МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА

 

Saga (Portugal) - 1976 - “Homo Sapiens”

Уверен, что португальский прог-рок не частый гость в вашем аудиопроигрывателе. Пожалуй, самой известной португальской группой является Tantra. Вполне возможно, что мы никогда бы не узнали о группе Saga и ее единственном альбоме « Homo Sapiens», если бы его не переиздала на компакт-диске южнокорейская фирма «M2U Records» в 2002 году тиражом всего в 1000 экз. Рассматриваемый альбом является одним из самых редких в мире, несмотря на то, что в сферу влияния и распространения португальских групп попадает также Бразилия, Ангола и др. страны из общей языковой семьи. В отличие от канадской тезки, вы не найдете о португальцах никакой информации на популярных сайтах вроде Gibraltar или Progarchives. «Гомо Сапиенс» — это концептуальный литературно-музыкальный альбом. Поскольку португальского языка я не знаю, то о его пацифистской антиядерной идее могу судить лишь по обложке с ядерным грибом и названиям композиций, вроде «Hiroxima» и пр. Между композициями отсутствуют паузы, но их часто заполняют стихотворные речитативы в исполнении актера Синде Филипе; они будут понятны только жителям указанных выше стран. Программа задумана, сочинена и аранжирована известным португальским художником и музыкантом Жосе Луисом Тиноко. В целом, его музыка на альбоме хорошо вписывается в латиноамериканскую семью симфонического арт рока, но особенно ярко это родство проявляется в вокале, который занимает центральное место. Словом, поют все инструменталисты-мужчины, коих пять, и две приглашенные вокалистки. Наверняка, многие из вас знакомы с ритмами бразильской самбы, босса-новы и другими латинскими музыкальными стилями, которые отличает мелодическая красота и напевность, берущая за душу. Так вот, всего этого в избытке и на этом альбоме. Не очень глубокий и развернутый, но мелодичный симфонический фьюжн группы определяется как раз этими традициями. Пластичность подобной музыки позволяет легко балансировать между симфоническим арт-роком, джаз-роком и фанком. Для первого стиля более характерны длинные игровые композиции «6? Dia» и «Guerra», которые открывают 1-ю и 2-ю сторону винилового альбома. В арсенале музыкантов флейта, акустические гитары, саксофоны и множество клавишных инструментов. Богатые вокальные партии обрамляются красивыми клавишными прелюдиями, «космической» электроникой и меланхоличным звуком саксофонов. Не редки также и проигрыши на акустической гитаре, что очень подходит к балладным песням. В целом, эта пластинка, безусловно, является типичным продуктом своей музыкальной эпохи, что легко угадывается по характерным приемам в аранжировке, принятым в симфоническом арт-роке тех лет, хотя группа Saga относится к латиноамериканской семье фьюжн.


Андрей ГАЕВСКИЙ


МУЗЕЙ ПРОГРЕССИВНОГО РОКА