МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 
STEVE HOWE


Steve Howe. Страна: Великобритания.

Состав исходный: Steve Howe (guitars, vocals), Patrick Moraz (keyboards), Alan White (drums) - вce из Yes, Chris Lowrence (bass, Steve Hackett Band).
1979 год: диск записан Хоу (guitars, bass, keyboards, vocals) с YES-oвцем Уайтом, фактически, вдвоем.
В более позднем творчестве гитаристу также помогают его старые друзья из Yes, тем более, что он сам на несколько лет уходил и вновь возвращался в состав.
Поздние альбомы записаны следующим составом: Хоу (guitars, bass), Paul Sutin (keyboards), Chariie Bettini (drums).
Состав независимого проекта GTR, в котором сначала со-лидерами были оба Стива - Хэккетт и Хоу, а в итоге остался один - Хоу, изменялся.
Альбом 1986 года: Steve Howe (giutars, keyboards, из Yes), Steve Hackett (guitars, keyboards, из Genesis), Max Bacon (vocals, из арт-группы Nightwing, которую продюсировал Хэккетт, выпустившей в 1984 году единственный одноименный диск), Phil Spalding (bass, также ex-Nightwing), Jonathan Mover (знаменитый сессионный ударник). Продюсировал диск нынешний (2010-е) Йес-овский клавишник, по своместительству лидер Asia - Geoff Downes.
Состав 1987 года, которому второй альбом GTR удалось выпустить много позже (весьма ограниченным тиражом): Хоу, Бэкон, Спэлдинг, а также Robert Berry (guitars, позже в "The Three" с Emerson и Palmer: см. ELP), Nigel Glockler (drums, позже Saxon).
На программном альбоме Хоу 1991 года ему вместе с коллегами из Yes помогает ударник Глоклер и клавишник Billy Currie.
 

В отличие от карьеры своего друга и коллеги Стива Хэккетта, творчество Хоу ровным не назовешь. По сути, сольная дискография создавалась в перерывах между активным участием в различных проектах: Yes, Asia, ABWH, снова Yes, снова Asia... Поэтому за 30 лет он сумел издать не так уж много полноценных альбомов. 75-минутный unplugged-album (акустическая обработка ранних произведений на концерте) 1994 года это, конечно, новая работа и новое толкование, но старых вещей, - в дискографию не вносим.

Так или иначе, два первых соло-альбома Хоу сродни раннему творчеству его тезок и соседей в данной книге - Стивам Хэккетту и Хилледжу. Хоу также в 1975 году выдал подлинный шедевр арт-рока, развернутое эпическое произведение, где классические мотивы превалируют над авангардными. Стилистически три Стива будто сговорились - так похоже музыкальное построение композиций их первенцев. И не подкачали все трое, так как сегодня, благодаря им, мы имеем в коллекции первые суперальбомы не коллективного, а личного авторства, что в истории рок-музыки встречается чрезвычайно редко. Впрочем, Хэккетт обошел всех. Альбомы же Хоу и Хилледжа примерно равноценны, но это те же 10 баллов из 10!

На втором соло-проекте Стив использует свой голос всего в двух композициях, хотя и достаточно обширных. Стилистически - это продолжение линии 1975 года, по качеству композиций и аранжировок альбом уступает предшественнику самую малость, что не мешает ему стать одним из самых значительных арт-проектов 1979 года. Вышедший в 1986 году проект GTR, в соавторстве со Стивом Хэккеттом, хотя и не без веяний времени (не слишком сложный, песенный), тоже классический арт-рок по стилю, стал одним из лучших альбомом года. Скудные были времена...

Третья программа под вывеской Steve Howe выходит в 1991 году после альбома группы Yes "Union", когда гитарист снова решает вернуться к самостоятельной деятельности. Это уже чисто инструментальный арт-рок, виртуозный и богато оснащенный аранжировками, с пронзительными и часто скоростными проходами соло-гитары "хозяина". Хорошая, заслуживающая внимания работа, которая звучит несколько однообразно именно ввиду отсутствия вокала. К счастью, очередной диск Хоу (1993, поет сам) оказался наиболее приближенным по звучанию и содержанию к Yes образца 1991 года, но интереснее последнего благодаря аранжировкам, в т.ч. «живых» инструментов.

Во второй половине 1994 года после серии успешных сольных концертов с полными залами Стив неожиданно объединяет творческие усилия с клавишником Paul Satin, который работает в стиле New Age. Стиль представляет собой наиболее упрощенную форму инструментального арт-рока: это медленная, спокойная музыка, как правило с преобладанием клавишных, создающая атмосферу отдыха (меня лично располагающая ко сну). В новых программах Хоу есть что-то слегка медитативное; этакая расслабляющая колыбельная для взрослых. Но, по-большому счету, это, похоже, означает конец настоящего творчества, истощение и закат. Творчество его тезки Хэккетта - намного более ровное, без заигрываний с такими примитивными формами музыки как new age или ambient. Любителям арт-рока рекомендую первые четыре альбома Хоу, особенно первый и четвертый.

 
Дискография:
"Begmnings"-©1975, "The album"-©1979, "Turbulence"-©1991, "The grand scheme of things"-©1993, "Homebrew"-@1996, "Quantum guitar"-@1998, "Natural Timbre"-2001, "Skyline" - 2002, "Elements" - 2003, "Spectrum" - 2005, "Motif" - 2008, "Time" - 2011.
GTR: "Guitar"-©1986, "GTR II"-@1987/2003.

МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА