МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 
Xitizen Cain (UK) - 1997 - "Raising the stones"


Xyrus Scott - bass & vocals
Stewart Bell - keyboards, drums & guitars

Из истории. Группа всегда называлась Citizen Cain ("Гражданин Каин"), а басиста-вокалиста зовут Cyrus, но ввиду того, что критики часто самостоятельно ссылаются на то, что название позаимствовано у известного одноименного кинофильма Орсона Уэллса (1941 г выпуска), музыканты изменили его. В интервью по поводу "заимствования" они заявили, что первым гражданином Земли, согласно Библии, был Каин, убивший брата своего Абеля, и фильм тут ни при чем. Альбом. Каждая из вещей содержит в себе по нескольку "частей", озаглавленных соответственно, в т.ч. и абсолютно инструментальные. Аналогии с Genesis, характерные для предыдущего шедевра, нанесшего серьезный удар по нынешнему престижу этой некогда великой группы, здесь сохранились, в основном, лишь в отношении вокала, да и то не всегда. Показав ранее, что умеют, нимало не клонируя, играть на уровне Титанов, на сей раз Xitizen Cain справедливо решили, что пришло время доказать и собственные, оригинальные авторские амбиции. Состоящая из четырех частей дебютная Last days of Cain длится более 13 минут. Невзирая на темброво-стилистические аналогии (великолепного!) вокала Сайруса с Peter Gabriel, музыка сразу приводит к мысли, что группа хотя и продолжает идти путем классического Арт-рока, разработанного Genesis, но уже в совершенно иной, оригинальной плоскости. Более частая, чем раньше, смена "настроений" - от тихих, задумчивых тем до скоростных виртуозных инструментальных пассажей, характерна как для данной, так и для всех "длинных" композиций программы. Вокал вступает после довольно продолжительного "таинственного" интро клавишных как бы издалека и великолепного развития темы при поддержке акустической гитары, и создает просто волшебное настроение. Середина композиции содержит виртуозные клавишные, поддержанные доступным, но очень красивым и драматическим гитарным соло. За второй вокальной частью последних минуты три наполнены совершенно неожиданным, новаторским инструментальным содержанием, окончательно подводящим к умозаключению о значительном расширении музыкантами стилистических горизонтов. Вторая пьеса - 8-минутная Bad Karma, пожалуй, наиболее "экспериментальная" и необычная в творчестве коллектива. Очень продолжительное инструментальное вступление характеризуется "перекрестными" скоростными проходами клавишных, баса и электрогитары, отдаленно вызывающее ассоциации даже с Прог-металлическими структурами. Конечно, здесь нет никакого, даже стилистического сходства с Genesis: группа расширила границы жанра, открыв, пожалуй, новое направление в его развитии. До сих пор вызывает удивление (к тому же, помня о дебюте группы), для чего Сайрусу нужны были другие бас-гитаристы. Это было бы оправдано на концертах для большей концентрации на вокале, но в студии... Аранжировки баса, техника исполнения высочайшего уровня, сродни Chris Squire of Yes, не меньше: бас "живой", его "паутина" кружевами окутывает темы. В совокупности с гениальными данными Стюарта Белла с "его" инструментарием (а он, по крайней мере сегодня, является одним из наиболее техничных, и главное, изобретательных клавишников), получилась удивительно глубокая картина аранжировок, которые требуют к себе длительного внимания даже со стороны "продвинутых" любителей Прогрессива для их реальной оценки. Это касается всего альбома в целом. Тем понятнее становятся весьма невысокие баллы, выставляемые западными критиками этой программе, в отличие от более доступных. Из торопливости, либо просто из любви к более понятным формам Арт-рока, они часто вводят читателя в заблуждение. 4-х-минутная третья Ghost of Jericho-2 - наиболее "мягкая", балладная пьеса альбома, хотя и здесь, при наличии солидной порции вокала, музыканты ухитрились воспроизвести общую направленность программы - регулярное развитие аранжировок. Следующая композиция Corcyra (6.30) лежит в русле стилистики дебютной, равно как и пятая 12-минутная Dreaming makes the World: драматические вокальные темы (всегда на фоне аранжировок основной "базы", но не просто под аккорды) перемежаются с богатыми "игровыми" эпизодами разной временной продолжительности и разных настроений - от меланхолически-задумчивых до скоростных, "ломаных"... Появились "синтетические" скрипки. Отсутствие столь модного сегодня меллотрона (клавишный инструмент, ориентированный на "оркестровое" звучание, был создан на заре Прогрессива), в отличие от многих групп, часто использующих его сегодня снова и воссоздающих звучание 70-х, напротив, делает саунд Xitizen Cain реально современным, саундом 90-х, при всей глубине и сложности, характерных для расцвета жанра. Короткая (2,5 мин) Ylixilea's dream, 6-я по счету, наполнена клавишно-оркестровым звучанием, сильно ориентированном на Классику. Вокал во второй части, пьеса без ударных. Аранжировки трех заключительных композиций на порядок сложнее первой части альбома. Уже в Ghost of Jericho-1 (5,5 мин) "закрученность" инструментальных тем выходит на новый уровень, достигая своего пика в предпоследней пьесе Black rain (6,30), где, в прологе, похоже, звучит "живая" скрипка. Группа работает в русле привычного классического Арт-рока, но глубина и продуманность композиций ставят их в один ряд с наиболее "заумными" произведениями Титанов первой половины 70-х. Апогей напряженности музыкального сюжета сохраняется и в 14-минутном эпилоге Silently seeking Euridice, однако здесь Сайрус и Белл снова внедряют в темы новые экспериментальные находки, очень неожиданные, при посредстве которых и завершают программу инструментально, тем самым как бы расставляя точки над "и": мы опираемся на наследие прошлого, но дальше идем своим путем. Резюме. Безусловно, клавишно-ориентированный классический Арт-рок. Однако малое количество электрогитары компенсируется великолепной игрой бас-гитары, которая не "держит фон", но солирует всюду, и параллельно с клавишными. Впрочем, более весомое присутствие гитары акустической также идет на пользу разнообразия саунда. Чрезвычайно активно использовался богатый арсенал клавишных, создавая тем самым различную атмосферу настроений в разных эпизодах программы. Композиции тщательно продуманы, глубоки, аранжировки сложны и виртуозны. Несомненно, один из лучших Прог-альбомов 90-х (и не только), требует многоразового прослушивания для осмысления и вынесения справедливого "вердикта". Большое удовольствие для любителей сложного Арт-рока. Тексты очень сложные, гротескно-философские, перекликающиеся с Библейской тематикой, будет трудно разобрать даже сносно владеющему английским. Этот шедевр имеет 6 баллов на всей обширной территории Прогрессива.



МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА