МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 
VAN DER GRAAF GENERATOR/PETER HAMMILL

Van Der Hammill. Страна: Великобритания.

Исходный состав Van Der Graaf: Peter Hammill (vocals, guitars), Guy Evans (drums), Hugh Banton (keyboards), Keith Ellis (bass).
На втором альбоме басиста Эллиса уже нет (в Juicy Lucy), вместо него принят Nick Potter. С приходом David Jackson (winds) группа становится квинтетом. Те же люди на третьем диске.
1971 год: уходит Поттер. В студии на басу Играет Бэнтон, на концертах он же ведет синти-бас клавишными. По сути, пятым участником, хотя и "гостевым", стал друг Хэммилла Robert Fripp (King Crimson.guitars): он участвовав в записи всех композиций, тогда как на предыдущем альбоме - лишь одной.
1972 - '75 годы: одни и те же люди записывают как альбомы под именем Хэммилла, так и под вывеской Van Der Graaf. Причем, основной автор всех программ - Хэммилл. Итак, состав - одинаков, автор - тот же, так чем не Van Der Hammill? Основная четверка записывает и оба альбома 1976 года: Хэммилл, Эванс, Бэнтон, Джексон.
1977 год: ссора Хэммилла' с Бэнтоном, в результате которой они расстались надолго. У Джексона - проблемы со здоровьем. Итак: минус Бэнтон и Джексон. Хэммилл всегда хотя бы одну вещь играл на пианино и раньше. Теперь и навсегда он к тому же и клавишник. В обеих новых работах - и снова под разными заголовками - ему и Эвансу помогают: возвратившийся басист Поттер и известный фолк-роковый исполнитель с консерваторским образованием Graham Smith (cello).
2005 год: Hammill, Banton, Evans, Jackson.
2006 - '16 годы: Hammill, Banton, Evans.
О музыкантах проекта Peter Hammill. Как уже говорилось, ранние (и 1977 года) альбомы записаны при помощи своих же коллег из Van Der Graaf. Во всех последующих программах, так или иначе, музыкантов из старой группы - большинство. Уже в 1978 году вернулся в строй саксофонист/флейтист Джексон, до 1984 года в составе остается и Смит (уже пожилой к тому времени музыкант).
До 1989 года неизменным ударником (а иногда и вторым клавишником) был старина Гай Эванс. С момента возвращения в группу в 1977 году долго в штате пребывал басист Поттер. В составе группы Peter-а Hammill-а 1994-'97 годов - трое из пяти - "дремучие" Вандерграафовцы; Сам, Джексон и Поттер.
С 1981 года в составе довольно часто появлялся гитарист John Ellis, а в 90-х годах постоянными партнерами Хэммилла, Джексона и Поттера стали Manny Elias (drums) и Stuart Gordon (cello). Уже много лет состав записывается в личной студии Питера Хэммилла "Sofa Sound".
Чтобы хоть как-то реализовать собственные идеи, по договоренности с Хэммиллом, его коллеги организовали параллельный (чисто студийный) проект The Long Hello, но за многие годы смогли выпустить только 4 альбома (см. дискографии ниже). Первый сочинили и записали: Эванс (ударные), Джексон (духовые), Бэнтон (клавишные, бас, гитара, вокал) - трое вандерграафовцев плюс один "гостевой" гитарист. Прочие - фактически, сольные работы отдельных участников группы.
 

В первой половине 70-х этот конгломерат бесспорно занимал место в пятерке сильнейших коллективов арт-рока - самого прогрессивного жанра рок-музыки - наряду с Genesis, Pink Floyd, Jethro Tull, Yes. В наши дни - это безусловный лидер, с которым конкурирует только King Crimson. Из "старых" соперников достойную продукцию продолжает выпускать Jethro Tull/Ian Anderson, но значительно реже. Остальные "динозавры", дай им Бог тоже долгой жизни, уступают Хэммилду & Со и в композиции, и в стабильности. Состав уже более 40 лет уверенно занимается не просто однажды начатым делом, но неустанно находится в поиске новых форм выражения прогрессивного рока. Видимо, в этом и секрет его удивительной продуктивности. Другие "динозавры", ухитряющиеся все еще развивать арт-рок в жестких рамках своей "родной" стилистики (лавры здесь для King Crimson), для того, чтобы не стать пародией на самих себя, выпускают альбомы с большими паузами. Не замкнутый в себе Хэммилл из года в год выпускает новые альбомы в различных плоскостях арт-рока, открывая очень даже необычные пространства (но никогда не вторгаясь - даже с целью развития - на чужие!), оставаясь при этом самим собой - мгновенно узнаваемым. И ни единого компромисса с поп-музыкой.

А ведь Хэммилл не был профессиональным музыкантом. По его же признанию, он, наконец, стал таковым к 1990 году. И тот, кто хорошо знаком с творчеством Van Der Hammill, знает, что вся суть этого феномена - в неистребимом композиционном таланте и безграничной фантазии. Исключая великолепный (хотя тоже явно "природный", а не классический) драматический вокал Питера, его игра на клавишных (и особенно на гитаре) сводилась лишь к воспроизведению аккордов. До солирования на клавишных дело дошло лишь в 80-х, а подлинным мультиинструменталистом, и гитаристом, не нуждающимся в поддержке, Хэммилл действительно стал лишь в 90-е годы. Завидная творческая позиция - учиться всю жизнь, будучи уже 4 десятка лет живой легендой прогрессивного рока.

Не очень понятно, почему, являясь обладателем авторских прав на лэйбл Van Der Graaf (американский физик, построивший в 1931 году первый генератор высокого напряжения), и никогда не расставаясь с большинством своих друзей-коллег по старой группе, он в, конце-концов, остановился на своем имени в заголовке проекта. Ведь не секрет, что во многом успех Van Der Graaf зависел от того, как аранжировать композиции. И если авторство Питера Хэммилла бесспорно, то аранжировки, роль которых важна в арт-роке чрезвычайно, создавались сообща. И без столь профессиональных и виртуозных музыкантов, как Эванс, Джексон, Бэнтон и Поттер, Питер со своим единственным тогда "исполнительским" (как композитор и поэт он всегда был гениален) козырем - вокалом - едва ли самостоятельно был способен сделать шедеврами те же сольники, "Nadir's big chance" и "Over". Это наглядно показал как раз следующий альбом 1978 года, где Питер переоценил собственные возможности, записав его в студии фактически в одиночку (саксофонист Джексон и скрипач Смит появляются лишь эпизодически). Как раз получился "скелет", причем весьма угловатый, так как кроме голоса и фортепиано, звучание остальных инструментов выглядит просто жалким. Прежде всего это касается "ударных". Записав с горем пополам партии всех инструментов, Хэммилл решил и с барабанами разделаться лично. Из этих соображений, он использовал только что появившиеся синтезаторы со звуками ударных в памяти. Надо было только нажимать клавиши в нужный момент. В итоге, мы слышим на "Future now" хлопанье двух калош друг о друга. Попытка "творчества в затворничестве" на финише 70-х стала самым неудачным периодом в блестящей дискографии Van Der Hammill. К счастью, старые друзья всегда была рядом.

Если Pink Floyd являются пионерами собственно прогрессивного рока вообще, то термин "классический эпический арт-рок" с элементами джах-фьюжна и авангарда берет свое начало на "The aerosol grey machine". Van Der Graaf выпустили его в январе 1969 года - за полгода с лишним до появления Кримсоновского "In the court of the Crimson King". И хотя Фрипповская программа выглядит значительнее и солиднее, первенцем жанра стала не она, что бы ни говорили критики. Возможно, причина, по которой Хэммилл отказался от использования легендарного названия, заключается в том, что творчество Van Der Graaf было как раз ограничено рамками эпического арта, и ему было легче заниматься экспериментами под другим именем, чтобы сохранить "визитную карточку" легенды. Так или иначе, Группа Имени Генератора Американского Физика сохранила творческую концепцию своего первого альбома до конца. Было развитие, подъем и кульминация, в состоянии которой группу удалоеь удержать до изъятия ее вывески из обращения в 1977-м. Пик творчества приходится на третий-четвертый альбомы. Особенно поражает воображение глубиной композиций, эпическим размахом, фантазией вокала, виртуозней и непредсказуемой игрой всех участников "Pawn hearts". А звукорежиссура (группу "обслуживал" тот же персонал, что и Genesis) и постановка саунда - фантастического для тех лет качества.

Все последующие альбомы Van Der Graaf также стали шедеврами прогрессивной рок-музыки. Характеристики не изменились: длинные, часто до 20 минут, эпические композиции, до предела напичканные неожиданными и виртуозными аранжировками, самым удивительным в истории арт-рока использованием возможностей саксофона (Джексон извлекал из него даже гитарно-металлические звуки, а вообще всю гамму словами даже не передать). Собрание сочинений группы - в ряду самых выдающихся достижений современной музыки.

Кстати, недавно дошло, что (если брать во внимание именно стиль, а не движение музыкантов «левого крыла», но что нам важнее?) впервые RIO был представлен не Henry Cow, а Van Der Graaf Generator на “Pawn Hearts”. И хотя звучит он на альбоме отнюдь не повсеместно, там – с десяток, не меньше, полноценных «ходов»-аранжировок, ставших позднее во многом архетипическими для жанра. Так что, пионеры классического (т.е. именно более классически, нежели джаз-ориентированного) RIO бельгийцы Univers Zero «оглядывались» не только на Zao, Стравинского и Бартока. Все жанры прогрессивного рока были созданы на Альбионе, как ни крути, а Electronic я лично к таковым не отношу.

В 2004-м г Van Der Graaf Generator, наконец-то, снова собрались вместе как группа. Пять новых альбомов уже добавились к ее дискографии - все достаточно сильные (особенно двойной "Presense" и программа 2016 года), кроме "Alt" - единственный полностью инструментальный альбом группы, это просто эксперимент, по большому счету.

Дискография под именем Peter Hammill, хотя и расположена в целом в рамках собственно арт-рока, более неоднородного характера. Ранние альбомы содержат материал, стилистически схожий с двумя первыми альбомами Van Der Graaf, но песни более короткие, раздельные и контрастные - от сложных увертюр до акустических баллад. Альбомы 1972, '73, '75, '77 и '94 гг - качественно - в одном ряду с шедеврами Van Der Graaf. Диск 1994 года особенно впечатляет воображение колоссальным психоделическим размахом и Каскадами неожиданных аранжировок в манере, близкой к "Pawn hearts". Из альбомов 80-х годов, исключая экспериментальные "And close as this" (чисто фортепианный) и "Spur of the moment" (инструментальный арт-авангард), большинство выдержано в рамках синтеза музыки Van Der Graaf и классического хард-рока, к мотивам которого Хэммилл прибегал на всех программах ранне-среднего периода. В этой же категории диск 1993 года "The noise" - типичный Хэммилловский хард-н-арт с использованием камерных инструментов (скрипка, флейта) и иногда саксофона."Out of water" и "Fireships" - продукты сближения арт-рока с классической музыкой; это также безусловные шедевры, с очень интересными "глубинными течениями". Соверешенно особняком стоит эпическая рок-опера по Эдгару По "Падение дома Ашеров" в 79 минут звучанием, произведение замечательное, но несколько необычное для восприятия. Вообще, в 90-х у Хэммилла явно открылось второе дыхание: практически каждый год выпускается новый альбом высочайшего уровня, содержание которого заранее предугадать просто невозможно. Фантазия Хэммилла до сих пор не знает границ. Такие альбомы как "Fireships" и особенно "Rоaring forties", с гигантской арт-полифонией, виртуозными скрипкой и саксофоном, свежестью и новизной звучания, сегодня почти вне всякой конкуренции на прогрессивной линии рок-фронта. С начала 2000-х Питер работает над сольными программами в полном одиночестве, доказывая тем, что нынче он - подлинный мультиинструменталист. Впрочем, хотя эти альбомы и хороши, они уступают всем вышеназванным шедерам из сольной дискографии Хэммилла. Не хватает на них друзей по группе!

 
Дискография Van Der Graaf:
"The aerosol grey machine"-©1969, "The least we can do is wave to each other"-©Jan-1970, "H to He who am the only one"-©Sep-1970, "Pawn heatfs"-©Apr-1971, "Godbluff"-©Sep-1975, "Still life"-Mar-©1976, "World record"-Oct-©1976, "The quiet zone, the pleasure domе"-©1977, "Present" (2CD)-@2005, "Trisector"-@2008 (все - CHARISMA/VIRGIN Records), "Grounding in Numbers"-@2011, "Alt"-@2012, "Do Not Disturb"-@2016 (ESOTERIC Recordings).

Дискография Peter Hammill:
"Fool's mate"-©1972, "Chameleon in the shadow of the night"-©1972" "The silent corner and the empty stage,"-©1973, "In camera"-©1974, "Nadir's big chance"-©1975, "Оver"-©1977, "The future now"-©1978, "PH7"-©1979, "A black box"-©1980, "The sitting targets"-©1981, "Enter K"-©1982, "Patience"-©1983, "Skin"-©1986, "And close asythis"-©1986, "Spur of the moment"-©1988, "In a foreign town"-©1988, "Out of water"-©1990, "The fall of the house of Usher". (2LP=1CD)-©1991, "Fireships"-©1992, "The noise"-©1993, "Roaring forties"-©1994, "X My Heart"-1996, "Sonix"-1996, "Everyone You Hold"-1997, "This"-1998, "None of the Above"-2000, "What Now?"-2001, "Clutch"-2002, "Incoherence"-2004, "Singularity"-2006, "Thin Air"-2009, "Consequences"-2012, "All That Might Have Been"-2014.

Дискография The Long Неllо:
"The Long Hello"-©1974, "Long Hello vol. 2"-©1981, "Long Hello vol. 3"-©1982, "Long Hello vol. 4"-©1988.

МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА