МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

От автораСсылки

© 2009 Скоробогатов Андрей Валерьевич

Плеер для фэна. Фантастические отражения в музыке.

1. Фантастика и музыка.

Литература и музыка. Многовековая история искусства знает немало случаев, когда абсолютно разные виды творчества одной эпохи влияют друг на друга, порождая новые течения и направления.

Барочная музыка и архитектура в стиле барокко, сюрреалистическая проза и произведения художников-сюрреалистов, серебряный век русской поэзии и русский романс – все эти примеры показывают связь между разными по форме, но близкими по духу культурными явлениями. Эта близость может выражаться как в схожести смыслового наполнения произведений, так и в родственности эмоциональной палитры.

Сейчас, когда говорят о фантастической литературе, самым очевидным ее продолжением в других видах искусства считают фантастические фильмы. Также можно говорить о существовании некого нового вида искусства, базисом которого является фантастика – дизайн трехмерных компьютерных игр. Связь же самого многоликого из видов литературы с чувственными видами творчества не так очевидна, тем не менее, она существует.

Автор статьи является меломаном, в то же время увлекающимся фантастической литературой. Взаимосвязь современной музыки и фантастики кажутся для большинства чем-то невозможным, или, по меньшей мере, непонятным. Это вызвано, главным образом, низким художественным качеством и жанровой ограниченностью музыки, «крутящейся» на радио и продающейся большими тиражами. Поп-музыка в классическом ее понимании, то есть музыка, ориентированная на широкие массы, не может быть «фантастичной», потому как коммерчески успешный продукт должен быть простым и понятным «среднестатистическому» слушателю. Ведущую роль в мире музыкальной индустрии в наше время играет рынок и форматы продюсеров. Вот и получается, что музыка, передаваемая по FM-радио и музыкальным ТВ-каналом либо является развлекательной, либо не несет серьезной смысловой нагрузки и темы фантастики в большинстве своем не затрагивает.

В этом случае не стоит забывать, что помимо развлекательного музыкального «мэйнстрима», то есть основного направления популярной музыки, существует огромное количество других современных музыкальных направлений. Музыканты XX-го века подарили миру более двух сотен жанров, поджанров и стилей, большинство из которых продолжают существовать до сих пор. Вполне резонно возникает вопрос – раз существует такое огромное культурное разнообразие, при этом и музыка, и литература находятся в едином информационном пространстве, почему же не могут тогда существовать «фантастические» музыкальные работы?

Ответ на этот вопрос очевиден. Такие работы существуют, просто известность их авторов ниже, по сравнению с известностью исполнителей «основного направления». Более того, в XX веке возникли и процветали целые жанры и направления, напрямую связанные с фантастикой. Фантастическая музыка существовала в СССР и существует теперь в России, но обо всем по порядку.

Для начала оговоримся, что следует считать музыкальным «отражением» фантастики. Прямым отражением фантастики в музыке условно назовем использование музыкантами фантастических тем в лирике песен, то есть фантастичность смыслового наполнения. Косвенным же отражением будем называть все другие проявления фантастичности в музыке, как то – общий фантастический фон творчества, фантастические темы в оформлении альбомов или в названиях, позаимствованных из литературы. К косвенным отражениям также можно отнести музыкальные приемы, техники и стили, создающие иллюзию фантастичного, нереального, внеземного. (Хотя подобные ощущения в большей степени являются субъективными и зависящими от чувственного восприятия.)

Четкого деления групп и исполнителей на эти две категории произвести будет трудно, так как часть музыкантов начинали с косвенного отражения и переходили к прямому, другие наоборот, начинали с прямого и затем постепенно уходили от фантастической концепции, оставляя лишь общий фон, стиль.

Большим блоком «фантастической музыки» условно можно назвать т.н. саундтреки к фантастическим фильмам, то есть музыку, специально написанную для экранизаций фантастики. Подобные работы мы рассматривать не будем, потому что в таких случаях речь идет не об отдельных, независимых произведениях, а о музыкальном сопровождении другого «отражения» – фантастического кино. Мы же сосредоточимся на поиске по-настоящему фантастических, и в то же время независимых музыкальных работ.

Как известно, современная фантастическая проза берет свое начало в мифологии и произведениях античных авторов. Оставим поиск параллелей ранней фантастической прозы и средневековой, барочной, классической музыки для профессиональных историков и культурологов. Под современной музыкой мы будем понимать те музыкальные жанры, представители которых появились во второй половине двадцатого века и существуют до сих пор.

Настоящий расцвет фантастики и формирование современных фантастических школ происходит в 50-70 годы. Примерно в это же время происходит рождение большинства жанров и стилей наиболее многообразного направления современной музыки XX века, а именно рок-музыки.

2. Музыкальная фантастика в 60 - начале 70х годов.

С рок-музыкой у обывателя, особенно человека старшего поколения, связано большое число стереотипов. Считается, что тексты рок-исполнители пишут исключительно на остросоциальные темы и темы насилия, зачастую под воздействием наркотических средств. У многих рок ассоциируется с агрессией, алкоголем и сексуальной распущенностью. На самом деле, рок-музыка гораздо более разнообразна, чем может показаться, и мифов вокруг нее существует множество. У нынешнего молодого поколения о рок-музыке также в большинстве своем имеется превратное впечатление, сформированное «форматами» музыкальных радио и телеканалов. Не будем сейчас заниматься развенчанием мифов, стоит упомянуть лишь причину их возникновения – это все тот же мэйнстрим. Американские «школы» рок-музыки в 1960-ые года, равно как и «русский рок» в период перестройки, формировались как протестные направления, как вызов обществу. Разумеется, там имели место и алкоголь, и наркотики, и беспорядочные половые связи. Однако в тех же 60-ых годах возникли жанры, смысловой и идеологической основой которых являются фантастика, и о них, к сожалению, сегодня знают единицы.

Обратимся к истокам. Рок в классической своей форме произошел в результате эволюции таких стилей, как блюз и рок-н-ролл. Об их связи с фантастикой известно мало, хотя блюзовое звучание в ряде случаев можно условно назвать «фантастичным» в силу своей атмосферности, некой отрешенности, хотя все это является в лучшем случае косвенными отражениями фантастики. Прямая связь фантастики с музыкой 40-50х годов носила редкий, частный характер, и найти такие проявления будет достаточно сложно.

Группу The Beatles, возникшую в 1960 году, по праву считают прародителем половины современных музыкальных направлений. За свой сравнительно короткий период существования коллектив написал 13 студийных альбомов, композиции которых сильно различались по стилистике и содержанию. Тексты некоторых песен из поздних работ уже отчасти имеют научно-фантастическое содержание, например Yellow Submarine или I Am the Warlus. Однако говорить о некой глобальной фантастической концепции, безусловно, рано.

Концептуальные альбомы во времена The Beatles, то есть альбомы, треки из которых объединены общей смысловой идеей (музыкальной, композиционной, повествовательной) были новшеством. По сути, концептуальным является лишь один альбом ливерпульцев - «Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band» (Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера, 1967). Появление концептуальных альбомов – очень важный момент в развитии «фантастической музыки», и мы еще увидим это на других примерах.

Позднее творчество The Beatles причисляют к жанру психоделик-рок, который возник в 1963-65 годах.

Если рассматривать этот жанр музыки, то главной его особенностью (по крайней мере, в начале истории становления) является использование музыкантами психотропных препаратов в художественном процессе. Плохо это, или хорошо, говорить уже, пожалуй, поздно, так как в чистом виде этот стиль изжил себя и практически угас еще в первой половине 70-х годов. Лирика песен групп, использующих «кислоту» (ЛСД), либо имитирующих ее использование, нередко касалось около-фантастических тем, потусторонних миров, эзотерики. Тем не менее, подобные тексты редко являются хорошим примером прямого отражения фантастики в музыке. Чаще всего это «выкидыши сознания», сюрреалистические фантасмагории, а то и просто бессвязные наборы слов. «Косвенные» отражения, напротив, можно в изобилии встретить в названиях групп, альбомов и песен.

Одним из наиболее известных коллективов психоделического рока называют группу Pink Floyd, основанную в 1964 году в Лондоне. По сути, психоделической частью творчества являются лишь ранние работы группы, выпущенные до 1973 года. В частности, альбом 1967 года «The Piper at the Gates of Dawn» (Волынщик у врат зари) просто изобилует философскими посылами, сюрреалистическими и потусторонними образами. Вот примеры названий песен из этого альбома: «Astronomy Domine» (Астрономия господня), «Lucifer Sam» (Люцифер Сэм), «Interstellar Overdrive» (Межзвёдная езда на повышенной передаче). Музыка, использующая дисгармонии, идеально сочетается с подобным текстами.

Однако речь о прямом отражении фантастики может идти лишь применительно к некоторым песням из «Волынщика у врат зари», и то с большой «натяжкой». Не стоит путать психоделию и фантастику, ведь образы, созданные в состоянии измененного сознания, редко создают единую фантастическую картину. Косвенное отражение, несомненно, в раннем творчестве PF присутствует.

В дальнейшем, начиная с 1973 года, группа отошла от около-фантастических тем в текстах, одновременно прекратив употреблять наркотические препараты. Фактически, этим самым Pink Floyd произвел переход к новому жанру рок-музыки, о котором мы поговорим ниже.

Интересным явлением являлся также т.н. «краут-рок», экспериментальное направление, возникшее в конце 1960-х годов в ФРГ. Некоторые немецкие группы, такие как Popol-Vuh, Amon Düül, касались в своем творчестве тем освоения космоса и мифологии, однако явной связи с фантастикой у этого явления не прослеживается.

Развитие музыкальных жанров, как и жанров литературы, шло непрерывно, и каждое последующее десятилетие приносило миру больше жанров и стилей, чем предыдущее. Как уже было показано на примере группы Pink Floyd, многие из психоделических коллективов в начале 70-х изменили свое направление, уйдя к более сложной и менее бесформенной музыке. Психоделический рок получил свое развитие в целой совокупности стилевых направлений, большинство из которых характеризуются термином «прогрессивный рок» (или прогрессив-рок).

3. Фантастика и прогрессивный рок.

Кто-то в шутку сказал, что прогрессив-рок возник в тот момент, когда группы, играющие психоделию, обнаружили возможность писать песни без помощи наркотиков. Высказывание не лишено истины, однако не стоит забывать, что не только психоделия причастна к рождению нового направления. На прогрессивные жанры рок-музыки оказывали свое влияние, помимо психоделии, классическая музыка, фольклор, джаз и множество других направлений. Прогрессивная музыка эклектична, то есть она образована от наложения, совмещения различных течений и является их логическим усложнением.

Четкого определения прогрессивного рока не существует, однозначно можно сказать лишь то, что стили этого направления являются наиболее сложными и интеллектуальными из всей рок-музыки. Гармоническая сложность, не характерная для популярной музыки большая длина композиций (встречаются треки по 30-40 минут), а также нередкое использование тем фантастики в лирике делают прогрессив-рок неоднозначным для восприятия течением. Это приводит к «неформатности» большинства групп в современных условиях шоу-бизнеса, особенно в нашей стране, загоняет коллективы в «андеграунд». Так было не всегда, в 70-ые годы прогрессивные стили были на пике своей популярности в Европе.

Об одном из таких стилей мы уже упоминали – это спейс-рок («космический рок»), основателем которого нередко называют Pink Floyd. Прекращение употребления психотропных веществ никак не повредило ее «косвенной» фантастичности. Наоборот, футуристичность звучания в последующих альбомах, начиная с «The Dark Side of the Moon» (Обратная сторона луны) возрастает, в музыке слышится космический объем, масштабность образов. Инструментальная композиция «On The Run» (На бегу), к примеру, на концертах обычно сопровождалась весьма фантастичным видеорядом и является, по сути, одной из первых композиций в жанре электронной музыки.

Для спейс-рока характерны использование клавишных синтезаторов, продолжительные, медленные инструментальные мелодии с долго повторяющимися «темами», а также, что самое главное, научно-фантастические тексты. Появление спейс-рока совпало по времени с расцветом «новой волны» в английской фантастике, поэтому можно говорить о существовании связи между этими двумя явлениями. Позднее спейс-роком начали именовать другое направление; некоторые критики теперь вообще не употребляют термин «спейс-рок» применительно к прогрессивному течению, но уже это не относится к теме.

Наряду с Pink Floyd ярким представителем спейс-рока является группа Hawkwind (Ястребиный ветер), образованная в 1969 году и существующая до сих пор. Дискография этой группы включает в себя более трех десятков альбомов Урбанистические и научно-фантастические темы являются основными в текстах этой группы по той причине, что долгое время в составе группы был английский писатель-фантаст «новой волны» Майкл Муркок, автор сорока романов и изобретатель «мультивселенной». Помимо того, что им написано некоторое количество песен, он участвовал в аранжировках и выступлениях, но что самое главное – писатель был идейным вдохновителем всего проекта.

По мотивам творчества Муркока и при его активном участии записаны несколько студийных альбомов. «Warrior on the Edge of Time» (Воин на Краю Времени, 1975), «The Chronicles of the Black Sword» (Хроники Чёрного Меча, 1986) и двойной альбом «Live Chronicles» (Хроники Жизни, 1986) – эти работы являются музыкальным переложением ранних романов фантаста. Большинство других дисков коллектива, не описывающие фантастические миры Муркока, все равно, так или иначе, касаются темы фантастичного. Таким образом, группа Hawkwind является очень удачным примером прямого фантастического отражения в музыке.

Вообще фантастические миры Майкла Муркока нашли свое отражение в творчестве более чем 20 музыкальных коллективов, в том числе и российских, и мы вернемся еще к этой фигуре.

Другим течением в общем потоке прогрессивных жанров, возникших в первой половине 70-х годов, является достаточно редкий и своеобразный жанр, называемый «цойл прог» («Zeuhl prog»). В отличие от предыдущих стилевых направлений, этот жанр родился не в Англии, а во Франции. Творчество группы-основателя этого уникального стиля, коллектива Magma, пожалуй, заслуживает даже отдельной работы.

Группа Magma была создана в 1969 году ударником с классическим образованием Кристианом Вандером. С музыкальной точки зрения, изобретенный группой стиль является причудливым синтезом ритмов Вуду, этно- и фолк-мотивов, авангардного джаза и хорового пения, близкого к вокалу русских опер, все это сочетание придает музыке «косвенную» фантастичность.

Звучанием эта фантастичность не ограничивается. Все номерные альбомы группы, начиная с «Magma» (1970) и заканчивая «Merci» (1984), являются частями длинной космической «одиссеи», повествующей о далеком будущем Земли и спасении человечества пришельцами с вымышленной планеты Кобайа. Начиная со второго альбома, «1001° Centigrades» (1971), все тексты песен написаны на синтетическом «кобайском» языке, представляющем собою смесь западнославянских, немецких наречий и латыни. Ходили легенды, что музыканты настолько вжились в роль «кобайцев», что свободно общаются на своем вымышленном языке в быту. Правда это, или вымысел, сказать сложно, некоторые критики утверждают, что слова из песен на кобайском вообще не являются связанными по смыслу.

Если говорить о истоках «кобайской» идеи, то вполне возможно, что ее следует искать в творчестве французских писателей-фантастов 50-60-х годов. Тема «положительных» инопланетян, в частности, поднималась в романе Френсиса Карсака «Пришельцы ниоткуда» (Ceux de Nulle Part, 1954).

Другой французской группой 70-х годов, активно использующей космические темы в лирике, является коллектив Gong. Жанр коллектива, основанного австралийцем Дэвидом Алленом, можно охарактеризовать как джаз/психоделик-рок с элементами западноевропейского фольклора. Группу причисляют также к такому явлению прогрессивной музыки, как «кэнтерберрийская сцена». Англоязычные тексты песен нередко называют лучшим примером песенной поэзии среди рок-исполнителей. Композиции с альбома «The Flying Teapot» (Летающий чайник, 1973), к примеру, повествуют о «радиогноме», принявшем от «сверх-людей» сигнал из космоса и отправившимся на планету Гонг. Среди заслуг коллектива можно назвать еще и изобретение уникальной вокальной манеры пения, названной Space Whisper — «Космический Шепот».

Говоря о фантастических отражениях в музыке 70х годов, нельзя также не отметить заслугу групп так называемого «демократического рока». Под таким явлением в СССР обычно понимали творчество групп, работающих в жанре арт-рок и происходящих из стран-участниц Варшавского договора (Польша, Венгрия, Румыния, Чехословакия). Подобные группы, в отличие от коллективов из Западной Европы и США, легко преодолевали железный занавес, выступая с концертами и активно продавая альбомы в нашей стране. Особо знаменательна в этом плане венгерская группа Omega. Коллектив выпустил более тридцати альбомов на венгерском, английском и немецком языках, многие из альбомов являются концептуальными.

Можно долго перечислять фантастические мотивы в творчестве других, не менее интересных групп прогрессивного рока 70-х, таких как Yes, King Crimson, Genesis, Van der Graaf Generator, Emerson Lake and Palmer и другие. Рок-музыка, как вы уже могли убедиться, весьма разнообразна, и мы перейдем к другим жанрам.

4. Фэнтези и тяжелая рок-музыка.

Все предыдущие примеры «фантастических отражений» в музыке касались преимущественно научной фантастики. Однако не стоит забывать, что начиная еще с 20-х годов начинает формироваться другой жанр современной литературы (нередко называемый поджанром фантастики) – а именно фэнтези.

Истоки темы фэнтези следует искать, по-видимому, в таком музыкальном направлении, как фолк-рок. Музыканты 60-х годов, сочетавшие фольклорную музыку с электрогитарной, нередко обращались к темам кельтской мифологии, средневековых сказаний. Полноценных же альбомов с фэнтезийной тематикой в то время пока еще не было.

Одной из первых групп, увлекшихся темами фэнтези, стал британский хард-роковый коллектив Uriah Heep, созданный в 1969 году. Альбом «Demons & Wizards» (Демоны и колдуны, 1972) состоял из отдельных зарисовок на фэнтезийные темы, однако, не объединенных общей концепцией. Темы фэнтези присутствуют также в творчестве симфо-роковой группы Queen, но в меньшей степени.

Мы упомянули хард-рок, то есть так называемый «тяжелый рок», еще один жанр, возникший в 60-е годы. «Отцами» хард-рока в чистом виде называют такие группы, как Deep Purple, Led Zeppelin, Nazareth, AC/DC, Black Sabbath, хотя утяжеленное звучание гитар использовали еще The Who, The Rolling Stones, The Kinks, а также гитарист-виртуоз Джимми Хендрикс. Одной из первых песен в стиле тяжелого рока нередко называют «Helter Skelter» уже упомянутой группы The Beatles.

В раннем хард-роке, как и в психоделик-роке, фантастические отражения носили частный характер. В дальнейшие десятилетия тяжелый рок развился в целую совокупность жанров, нередко отделяемых от остальной рок-музыки и называемых металлом (употребляется также написание с одной «л» и ударением на первый слог - метал).

По поводу металлической музыки существует не меньшее число стереотипов, чем по поводу рок-музыки в целом. Представителей металлической субкультуры нередко называют сатанистами, извращенцами, алкоголиками и психопатами. Среди наших задач, как уже говорилось, не стоит задача развенчать какие бы то ни было стереотипы, к тому же в данном случае они порой имеют определенные основания. Мы не будем останавливаться на классификации «генеалогического древа» всех жанров и подстилей металлической музыки (а их существует около 20) и анализе достоинств и недостатков каждого из них. Перейдем сразу к интересующему нас вопросу – поиске отражений фэнтези в произведениях метал-исполнителей.

Примеров использования «косвенной» фантастичности в творчестве мелодик-металлических групп существует огромное количество. Сетевая энциклопедия тяжелой музыки http://www.metal-archives.com/ при поиске по слову «Fantasy» выдает список из более чем 1300 коллективов, использующих темы фэнтези в творчестве. Столь большое число позволяет говорить о существовании некой общей тенденции, традиции, характерной для метал-музыки.

В 1987-1988 годах немецкая группа Helloween, до этого игравшая в жанрах хэви-метал и спид-метал, выпустила двойной альбом «Keeper of the Seven Keys» (Держатель семи ключей). Он ознаменовал рождение нового жанра – т.н. «пауэр-метала» (Power metal, от power — «мощь», «власть»). Пауэр-метал в том виде, в котором его создали Helloween, является достаточно оптимистичной и жизнеутверждающей музыкой, лишенной протеста и агрессии, иногда данную тенденцию называют «happy metal» – «счастливый метал» или «light metal» – «светлый метал».

Отход от остросоциальных и мистических тем, тем жестокости и байкерской романтики сопровождался поиском новых идей для смыслового наполнения. Одной из основных тем для пауэр-металлистов стала тема борьбы добра со злом, выразившаяся через мифологические, научно-фантастические и фэнтезийные сюжеты.

Одной из первых метал-групп, полноценно принявших на вооружение фантастическую тематику, является другой немецкий коллектив – Blind Guardian (Слепой поводырь). Группу называют одним из родоначальников такого течения, как «фэнтези-метал», поджанра, являющегося прямым отражением фэнтези в музыке. Вот неполный перечень литературных произведений, использованных ими в лирике своих альбомов: Гомер – «Илиада» и «Одиссея», Томас Мэлори – «Смерть Артура», Иоганн Гёте – «Фауст», Джон Толкин – «Хоббит», «Властелин Колец», «Сильмариллион», Стивен Кинг – «Тёмная Башня», «Томминокеры», «Оно», «Талисман», Фрэнк Херберт – «Дюна», М. Уэйс, Т. Хикмен – «Кузница Души» (Dragonlance), «Врата Смерти», Тэд Уильямс – «Иноземье», Фрэнк Баум – «Волшебник из страны Оз», Клайв Льюис – «Хроники Нарнии», Майкл Муркок – «Рунный Посох», «Элрик» (Сага о Вечном Воителе, которая уже упоминалась в обзоре творчества группы Hawkwind).

Другой не менее интересной группой жанра является группа Rhapsody (позднее переименованная в Rhapsody of Fire), совместившая пауэр-метал с симфонической музыкой и основавшая т.н. «итальянскую школу» пауэр-метала. Все альбомы группы, основанной в 1990 году, являются концептуальной рок-оперой со сквозным сюжетом, который повествует об истории волшебной страны Алгалорд. Часть «либретто» к альбомам написана актером Кристофером Ли, сыгравшим в трилогии «Властелин Колец» роль Сарумана, большинство текстов сочинено гитаристом группы Лукой Турилли. Основная сюжетная линия этой вымышленной страны известна непосредственно из текстов группы и из сопроводительных буклетов к альбомам. В ряде буклетов также есть изображение географической карты «Зачарованных земель».

Еще одной итальянской пауэр-метал группой является коллектив из Флоренции Domine, практически все работы которой тематически привязаны к произведениям уже упомянутого Майкла Муркока. К примеру, их альбом «Stormbringer RulerThe Legend of the Power Supreme» (Владеющий Буревестником – Легенда о Высшей Силе, 2001) посвящен Элрику из Мелнибонэ, одной из инкарнаций Вечного Воителя.

Говоря о фэнтези, в первую очередь вспоминаешь о Д.Р.Р. Толкине, крупнейшем авторе жанра, развившем жанр «эпического фэнтези» и создавшем архитипичные фэнтези-образы. Его влияние на музыку XX-го века колоссально. Одними из первых к его творчеству обратились хард-рокеры Led Zeppelin, написавшие по Толкину такие песни, как «Battle of Evermore», «Ramble On» и «Misty Mountain Hop». Песни о персонажах книг писателя, хрониках Средиземья есть у канадской прогрессив-хард-роковой группы Rush, Blind Guardian, финских пауэр-метал групп Nigthwish и Stratovarius, а также у некоторых представителей т.н. брутальных направлений (блэк-метал, дэт-метал). Саундтрек «Властелина Колец», как мы уже говорили, не вполне является отражением фантастики, однако после премьеры он исполнялся в филармониях как отдельное музыкальное произведение. Начиная с середины 90х годов, многие музыкальные коллективы и в нашей стране в своих произведениях обратились к творчеству Толкина, но об этом мы поговорим отдельно.

Нередко к фэнтези и фантастике относят такие жанры, как хоррор и мистику. Прямые отражения мистического и мрачного в музыке можно встретить в другом направлении рока – готик-роке, позднее перешедшем в более утяжеленный готик-метал. Представители готической субкультуры нередко подвергаются насмешкам и упрекам из-за своей пафосной депрессивности и мрачной внешности. Некоторое время назад даже звучали предложения о запрете «готической» атрибутики в школах.

Готическая субкультура столь обширна, что на ее рассмотрение не хватит объема такой статьи. К тому же, вопрос о принадлежности готик-роковых и готик-металлических работ к фантастическим отражениям спорен, и мы не будем останавливаться на этом стиле.

5. Фантастические рок-оперы.

Заканчивая обзор зарубежных примеров отражения фантастики в музыке, хотелось бы упомянуть о таком интересном явлении, как рок-опера. Рок-опера возникла как форма еще в 60-е года (The Who, альбом «Tommy»), но настоящее развитие жанр получил в 1970-е. Мнение критиков по поводу того, является ли рок-опера отдельным жанром или нет, расходятся. Рок-оперой называют как определенную стилевую принадлежность музыки, так и особую форму концептуальных альбомов, структурно позаимствованную из классической оперы. Большинство рок-опер издавались как обычные музыкальные альбомы, на виниле или CD-носителях, и лишь некоторая часть удостаивалась полноценных постановок и экранизаций в кино.

Одной из первых фантастических рок-опер является «The War Of The Worlds» (Война миров, 1978), сочиненная и поставленная Джеффом Вэйном по мотивам одноименного романа Герберта Уэллса. Альбом, как и книга, разделен на две части: «Прибытие марсиан» (в пяти композициях) и «Земля под властью марсиан» (в семи). Альбом снискал большую популярность в Старом Свете и затем неоднократно переиздавался, последнее переиздание произошло в 2007 году и было приурочено к выходу одноименного анимационного фильма.

Самыми известными фэнтези-операми являются Avantasia и Aina. По сути, это не оперы, а отдельные проекты-супергруппы, собранные из известных пауэр-металлических музыкантов и вокалистов.

Первый проект, Avantasia, собрал в 2001 году немец Тобиас Саммет. Вначале состав включал в себя 11 вокалистов и 9 инструменталистов из английских, немецких, голландских и финских групп. В сюжетном отношении «Avantasia» представляет собой историю в жанре фэнтези с оттенком мистики, созданную под влиянием книги германского писателя Михаэля Энде «Бесконечная История». Название «Авантазия» - волшебная страна, где происходит действие – образовано из слияния слов «Авалон» и «фантазия» и означает «мир за пределами человеческого воображения». Действие происходит в начале XVII века, главный герой из стен католического монастыря попадает через портал в параллельный мир, которому грозит опасность. Большую часть сюжета занимает «фэнтези-квест», с описанием приключений и путешествий главного героя и его друзей. Некоторые критики обвиняли авторов либретто в плохом отражении сюжетной линии в текстах песен, тем не менее, эта опера является первой метал-оперой с фэнтези-сюжетом и одним из лучших примеров таковой. Тобиас Саммет продолжает развитие проекта, новые работы с продолжением истории страны Авантазия выходили в 2007 и 2008 годах.

Состав участников симфонической рок-оперы Aina (альбом назывался «Days of Rising Doom» и вышел в 2003) не менее уникален. В записи участвовало 12 вокалистов, в том числе оперных, детский хоровой коллектив и более десяти музыкантов из европейских и американских групп. Несмотря на низкие, по сравнению с «Авантазией», оценки большинства музыкальных критиков, со смысловой точки зрения сюжет «Дней восходящей печали» выглядит более целостным и понятным. На бонусном втором диске «Aina» имелся даже отдельный 15-минутный трек, в котором пересказывалась история страны Аины и соперничества двух братьев-принцев из-за прекрасной Серебряной девы.

Помимо пауэр- и симфоник-металлической основы для рок-опер следует упомянуть такой жанр, как прогрессив-метал. Прогрессив-рок и «тяжелые» жанры развивались параллельно вплоть до середины 80-х годов, после чего в Америке, Японии и Швеции появилось сразу несколько мелодик-металлических коллективов, совместивших тяжелые гитарные риффы с «прогрессивной» структурой и тематикой песен. Среди работ прогрессив-металлических групп (как и у их предшественников, групп прог-рока) встречается большое число концептуальных альбомов на научно-фантастическую тематику.

Одним из наиболее ярких европейских коллективов этого жанра является голландская группа Ayreon, чей стиль характеризуют иногда как спейс-метал. Создатель группы Арьен Лукассен дебютировал в 1995 году альбомом «The Final Experiment» (Последний Эксперимент). Альбом представляет собой рок-оперу о средневековом слепом барде по имени Айреон, которого посещают видения от потомков о далёком будущем человечества. Работа является отчасти философской притчей, предостерегающей людей от злоупотребления войной и загрязнением окружающей среды. Последующие альбомы группы также представляют собой концептуальные работы на научно-фантастическую и философскую тематику.

Еще двумя не менее интересными проектами в жанре научно-фантастической метал-оперы являются Missa Mercuria и Genius, первые части которых вышли в 2002 году. Сюжет первой работы, созданной при участии ведущих немецких групп жанра, представляет собой повествование о четырех божественных элементах (Вода, Земля, Огонь и Воздух) и о цикличности мироздания. Вторая опера, вышедшая в трех частях (суммарный объем трех CD – четыре часа музыки), повествует о маленьком мальчике Гениусе, который однажды оказался захваченным параллельным измерением, где он открывает для себя секреты создания человеческих снов. Обе работы в музыкальном плане представляют собой эклектичный сплав мелодик-метала, хард-рока и прогрессив-рока.

К теме рок-опер мы еще вернемся ниже, а пока что закончим рассмотрение зарубежных примеров и обратимся к отечественной сцене.

6. Фантастика в музыке СССР и России

Зарубежные жанры приходили на территорию нашей страны примерно с запозданием в пять-десять лет. Первые группы «классического» рока, близкого к традициям Beatles и Rolling Stones, появились в нашей стране в конце 60-х. Прогрессив-рок просочился в конце 1970-х через железный занавес сначала лишь в виде одного из своих направлений, джаз-рока. Хэви-металлические группы стали появляться только в начале 80-х, а такие жанры как пауэр-метал или прогрессив-метал стали известны лишь после распада СССР.

Причину подобного отставания следует искать, скорее всего, в официальном запрете западной рок-культуры властями СССР. Этот запрет, как известно, имел плачевные последствия – рок-группы нередко называют катализаторами распада Советского Союза.

Споры по поводу уникальности «русского рока» как культурного явления не утихают до сих пор. Сторонники из среды неформалов видят в нем лучшее, что создала многовековая российская культура, противники называют его вторичным явлением, обвиняя многие группы в плагиате западных образцов. Так или иначе, русский рок в том виде, в котором он сформировался в конце 70-х – начале 80-х, является остросоциальным явлением, лирика песен чаще всего реалистична, и проявления фантастичного в произведениях того времени встречаются редко.

Группа Аквариум, созданная в 1972 году Борисом Гребенщиковым, несколько выделялась из «мэйнстрима» советских рок-исполнителей, используя в творчестве философские, эзотерические и абсурдистские тексты песен. Проявления фантастичного можно найти в песне «Миша из Города Скрипящих Статуй» (по названию Города Кричащих Статуй — столицы Пан-Танга из произведений все того же Муркока) с альбома «Треугольник» (1981). Косвенная связь с произведениям Муркока присутствует еще и в альбоме «Гиперборея» (1997). Также в оформлении оригинального издания «Треугольника» использованы надписи на эльфийских языках, изобретенных Толкином.

Свердловские Наутилус-пампилиус, Урфин-Джюс и Апрельский марш также обращались к около-фантастическим темам в своей лирике, однако целостной фантастической концепции нет ни в одном альбоме этих исполнителей. Косвенную фантастичность в 80-х годах можно встретить в произведениях арт-роковой группы Автограф, джаз-роковой группы Арсенал и инструментального проекта Горизонт из г.Горький (Нижний Новгород).

Наиболее яркие фантастические образы рисуют произведения латвийской группы Зодиак, одной из первых групп электронной музыки в СССР, возникшей в 1979 году. Основной тематикой их работ являлись космос и научная фантастика, однако это явствует, главным образом, из названий песен и альбомов. Почти все композиции были инструментальными, и, следовательно, лишенными текстового наполнения.

Музыка к фантастическим фильмам, как мы уже говорили, не всегда соответствует нашему понятию «фантастических отражений в музыке». Тем не менее, примеров качественной музыки для советских фантастических фильмов можно привести массу. Это и саундтрек «Кин-дза-дзы» (его исполнял даже «Оркестр Виртуозов Москвы» под управлением Валерия Гергиева), музыка к фильмам Андрея Тарковского «Солярис», «Сталкер». Большинство из такой музыки написано профессиональными композиторами и больше тяготеет к классике и нео-классике, нежели чем к поп-музыке.

Фантастические темы получили свое развитие в нашей стране лишь в конце 80-х – начале 90-х, во многом благодаря стараниям московской поэтессы Маргариты Пушкиной. В 1980-ые годы песни на ее стихи исполняли такие группы, как Ария, Автограф, Мастер, Рондо, Рок-ателье, Крематорий. Первая из перечисленных, пожалуй, является наиболее известной хэви-металлической российской группой, и часть ее творчества, несомненно, можно назвать фантастичной.

Наиболее интересна дочерняя группа «Арии», Маврик, созданная в 1997 году ее бывшим гитаристом Сергеем Мавриным. Это одна из немногих достаточно широко известных у нас в стране групп, выпускающая концептуальные альбомы с фантастической тематикой. В частности, альбом «Химический сон» (2001) сам Маврин определил как «мрачную фантастику, основанную на сегодняшней реальности и на нашей, невзирая ни на что, жизнеутверждающей позиции». Название другого альбома, «Запрещенная реальность» (2004), совпадает с названием цикла романов Василия Головачева, однако о связи двух работ никто напрямую не упоминает, возможно, это лишь совпадение.

Движение фанатов творчества Толкина появилось в нашей стране еще во времена перестройки, и первые попытки переложения его творчества осуществляли фолк-роковые и бардовские коллективы (т.н. «менестрели»). Позже предпринимались попытки даже ставить рок-оперы по его произведениям. В частности, в 2001 году творческой организацией Тампль из Казани была поставлен мюзикл «Финрод-зонг» по мотивам произведений «Сильмариллион» и «The Lay of Leithian» («Песнь освобождения от оков»). Но настоящее развитие темы фэнтези получили в пауэр-метале.

Этот жанр впервые пришел в Россию лишь в начале 1990-х. Первые пауэр-металлические альбомы выпустили группы Archontes и Shadow Host (1993), затем Эпидемия (1995), позже появились группы Catharsis (1997), Arida Vortex (1998), Арда (2000). Все из перечисленных коллективов использовали прямые отражения фантастики и фэнтези в своих текстах. К примеру, первый демо-альбом российского пауэр-метала (группа Archontes, «Concerto For A Little Darkness And Orchestra») был создан под впечатлением книг Роджера Желязны, известного английского писателя-фантаста «новой волны», а все тексты песен группы Арда написаны по мотивам «легендариума» Толкина.

Творчество группы Эпидемия, самой известной в России группы «фэнтези-метала», также почти полностью посвящено фэнтези-мирам и персонажам книг Толкина (весь альбом «Воля к Жизни», песни «Кольцо Всевластия», «Фродо», «Феанор»), Муркока (песня «Вечный воитель»), а также сюжетам, написанным самостоятельно. Наиболее известным произведением группы является метал-опера «Эльфийская Рукопись». В ее записи в 2004 году приняли участие музыканты 6 крупнейших российских метал-коллективов, вторая часть вышла в 2007.

Либретто оперы, написанное гитаристом Юрием Мелисовым, представляет собой историю об эльфийском королевстве Энии, который атаковали силы тьмы под руководством черного мага Деймоса. Главный герой Дезмонд (Максим Самосват) вызывается спасти свою родину, находит в горах древний артефакт и побеждает темного правителя. Сюжет истории, в котором чувствуется влияние Толкина, Муркока и книжной серии Dragonlance, в дальнейшем получил большую популярность в российском Интернете и послужил источником для ряда фанфиков, цитат и анекдотов.

Не обошли вниманием рок-музыканты и отечественных классиков фантастики. Примером может служить екатеринбургская группа жанра симфоник-метал Torquemada, обратившаяся в первых двух своих альбомах («Никогда» 1998 года и «Торквемада» 2001) к творчеству братьев Стругацких. В том же Екатеринбурге ведет концертную деятельность другая группа с названием, позаимствованным из миров АБС – Arcanar. К сожалению, подобные группы в современных условиях обречены оставаться в андеграунде, внутри своей «тусовки».

Начиная с середины 1990-х годов, в России начала развиваться так называемая независимая сцена, включающая группы прогрессивного, авангардного рока и некоторых других направлений. В этом жанре также существует немало примеров фантастических отражений. Альбом прогрессив/симфоник-метал Mechanical Poet «Woodland Prattlers» (Лесные болтуны, 2004) написан под впечатлением произведений Астрид Линдгрен и средневековых легенд. Фантастичным является творчество группы из далекого дальневосточного города Тында Azazello, названной в честь персонажа булгаковских «Мастера и Маргариты». Косвенно фантастичными также можно назвать работы групп Extrovert, Маленькие трагедии, инструментальных проектов InFront и Disen Gage (часть композиций этого коллектива посвящена фантастическому миру фильма-антиутопии «Кин-дза-дза»).

Так получилось, что практически весь наш обзор получился посвященным рок-сцене. Причины этого носят как субъективный характер – личные пристрастия автора, так и объективный. Попытки поиска фантастических отражений в таких популярных молодежных стилях, как рэп, драм-эн-бэйс, rnb, не увенчались успехом. Исключением, пожалуй, может являться лишь киберпанк, поджанр фантастики, получившие свое частичное отражение в ряде электронных музыкальных жанров. Так или иначе, рок-музыка остается самым разнообразным направлением современной музыки, и это разнообразие служит неплохой почвой для фантастических отражений.

Литературная фантастика в нашей стране продолжает пользоваться большой популярностью. Остается надеяться, что вновь создаваемые группы будут находить подходящий материал для своих произведений и создавать новые шедевры, новые фантастические отражения в музыке.

© Progressive Rock Museum 2009-'10 (1992-’10)