что больше и тех, кто правильно понимает работу любого исследователя, осознает неизбежность ошибок и даже, возможно, заблуждений на этом поприще, нежели "пинающих" автора за них, попутно обвиняя чуть ли ни во всех смертных грехах (способ самовыражаться, увы, свойственный только постсоветским, говоря обобщенно).
С любовью к родным и приветом всем любителям Прогрессива,
Виталий Меньшиков