МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 
TIAMAT


Tiamat. Страна: Швеция.

Состав исходный; Johan Edlund (vocals, guitar), Thomas Petersson (lead guitar), Niklas Ekstrand (drums), Jorgen Thulberg (bass). Co второго альбома группа стала квинтетом - появился штатный клавишник J. Malmsten.
Год спустя новым басистом стал Johnny Hagel, сменился и клавишник - Kenneth Roos. В 1994 году в группе официально остается двое участников: Эдлунд и Хагель. Все партии клавишных исполнил постоянный продюсер ансамбля Waldemar Sorychta (на ранних альбомах он участвовал - эпизодически - в качестве соло-гитариста). В студии им помогли: лид-гитарист Magnus Sahlgren и ударник Lars Skjold. В дальнейшем лидер группы Johan Edlund постоянно тасовал состав, оставаясь единственным оригинальным участником группы.
 

Пришла пора поговорить о группе Tiamat, которая в годы расцвета (1991-97) представляла собой не только самое заметное явление на шведской рок-сцене, но и одну из самых революционных единиц в истории рок-музыки, В творчестве ансамбля балом правила Непредсказуемость: все 5 первых программных альбома столь же похожи между собой, как представители негроидной, монголоидной и европеоидной рас. Да, два глаза, два уха, нос... Гитара, бас, клавишные, вокал... На этом сходство и заканчивается. В остальном же группа сродни сказочному младенцу, который "растет не по дням, а по часам": это касается абсолютно всех аспектов раннего и среднего периода творчества Tiamat - профессионализма, композиции, вокала. Единственное объединяющее начало - минорность всех композиций.

Спутать Tiamat тех лет с кем-либо невозможно. Нечто кровное, неистребимое, принадлежащее только им, незримо присутствует в каждом альбоме. Ни один самый смелый музыковед не смог бы предсказать фантастический рост команды после выхода их дебютного альбома. Типичный скандинавский дэт-метал с элементами Black в вокале и doom в музыке, и только это самое "неистребимое нечто" невольно задерживало внимание на, казалось бы, заведомо провальном проекте.

Вместе с группой, похоже, столь же быстро рос и их оригинальный продюсер Вальдемар Сорихта. На втором альбоме он уже выступает также в качестве звукорежиссера, да еще в одной из песен отыграл отменное гитарное соло. Как и на предыдущем альбоме, лирическая концепция "Астрального сна" (1991) также навеяна шумерскими легендами и языческой мифологией, но подобной метаморфозы с музыкой не ожидал никто из успевших познакомиться с "Шумерским плачем". Более того, возможно, прослушав однажды новый альбом, многие могли утвердиться в отрицательном мнении. Но ведь золото как раз и не блестит...

Первое впечатление - какая-то хаотическая надуманная бессмыслица - заставило одних сразу же отвернуться, а искушенных меломанов - почесать затылок: уж больно знакомым было ощущение. Подобное подсознательное предчувствие глубины при сознательном неприятии вызывали наиболее сложные ранние арт-проекты типа ELP, Yes, Gentle Giant, Van Der Graaf Generator, King Crimson - более необычные для восприятия, чем фундаментально классические Genesis или Jethro Tull. И вот сквозь эту "бессмыслицу", при каждом новом к ней обращении, начинают проступать сложные, но тщательно продуманаые, строго симметричные в отношении друг друга структуры. В итоге приходит вывод, что состоялось знакомство с самой композиционно "навороченной" программой 90-х. Даже Mekong Delta с их потрясающей скоростью и техникой не смогли бы вместить в 45 минут такого количества бесконечно сменяющих друг друга тем и аранжировок. В "Астральном сне" представлена невообразимая смесь Techno-thrash, Doom и почти классического Art-rock-а. Вокал разнообразный, суровый, местами "блэковый", но лишь изредка соприкасающийся с Death. Максимальные скорости на альбоме - чуть быстрее Candlemass, но в данном случае для темпа как такового здесь вообще не оставалось места - в калейдоскопе резких перепадов от трэша до клавишно-акустического астрала. Крутейший прогрессив-метал.

Надо думать, и музыканты, и продюсер понимали, что с такой музыкой они едва ли сумеют достичь культового статуса - даже искушенный меломан наверняка окажется неподготовленным к такому звучанию. Очередной альбом "Тучи" - одно из лучших произведений классического дум-метал после Black Sabbath времен их расцвета. Отказ от чрезмерно закрученных композиций в данном случае оправдал себя полностью: группа выпустила очередной шедевр, только в иной стилистике, и обрела сотни тысяч сторонников по всему миру. В вокале - полный отказ от дэтовых и блэковых обертонов и сосредоточение на мрачно-философских, размеренных и спокойных, свойственных музыке такого сорта.

Когда в начале 1993 года пролетел слух о распаде Tiamat, расстроились многие. Ведь это была группа, занявшая в "Metal Hammer" 1990 года последнее место в чартах месяца, и этим же изданием в 1992 году признанная как "лучшая новая" ! Было о чем пожалеть: с таким постоянством слушателя не удивлял еще никто. То-то все испытали транс, когда услышали альбомы "Дикий мед", а потом, три года спустя, "Более глубокая фаза сна"! Не правда ли, замечательное развитие: Death-Metal - Prog-Metal - Progressive Doom - Doom'n'Art - Art-Rock с восточными мотивами? А разве можно найти более подходящий из имеющихся у нас в арсенале терминов для краткой классификации альбома, где арт-рок является доминирующим аспектом?

Вообще, революционность Tiamat и состоит в том, что однозначно классифицировать невозможно ни один из их первых пяти альбомов. И если В первом и третьем проекте еще можно довольно быстро "ухватить" основу, то с прочими много труднее. В "Диком меде" гитара риффует в общей сложности не более 3-4 минут - только в виде кратких вставок на двух первых частях монолитной (с паузой для LP) сюиты удивительной красоты, а на альбоме 1997 года тяжелых риффов нет вообще - невероятной красоты восточная "арт-роковая сказка". Нет подходящих слов, чтобы передать потрясающую атмосферу этих бриллиантов с прекрасной работой каждого инструмента, высокого и чистого голоса Эдлунда, хрустальных клавишных Сорихты. Можно обозначить только отдаленные стилистические ориентиры - самые "арт-роковые" композиции Black Sabbath 1973, 1975 и 1976 годов и астральная психоделия Pink Floyd 1975 и 1977-го. Впрочем, это все тот же Tiamat, и ничего более оригинального, чем "WiWhoney" и "A Deeper Kind of Slumber", вы сегодня в рок-музыке скандинавских стран не найдете.

К сожалению, все последующие альбомы показывают, что Эдлунд либо творчески иссяк, либо "повелся" на коммерцию. Все они стилистически похожи между собой - традиционный Готик-рок/метал без претензий на амбиционность или особую оригинальность.
Под занавес еще несколько слов о первом продюсере группы, Сорихте. Кто знает, возможно, без него (а все партии клавишных на альбоме 1994 года сочинены и сыграны им лично) Tiamat не смогли бы стать теми, кем стали - одной из самых лучших новых групп 90-х. Мало кто догадывается, насколько важна может быть роль человека, всегда обычно находящегося в тени. Талант Сорихты заметили другие составы - уже после второго диска Tiamat. Сегодня на его счету также отличная звукорежиссура и продюсирование восходящих звезд дум-метала Samael и Voodoocult. Но самое интересное, что за прошедшие годы продюсер сам стал высокопрофессиональным музыкантом. В 1995 году вместе с бывшим ударником Slayer - Dave Lombardo - он организовал проект Grip Inc. В результате первое место в "Metal Hammer" и "звание" лучшего гитариста года.

 
Дискография:
"Sumerian сгу"-©1990, "The astral sleep"-©1991, "Clouds"-©1992, "Wildhoney"-©1994, "A Deeper Kind of Slumber"-©1997, "Skeleton Skeletron"- 1999, "Judas Christ"- 2002, "Prey"- 2003, "Amanethes"-2008, "The Scarred People"-2012.

МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА