МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 
YES


Yes. Страна: Великобритания.

Состав исходный: Chris Squire (bass, единственный неизменный участник всех альбомов группы, держатель авторских прав на использование названия Yes), John Anderson (vocals), Tony Kaye (keyboards), Peter Banks (guitars), Bill Bruford (drums).
1971 год (3-й альбом): уходит Питер Бэнкс (Flash, solo), его замещает виртуоз Steve Howe (ex-Tomorrow).
1971год: (4-й альбом): уходит Тони Кэй, вместо которого приходит легендарный Rick Wakeman (ex-Strawbs).
1973 год: уходит-Брафорд (King Crimson, UK, solo), принимается Alan White (ex-John Lennon).
1974 год: с головой в соло-карьеру окунается Уэйкман. Ему на смену идет Patrick Moraz (ex-Main Horse).
1977-'78 годы: в группу возвращается Рик Уэйкман. Морац работает соло и - параллельно - в Moody Blues.
1980 год: соло-карьеру пытается начать Йон Андерсон, поет - Trevor Horn (ex-Buggles); вновь уходит Уэйкман,- за клавишными - Geoff Downes (ex-Buggles).
1983-'87 годы: возвращается Йон Андерсон, а Тревор Хорн становится продюсером Yes (до 1988 года и в 2011); Даунc и Хоу организуют Asia: за клавишные встал старый приятель Тони Кэй, а гитаристом принят человек родом из Южно-Африканской республики Trevor Rabin (ex-solo, Manfred Mann's Earthband).
1989 год: Андерсон снова уходит из группы. Вместе со старыми коллегами Хоу, Уэйкманом и Брафордом (басист - Tony Levin из King Crimson) они наруливают новый проект под своими собственными именами (аббревиатура - A.B.W.H). Почти весь музыкальный материал здесь принадлежит перу Стива Хоу (за Андерсоном - лирика, участие остальных в композиции незначительно). Собственно Yes со Сквайром во главе готовят альбом к 1991 году вчетвером (на вокале - гитарист Рэбин, второй голос, как обычно, у Сквайра).
1991 год: готовы к микшированию оба альбома старых друзей-соперников: очередной - Yes, и второй - ABWH. Всем известно, что популярность Yes с приходом Рэбина еще более возросла, а старое звучание, на которое ориентирован новый проект, нынче не особенно в моде. Особенно тяжело разрываться Андерсону, который в результате и склонил всех к объединению. Подумали-подумали, отбраковали по паре вещей, взяли да и перемикшировали оба материала, написанных независимо, в один альбом под старым названием. Восемь человек основного состава представлено на альбоме, который так и назвали "Объединение": Сквайр, Рэбин, Уайт, Кэй, Андерсон, Хоу, Брафорд, Уэйкман. Плюс басист Тони Левин, да еще дюжина вспомогательных музыкантов, к услугам которых пришлось обратиться при микшировании для придания этому необычному альбому "ровного" саунда. Вот и получилось 70 минут. Само собой, в подобном виде группа существовать не могла. Возвратился в третью реинкарнацию King Crimson Брафорд, продолжили сольные дела Хоу и Уэйкман.
1994 год: состав 1983-87 годов.
1995 год: возвращение Рэбина к сольному творчеству (вместе с Тони Кэем!).
1997-'99: - Wakeman, + Billy Sherwood (rhythm guitars; backing vocals, из World Trade) + Igor Khoroshev (keyboards). В состав наконец принят старый друг Сквайра Billy Sherwood. Что любопытно, Билли уже дважды должен был стать лид-вокалистом Yes (в 1983-м и 1991-м гг), но как известно, Андерсон успевал вовремя одуматься. Теперь же за ним ритм-гитара & второй вокал.
2001 год: Squire, Anderson, Howe, White и симфонический оркестр.
2011 год: состав 1980 года плюс Benoit David (vocals, из Mystery).
2012-2014 годы: вместо David-а поет Jon Davison (из Glass Hammer); остальные - те же.
 

Yes в числе тех, чьи имена просто приятно повторять: Genesis, Pink Floyd, Marillion, Jelhro Tull, Van Der Hammill... Классика, высший пилотаж, арт-роковая революция. И хотя Yes, по условиям алфавита находящийся в конце книги, уже столько раз "подвергался" у нас сравнениям, что только по ним уже можно иметь достаточное представление о гениальном творчестве группы, о нем и лишнего сказать не грех.

Дебютный альбом группы, вышедший параллельно с Genesis, выглядит внушительнее тех, но все же более наивно, чем первые работы Pink Floyd и King Crimson. На втором диске Yes все еще искали себя и поэтому по всем статьям проиграли и Genesis, и Van Der Graaf, и Jethro Tull. Лишь с приходом Стива Хоу из третьего альбома получается жастоящий арт-роковый шедевр. Манера Yes отличается от остальных классиков жанра: классический сонатный фундамент проглядывает не столь часто сквозь футуристические нагромождения гитарно-клавишных аранжировок. Когда появился Уэйкман, этот фундамент стал, естественно, виднее, но общий замысел (основные авторы всего ранне-среднего периода - Андерсон, Сквайр и Хоу) не позволял обожателю классики "злоупотреблять", и его работа в составе Yes значительно отличается от сольной.

Подобного подхода к развитию прогрессивного рока, с длинными и мудреными эпическими пьесами, пространными текстами об окружающей природе, группа придерживалась вплоть до 1978 года, исключая экспериментальный альбом "Fragile". Он создавался раздельно каждым из пяти участников и совершенно не подчиняется какой-то концепции, хотя поет Андерсон о природе и тут. Кроме оговоренного "The Yes album", o шедеврами стали стилистически ему подобные программы 1972, 1973 и 1974 годов, а также чуть более доступный "Tormato" 1978 года.

Все остальные диски периода 1971-1978 чуть не дотянули до высшего балла: это выпадающий из концептуальной "обоймы" альбом "Fragile" и контрастный "Going for the one", где одна из самых лучших отдельных вещей группы - 16-минутная "Awaken" - соседствует с ЕLO-подобной "Wonderous stories".

На "Драме" показывал чудеса новобранец Джефф Даунс, запросто соперничая с Уэйкманом, а если бы на конверте дяденьки из "Атлантик Оекордс" не написали, что поет некто Хорн, все бы думали, что это слегка простуженный Андерсон. Это был последний диск Yes, выдержанный в их "фирменной" манере, и тоже почти шедевр. Пока Андерсон занимался экспериментами с Vangelis-ом в стиле New age, а где-то уже позабытый Морац от клонирования Уэйкмана пришел к собственному арт-н-джазовому авангарду, Сквайр познакомился с Тревором Рэбином. Тот умеет играть на акустической гитаре классику, да еще как (слушай концерт 1985 года "YesSolos"), но душой его тянет к синтезу арта и мощного хард-рока. Идея понравилась и Сквайру, и Уайту. Вернули скитальца Кэя - да еще с солидным багажом мелодий (один из главных авторов альбома 1987 года), а тут и Андерсон одумался. Хорн вне студии пел слабо, да еще в очках и при костюме. Зато продюсером он всегда был отменным. Пушечный выстрел альбома "90125" в 1983 году - это также и его заслуга, хотя основная - Рэбина.

Свежая кровь южно-африканского музыканта полилась по венам северного ансамбля, а хиты, подобные "Owner of a lonely hearts", сделали из старой легенды apT poKa новую звезду модерн-хард-рока. К чести Yes, на сделку с поп-музыкой они не пошли, и, как выяснилось, изящный хард-н-арт (но с обязательным присутствием и ранних форм - хотя бы в двух-трех вещах) тоже может собирать стадионы.

Это наглядно показало мировое турне 1984-85 годов. Все три альбома новой пятерки (1983; 1987, 1994) - не шедевры арт-рока, но великолепие хард-н-арта. Из двух оставшихся попыток возвратиться к старому звучанию (1989 и 1991) удалась только первая, а смешение разных программ в единое целое было ошибкой: этот альбом интереснее разве что дебютных (1969, 1970).

Как ни странно, именно классический состав Yes заиграл Pomp Rock - приличный в 1997-м, но двумя годами позже во главу угла поставили песенное строение. Лицемерно плевался Howe, когда вышел альбом 1983 года - из зависти, что ли? Сам же вот стал на стезю поп-рока. В Asia вообще попсовую дребедень играл - в той же середине 80-х годов! А альбом 2014 года вообще звучит как Asia!

Вышедший в 2001-м "Magnification" - без клавишника, но с оркестром - очень добротный эксперимент, после которого, однако, Yes замолчали на целое 10-летие. Наконец, в 2011-м появился еще один диск, "Fly from Here", где (не дождавшись приболевшего Андерсона!) группа представила нового лид-вокалиста Benoit David. Лучше бы Хорн пел заглавные партии, честное слово! Что касается программы в целом, она мне видится довольно жалкой пародией на "Драму". Более или менее интересна только первая треть альбома. Статья была исправлена и дополнена за полтора месяца до выхода очередного программного альбома группы. И вот он вышел. Диск 2014 это полный провал, музыка (кроме вокала, который похож на Андерсоновский) неузнаваема. Хотя, если вы любитель псевдо-Прогрессива типа Asia, не разочаруетесь.

Но вот, финал... Совсем недавно скончался единственный постоянный участник Yes басист Chris Squire, держатель названия группы. Вряд ли разрешат Стиву Хоу продолжать использовать имя Yes, тем более, что он "с компанией" в последние годы выпускает только альбомы, порочащие его.

 
Дискография:
"Yes"-©1969, "Time and a word"-©1970, "The Yes album"-©1971, "Fragile"-©1971, "Close to the edge"-©1972, "Tales from Topographic oceans" (2LP/2CD)-©1973, "Relayer"-©1974, "Going for the one"-©1977, "Tormato"-©1978, "Drama"-©1980, "90125"-©1983, "Big generator"-©1987, "Union" (2LP=1CD)-©1991, "Talk"-©1994, "Open Your Eyes"-©1997, "The Ladder"-©1999, "Magnification"-©2001, "Fly from Here"-©2011, "Heaven & Earth"-2014.

A.B.W.H.: "Anderson-Bruford-Wakeman-Howe"-©1989.

МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА