МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 
OZRIC TENTACLES


Ozric Tentacles. Страна: Великобритания

Состав исходный: Ed Wynne (guitars), Roly Wynne (bass), Joie Hirrton (lead keyboards), Nick Van Gelder (drums), Tom Brooks (keyboards), Paul Hankin (percussion).
Год спустя (после первого магнитальбома "Erpsongs") Хэнкин расстался с группой, так как перкуссионист при наличии мощных ударных в подобной музыке был лишним, а в 1986 году ушел Брукс.
В 1987 году ударника Гелдера заменил Mervin Pepler, a также добавился пятый участник John Egan (winds, vocalozations).
В 1991 году завязывает с роком Роли Винн, и на его место заступает музыкант, скрывающий настоящее имя под псевдонимом Zia (bass).
 

Увы, но до 1989 года, кроме ограниченного числа англичан, никто слыхом не слыхивал про одну из ярчайших прогрессивных групп современности. Ее же история начинается в далеком 1982 году, когда братья Винн организовали cвой первый ансамбль еще в школе - под названием Botsfcem People. После окончания школы и определенной стабилизации состава в 1983 году переименовались в Ozric Tentacles. Клавишник Хинтон до поступления в группу успел побывать в Индии и Мексике, что оказало сильное влияние не только на него самого, но и на братьев Винн. У Хинтона во времена Bolshem People было мифически-футуристическое прозвище Ozrooniculator. Результатом его воссоединения с Виннами и их искреннего проникновения мистическим мировоззрением стали собственно "Щупальца Озрика".

Проще всего музыку этого ансамбля окрестить "крутым" прогрессивом, ибо ничего подобного до сих пор рок-сцена не знала. Первые концерты группы по Лондонским андерграундным клубам ("The Crypt", "Club Dog") собирали немного народу. Лишь после разрешения выступить в действующем Католическом Соборе в восточной части города, а также чрезвычайно удачного решения провести концерт в одном из самых таинственных мест в мире - знаменитой английский древней каменоломне Stoneheage, группе удалось получить локальный культовый статус. Тогда же у группы впервые появились деньги для производства магнитальбомов в условиях домашней студии братьев Винн: все 4 первых программных альбома Озрика вышли в оригинале только на компакт-кассетах. Продавали их, в основном, на концертах, и к ним мы еще вернемся.

Итак, о феномене этого "крутого" прогрессива, который целых б лет прозябал в настоящем андерграунде, не имея возможности выйти на мало-мальски массового слушателя... Подобный уникум мог состояться только при редкой совместимости двух диаметрально противоположно мыслящих лидеров - Эда Винна и Джо Хинтона. Первый из них сочинял и играл виртуознейший гитарный прогрессив хард-н-артового образца, второй, который был под большим впечатлением от своих путешествий, к традиционно классическому артовому звучанию непрерывно "подмешивал" этнические (чаще всего восточные) мотивы; активное использование им сэмплеров и секвенсоров параллельно с техничной мануальной игрой придавало звучанию - вдобавок ко всему - еще нечто космически-психоделическое. Не остался в стороне от творчества и новый участник флейтист/вокалист Джон Эган. Если флейта оказала поддержку арт-роковому началу, то вокал (было бы громко сказано, не будь так задумано!), представляет собой в наиболее развернутом виде какую-то языческую скороговорку, но чаще всего просто натурально первобытные вопли, словно языческий козлиный бог Пан, кружа по лесам и играя на своей флейте, нет-нет да и взовет к своему стаду. Делается это редко, но с таким юмором и столь к месту, что диву даешься: когда это просто выкрик давал столько положительных эмоций!

Лишь в конце 1988 года вновь образованная маленькая фирма Dovetail Records взяла группу под контракт. Начиная с "Pungent effulgent", программы Озрика выходят уже на всех носителях - пластинках, компакт-дисках и кассетах. Известность Озрика мгновенно распространилась на континентальную Европу и даже в Западное полушарие. В начале 90-х распространять диски группы взялась американская "половина" крупнейшего концерна грамзаписи EMI (ее полное название Electrical Music industries - Thorn) - IRS (в свою очередь - International Record Syndicate; не путать с германской фирмой той же аббревиатуры - Intercord Record Service, занимающейся распространением продукции металлического прогрессива). С тех пор сама Dovetail Records значительно улучшила свое финансовое положение, и сегодня один из ее руководителей Richard Allen поддерживает уже с десяток команд, в основном, психоделической направленности.

Неизменный, успех каждого нового CD "Щупалец Озрика" предопределил решение фирмы переиздать на всех носителях и все ранние магнитальбомы группы, включая сборники и концерты, которые мы не указываем, что и произошло в 1993 году. Здесь они даются в строго хронологической "реальной" последовательности. Так как группа в те годы все делала в домашних условиях, высококачественной аналоговой (студийной) ленты у них просто не было. Это сказывается на звучании переизданных CD; все шероховатости и шумы не удалось убрать при помощи самых современных методов. Впрочем, художественной ценности эти произведения от этого не теряют, хотя надо признать, что продолжающийся и доныне творческий полет группы подлинного своего расцвета достиг именно в 1990 году, а дальше пошло упрощение музыки, повторение пройденного, слишком частое заигрывание с электроникой - чем дальше, тем хуже, к сожалению.

 
Дискография:
"Erpsongs"-©1984, "Tantriq obstacles"-©1985, "There is nothing"-©1986, "Sliding gliding worlds"-©1988, "Pungent effulgent"-©1989, "Erpland" (2LP=1CD)-©1990, "Strangeitude"-©1991, "Jurassic shift"-©1993, "Arborescense"-©1994, "Become the Other"-1995, "Curious Corn"-1997, "Waterfall Cities"-1999, "The Hidden Step"-2000, "Swirly Termination"-2001, "Spirals in Hyperspace"-2004, "The Floor's Too Far Away"-2006, "The Yumyum Tree"-2009, "Paper Monkeys"-2012.

МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА